Правда и фантазии о Великом Крае. Глава 10

Сибирь Кондовая. Глава 10.
Километрах в семнадцати от Алтата на противоположном северном склоне таежной Арги лет двести назад был построен Краснореченский спирто-водочный завод. В ту пору это было  большие доходы.  До проведения железной дороги основными покупателями алтатского хлеба были этот завод и ачинские горожане.
Большие вначале поселились в Алтате. Но там из-за осенних заморозков хлеб не всегда дозревал. Поэтому в конце 18 века перебрались на юг ближе к относительно более теплой Хакасии. Место было хорошее полустепное на берегу небольшого озера. Невдалеке была тайга. Так образовалась деревня Корнилово. Но и здесь весна и осень оказались с заморозками. Было тяжело…
Тогда один из братьев, Семен, вернулся обратно в Алтат.
Семен был человек твердого самостийного характера. У него в семье был исконный патриархат. До самой его поздней кончины все дети и внуки жили одной семьей. Это была настоящая артель с числом детей и взрослых до сорока человек. В ней соблюдалось строгое распределение труда и обязанностей. В семье была даже, так называемая, «бабская». В отдельном пятистенном домике на территории двора находились под присмотром опытных старших женщин малыши. Сюда в ожидании ребенка в последние месяцы беременности помещались роженицы. Здесь выполнялись наиболее легкие женские работы.
Километрах в десяти от Алтата у семьи была большая заимка, где протекала ключевая речушка Поперешка.
После смерти Семена два его сына переехали в Корнилово, один в Назарово, а Данило Большой остался в Алтате. К нему и вез Кузьмич наших героев. Данил Семенович – высокий, согнувшийся под старость, в меру строгий спокойный человек. Он никогда не горячился, имел также большую семью и прожил 96 лет. В семье соблюдался прежний патриархальный уклад жизни. К тому времени жизнь, урожаи стали лучше. Алтат из небольшой деревни вырос в большое село. Семья жила зажиточно. С друзьями, в компании Данило не без гордости говаривал: «У меня пять сынов, пятьсот рублев».  Все они – Михаил, Григорий, Трофим, Калистрат и младший Фока, как и в былые времена, жили долго вместе с родителями. Жили и постепенно отстраивали каждому по добротному пятистенному дому.
  Фока Данилович, хоть и был мужик, именем своим не восторгался. Ему бы быть Ильей, а церковь настояла на другом.
Летом был праздник Ильин день. В Алтат привозили крестить новорожденных и из других деревень. Когда кум и кума развернули своего крестника для религиозного обряда, священник спросил:
- Как же наречем младенца?
- Ильей, батюшка.
- Нет, нельзя, православные.
- Так ведь сегодня Ильин день, батюшка.
- Все равно нельзя.


Студенты и Сибирский детектив. Глава 10.
Жандарм слишком много пил. Он не заметил, как его связали и оттащили на задний двор. Долго били, потом приставили к горлу нож.
- Говори собака, куда студентов отправили?
- А вы меня живым отпустите?
- Конечно.
- С Кузьмичом в Алтат.
После этого в горло предателю влили отраву, и оставили умирать.
__________________________
Орлов внимательно смотрел на ребят.
- Вот вам пистолеты; похоже, шутки кончились.
- А нам?
- Федя принеси дамские. Сидите там, и не рыпайтесь.
- Ваше Благородие за вами следят.
_________________
- За нами едут.
- Что делать?
- Войдем в тайгу, но выйдем раньше.


Рецензии