Коммунизм в немецкой идеологии Маркса и Энгельса

     В отношении многих конкретных высказываний в «Немецкой идеологии» не представляется возможным решить, кому принадлежит то или иное высказывание – Марксу или Энгельсу, от кого в первую очередь оно исходит. В отношении же содержания «Немецкой идеологии» в целом можно утверждать, что решающий вклад принадлежал здесь безусловно Марксу. К такому общему результату приводит как исследование указанными способами самой «Немецкой идеологии», так и анализ позднейших свидетельств Энгельса.

     Однако новые теоретические воззрения, выдвинутые главным образом Марксом, были разработаны в «Немецкой идеологии» сообща, и уже поэтому они занимают столь значительное место в эволюции взглядов самого Энгельса.

     Обратимся теперь к теории коммунистического общества, развитой в «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса.

     Одно из самых глубоких отличий нового мировоззрения, созданного Марксом и Энгельсом, было классически сформулировано в заключительном тезисе Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но сущность философии заключается в том, чтобы сделать его лучше!». Так принято в наших изданиях переводить этот знаменитый тезис. В немецком оригинале есть дополнительный оттенок, который трудно передать в переводе; там сказано дословно так: «Философы лишь различным образом интерпретировали мир…». Маркс противопоставляет идеалистической философии интерпретации мира его материалистическое понимание. Целью такой «интерпретации» является некоторое примирение с уже существующим миром, тогда как понимание мира необходимо для его улучшения.  Таков подлинный смысл 11-го тезиса о Фейербахе.

     В тезисах о Фейербахе вообще, и в заключительном тезисе в особенности, Маркс противопоставляет всему предшествующему, пассивному, созерцательному материализму и вообще всей прежней философии – новый, действенный, практический материализм, который совпадает для него с социально прогрессивной идеологией или, говоря точнее, выступает как философская, общетеоретическая основа коммунистической идеологии и коммунистического мировоззрения.

     Общая идея 11-го тезиса как лейтмотив проходит через весь первый том «Немецкой идеологии», который посвящен «критике новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера», т.е. критике немецкой послегегелевской философии, главным образом – идеализма младогегельянцев.

     Эта критика отнюдь не преследовала абстрактно-философских целей. В конечном счёте речь шла о правильном мировоззрении, об условиях действительного освобождения людей от любого угнетения, кроме угнетения своими социальными потребностями, ибо жить в обществе и не зависеть от этого общества НЕВОЗМОЖНО! Это последнее утверждение и являлся исходным пунктом в борьбе авторов «Немецкой идеологии» против младогегельянцев, которые  рассуждали как последовательные идеалисты: общественное сознание определяет бытие этого общества, следовательно, чтобы изменить существующее общество, надо изменить сознание людей. То есть для них достаточно разрушить ложные представления людей и существующая действительность рухнет сама собой! Если бы это было так...

     На это Маркс и Энгельс отвечают: изменить сознание, не изменяя самого мира в котором живёт человек, значит признать существующее, дав ему лишь иное объяснение, иное истолкование, иную интерпретацию. Чтобы освободить людей, недостаточно изменить их сознание, необходимо изменить существующую социальную действительность или показать убедительный пример такой действительности, чтобы они убедились, что это возможно!


     В Международном институте социальной истории в Амстердаме были найдены и в 1962 г. впервые опубликованы три неизвестных ранее листа рукописи «Немецкой идеологии», в том числе, как удалось потом установить, чуть ли не первый лист всей рукописи Маркса и Энгельса. Уже в самом начале своей работы авторы «Немецкой идеологии» противопоставляют идеалистической фантазии младогегельянцев последовательно материалистическую концепцию условий действительного освобождения людей от наёмного рабства. Коммунистический вывод Маркса и Энгельса прямо опирается на новое, материалистическое понимание истории. «Реальное освобождение, – утверждают они, – невозможно осуществить иначе, как в реальном мире, реальными средствами и реальными людьми.»

     Вообще трудно освободить людей от рабской идеологии, пока они сами не научатся сообща полностью и справедливо, в качественном и количественном отношении по труду, обеспечивать себя необходимым для благополучной жизни питанием, жилищем и одеждой, используя природные ресурсы своей земли. Такое освобождение есть историческое дело людей такого сообщества, а не только дело мысли, и к такому освобождению обязательно приведут их исторические сложившиеся взаимоотношения на соответствующих исторических примерах…

     Но каковы же эти исторически сложившиеся взаимоотношения? Какие же исторически развивающиеся объективные факторы создают предпосылки, условия, возможность и необходимость действительного освобождения людей от какого-либо угнетения, кроме угнетения своими потребностями? Опираясь на материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс дали в «Немецкой идеологии» научно обоснованный ответ на этот кардинальный вопрос.

