40 лет музейному хору

          В марте 1979 года по инициативе директора Старочеркасского музея – заповедника Андрея Афанасьевича Зимовнова   был создан фольклорный хор из сотрудников музея. Целью создания этого коллектива было  возрождение, сохранение и популяризация старинной казачьей песни, которая в годы советской власти  была незаслуженно забыта. Деятельность фольклорного коллектива была включена в план научной работы музея.
 
          Руководителем хора стала Лариса Ивановна Наседкина, которая являлась специалистом по фольклору  и преподавала в музыкальном институте имени Гнесиных.  С её помощью был  создан  коллектив фольклорного хора из сотрудников музея. Солистом и запевалой  хора стал заведующий отделом советского периода Калашников Н.И.

          Создание  репертуара сопровождалась научно-исследовательской работой. Так научные сотрудники музея, собирая экспонаты, параллельно записывали у стариков казачьи песни. Исследуя тексты старинных песен, стало известно, что многие из них были посвящены историческим событиям. Консультантом по историческим песням стала преподаватель Ростовского университета фольклорист Т. И. Тумилевич. Благодаря Тамаре Ивановне были расшифрованы и определены временные рамки многих песен.

          Например: песня под названием «Ты Россия, матушка, Россия»  сочинили казаки о своем атамане М.И.Платове, после войны 1812 года. А в песне «Не с под тучушки, да й ветерочки дують», рассказывается как казаки обратились к царю Ивану Грозному с вопросом: «Чем ты наш государь наградишь казаков за их службу?»
 
          Целый год упорной работы понадобился для создания репертуара. В результате был составлен первый сценарий выступления хора, состоящий из 12 песен. Было решено  дать несколько бесплатных концертов  туристам, бывшим на экскурсии в музее.  Ведущая концертов  экскурсовод Астапенко Галина Даниловна подготовила сценарий, согласно которому  старинные казачьи песни исполнялись  с предварительным подробным пояснением.  Такая форма концертов очень понравилась и хор стали приглашать в другие организации. Зрители, присутствовавшие на этих концертах,  вместе с хористами  играли казачью песню. Многим с детства были знакомы эти  напевы. Все песни исполнялись акапелльно, хористы покоряли слушателей не мастерством, а задором и молодостью.

          В 1984 году  сменилось руководство хора. На смену Л.И.Наседкиной в коллектив пришла И.В. Шелестова, которая в репертуар хора ввела  песни казаков-некрасовцев. Был разработан сценарий, в котором не только звучали песни, но и рассказывалось об истории казаков-некрасовцев, потомков булавинского восстания.

          С 1985 года стали проводить  фольклорные праздники. Целью проведения праздников было не только возрождение прекрасных казачьих песен для современного слушателя, но и воспитание молодёжи на основе лучших образцов казачьих песен. Благодаря возрождению песенной культуры Дона планировалось воспитывать подрастающее поколение в любви к родному краю, в гордости к своим предкам.
Теперь, каждое последнее воскресенье  летнего месяца, начиная с мая по сентябрь, в станицу приезжали фольклорные коллективы не только Ростовской области, но и из Краснодарского и Ставропольского края, Волгоградской, Донецкой и Луганской областей. На сцене атаманского подворья показывали свою национальную культуру немцы, шотландцы и даже африканцы.  Вскоре этот праздник стал очень популярным, потому что через песню можно было, познакомится с духовной культурой  донских казаков. Благодаря фольклорным праздникам резко повысилась посещаемость музея-заповедника.

          В ходе собирательской работы, был записан старинный свадебный обряд станицы Старочеркасской. На его основе был создан сценарий, в котором исполнители привлекали зрителей для участия в обряде.  Свадебный обряд привлек многих желающих, до сих пор хор получает приглашения от жителей  близлежащих станиц и хуторов обыграть по-старинному современную свадьбу.
 
          После  И.В. Шелестовой руководителем хора стал Г.И. Обухов. Впервые  хор стал исполнять песни под аккомпанемент баяна. При формировании репертуара стали учитывать, что в каждом регионе одна и та же песня поется по – разному. Кроме свадебного обряда, были записаны ещё несколько обрядов, которые сложились в 19 веке. Это обряд проводы казака на службу и встреча его после возвращения с войны, приём в приписные казаки. Сценарий «Приём в приписные казаки»  очень понравился туристам. Уже более 20 лет этот сценарий не выходит из моды и является визитной карточкой музейного хора.

          В  2006 году  руководителем музейного фольклорного коллектива стал А. А. Венглевский. Началась новая история музейного хора. В репертуаре хора были оставлены только старинные казачьи  песни. Если  при прежних руководителях в хоре пели на два голоса, причем  пополам пять первых голосов и пять вторых, то А.А. Венглевский, прослушав каждого участника, расставил голоса так, как испокон веков пели казаки: только один человек «дискант», а остальные  поют вторую и третью партию. И песня зазвучала по-другому. То есть песни исполняются так, как их «играли» исстари.

          Научный коллектив продолжал свою работу по сбору и пропаганде старинной казачьей песни.  Репертуар хора пополнился новыми песнями, записанными, как у нас говорят «из уст в уста». В результате было обнаружено, что многие старинные песни имеют литературное происхождение. Например, песня «Конь боевой с походным вьюком», в которой пелось о том, как вся семья провожала казака на службу, считалась народной. На самом деле автором этой песни был житель станицы Старочеркасской  А.В. Туроверов, который опубликовал текст этой песни в 1858 году  в сборнике  «Казачьи Досуги». В результате был составлен сценарий «Казачья песня литературного происхождения», который пользовался большой популярностью у молодёжи и студентов.

          В репертуаре хора около 200 старинных казачьих песен: это протяжные и исторические, игровые и походные, лирические и городские романсы. В настоящее время в репертуар хора введены формы игрового фольклора, когда зрители вовлечены в хоровод, в танцы и в казачьи игры. За эти годы было дано тысячи  концертов.  Со своими концертами музейный хор побывал в Москве и Ленинграде, несколько раз бывали в Абхазии в городах  Гагры и Пицунда, в Венгрии  в городе Будапеште. Но, в основном это концерты в музее, в Атаманском дворце, по заявкам  туристов, посещающих наш музей.

          Хор – это, прежде всего люди, которые любят казачью песню. Каждый из членов песенного коллектива имеет неповторимую харизму. В составе хора, с момента его создания,  поют  Астапенко Г.Д., Косова С.И., Лынюк Л.А., Егорова Л.А., Ямнова Т.И. Позже пришли Брандикова Л.Л., Бузнякова Т.А., Полякова А.Н. Родинова Е.В., Мазур Л.И.  В настоящее время в коллектив музейного хора  пришла молодёжь, которая своим задором продолжает песенные  традиции донских казаков. Это -  Визинская Л.В., Менчикова Г.Н.,Тимошенко В. И., Багаевская С.С., Емельянова И.С., Лихацкая Н.С. Харджиев Ф.К. – баянист. С 2015 года руководит музейным хором А.Н. Полякова.


Рецензии