     Именно в «Немецкой идеологии» были впервые выяснены материальные предпосылки коммунистической революции. Рукой Маркса вписан здесь тот фрагмент текста, в котором впервые формулируется фундаментальное положение теории социальной революции такого направления – положение о двух материальных предпосылках коммунистического преобразования общества.

     Маркс делает добавление к ранее написанному тексту, к одному месту рукописи, где речь шла об «отчуждении» результатов их индивидуальной деятельности и превращает деятельность каждого  в общественную, совокупную деятельность! Т.е. о таком явлении, когда собственная деятельность людей выходит из-под их контроля и превращается в некую общественную и в то же время в самостоятельную, противостоящую им и господствующую над ними, общественную силу. Такое отчуждение социальной деятельности вследствие  стихийности развития общества в рыночных отношениях «является одним из главных моментов во всём предшествующем историческом развитии». И поиск условий разделения результатов труда этой общественной силы для удовлетворения насущных потребностей каждого стал смыслом жизни многих философов капиталистического общества.

     И вот Маркс формулирует условия, при которых становится возможным уничтожение такого «отчуждения», указывает необходимые материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: «Это „отчуждение“, говоря понятным для философов языком, может быть уничтожено, конечно, только при наличии двух практических предпосылок. Чтобы стать „невыносимой“ силой, т.е. такой силой, против которой совершают революцию, необходимо, чтобы это отчуждение превратило основную массу человечества в совершенно „лишённых нормальных условий жизни“ людей, противостоящих в то же время миру богатства и благополучия. Именно эти условия предполагают огромный рост развития производительных сил для борьбы за своё освобождение от наёмного рабства!  С другой стороны, это развитие производительных сил является абсолютно необходимой практической предпосылкой ещё и потому, что без этого развития имеет место лишь всеобщее распространение бедности; а при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за лучшую жизнь, чтобы никогда больше не могла воскреснуть вся старая мерзость нищеты трудящихся». (т.6, стр.45 – 46. Энгельс, полное собрание сочинений.)

     Каковы же материальные предпосылки коммунистической революции? Основная предпосылка – создание условий развития революционного сознания производительных сил. С ней необходимым образом связана и другая – массовая пролетаризация, формирование и объединение революционно настроенной части трудящихся масс и поиск методов для формирования условий будущей жизни тоже является смыслом труда многих философов, экономистов и социологов.

     Через четыре страницы рукописи Маркс и Энгельс (это место написано уже, как обычно, рукой Энгельса) при изложении выводов, вытекающих из материалистического понимания истории, снова возвращаются к вопросу о предпосылках революции и на этот раз формулируют их с заметно большей четкостью: «Наконец, – резюмируют они, – мы получаем ещё следующие выводы из развитого нами понимания истории: 1) в своём развитии производительные силы достигают такой ступени, на которой возникают  приносящие с собой при существующих отношениях одни лишь бедствия и являющиеся уже не производительными, а разрушительными силами. Вместе с этим возникает класс, который вынужден нести на себе все тяготы общества, не пользуясь его благами, который, будучи оттеснён от необходимых ему и производимых им социальных благ он неизбежно приходит к самому решительному противоречию к угнетающему классу.  А когда угнетённый класс составляет большинство всех членов общества и до него доходит осознанное понимание необходимости социальной революции, у него появляется соответствующее сознание необходимое для реализации  коммунистической идеи!» (т.6, стр.49 – 50).


     Здесь уже ясно видно, что основных материальных предпосылок коммунистической революции две. Во-первых, производительные силы, которые в своём развитии достигают такой ступени, что превращаются в разрушительные силы. Во-вторых — появляется революционный класс, который «составляет большинство всех членов общества».

     Ещё через две страницы, резюмируя свою материалистическую концепцию, Маркс и Энгельс снова подчеркивают, что без этих двух материальных предпосылок коммунистическая революция невозможна: «если нет налицо этих материальных элементов всеобщего переворота, а именно: с одной стороны, определенного развития производительных сил, а с другой — формирования нового сознания революционной массы и понимания ею сущности и необходимости такого переворота!   И, как это уже не раз доказывала история революций, для практического развития не имеет никакого значения то обстоятельство, что уже сотни раз высказывалась идея такого переворота» (т6. Стр.46 ).


     Все три приведенных отрывка можно датировать ноябрем – декабрем 1845 г. В более поздней части рукописи, относящейся к марту 1846 г., Маркс и Энгельс делают следующий шаг вперед: они уточняют, конкретизируют тот уровень развития производительных сил, на котором становится возможным коммунистическое преобразование общества. Это возможно только на стадии развития крупной промышленности, причём на достаточно высоком уровне ее развития.

     На определенных ступенях развития производительных сил частная собственность была необходима. Но на стадии крупной промышленности она превращается в их оковы. Поэтому в интересах дальнейшего развития производства она теперь должна и уже может быть уничтожена, но лишь частная собственность на производимые средства для жизни, а не на средства производства! «В крупной промышленности противоречия между производительными силами  и условиями их жизни впервые выступает как собственный продукт этой промышленности, для порождения которого она должна уже достигнуть высокого развития. Таким образом, только с развитием крупной промышленности становится возможным уничтожение как классового угнетения трудящихся масс, так и сокращение товарного производства средств для жизни!» (т.5, стр. 77 – 78). Этот сформулированный вывод о развитии крупной промышленности как необходимая материальная предпосылка коммунистической революции является одним из важнейших положений, вошедших в основной комплекс идей научного коммунизма. Он был подготовлен работой Энгельса над «Положением рабочего класса в Англии».

     Затем авторы подходят к вопросу о материальных предпосылках коммунизма с несколько иной стороны. На примере развития социально-бытовых условий жизни они развивают ту высказанную Марксом мысль, что без необходимого развития сознания производительных сил это привело бы лишь к всеобщему распространению бедности: «Во все прежние периоды уничтожение обособленного поддержания относительно комфортных социально-бытовых условий жизни в домашнем быту было невозможно хотя бы потому, что для этого не было ещё материальных условий. Но поскольку организация домашнего быта предполагает не только обеспечение необходимым жильём, питанием и одеждой, но и развитие необходимой техники, использование новых видов энергии и многого другого, в том числе общего для всех водопровода, санитарной канализации, электрического освещения, парового отопления и т.д., что необходимо для сближения условий жизни города и деревни, то необходимы и условия для такого обеспечения. Отсутствие условий гарантированно иметь нормальных условий в быту по количеству и результатам квалификации своего труда не станет способствовать развитию производства и производительных сил, это будет лишено всякой материальной основы и приведёт лишь к подобию уравнительности в монастырском хозяйстве» (т.6. стр.46).

     Сколько раз этот прогноз подтверждался неудачными попытками организовать коммуны с социально справедливой организацией труда и распределения производимых средств для благополучной жизни всех людей сообщества?

     Решением проблемы предпосылок революции основоположники научного коммунизма существенно отличаются от всех представителей утопического и грубо-уравнительного коммунизма. Впоследствии положение о двух материальных предпосылках коммунистической революции было много раз использовано в работах и Маркса, и Энгельса.

     В «Немецкой идеологии» обстоятельнее, чем в предшествующих произведениях Маркса и Энгельса, обосновывается сама необходимость пролетарской, коммунистической революции, обосновывается чисто материалистически.

     Необходимость изменения существующего мира вытекала уже из общих принципов нового мировоззрения. Эта основная мысль развивается и в «Немецкой идеологии»: «для практического материалиста, т.е. для коммуниста, все дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего угнетённого положения трудящихся и изменить его» (т6.стр.46). Существующий мир нельзя изменить с помощью одной только теоретической деятельности, необходимо его практическое революционное преобразование: «не критика, а социальные революции является движущей силой истории!» (т6 стр.89).

     Материалистический анализ всей истории развития человечества привёл к выводу, что конфликт между производительными силами и общественными отношениями обусловливает необходимость разрешения его путём социальной революции и не обязательно насильственным путём. Вывод о том, что объединённые трудящиеся массы являются той объективной революционной силой, которая может и должна будет совершить коммунистическую революцию парламентарным путём был сделан Марксом уже в «Немецко-французском ежегоднике» (т1, стр 27 – 28). Только теперь этот вывод конкретизируется. Существенные предпосылки для такой конкретизации были созданы в результате изучения Энгельсом положения рабочего класса в Англии и революции во Франции. Не пролетариат вообще, а именно современные, с революционно изменённым сознанием и хорошо объединённые в свою политическую партию трудящиеся массы, созданные промышленной революцией и крупной промышленностью, – вот та объективная сила, тот революционный класс, который знает, что нужно делать для своей счастливой жизни и совершит коммунистическое преобразование в обществе!

     Что же вынуждает его к этому? Отчуждение результатов труда и замена их его эквивалентом, говорят авторы «Немецкой идеологии», превращает основную массу человечества, большинство членов общества в пролетариев, противостоящих миру богатства. Это отчуждение становится невыносимой силой, против которой совершают революцию. Не только отдельные условия прежнего общества, но вся их совокупность, не только отношение пролетариата к буржуазии, но и сам характер его деятельности – не самодеятельность, а деятельность по внешнему принуждению – становятся невыносимыми для этого угнетенного класса. И, наконец, дело дошло теперь до того, что трудящиеся должны революционным путём присвоить себе существующую совокупность результатов труда своих производительных сил не только для того, чтобы обеспечить своё существование, но уже для того, чтобы совершить социальную революцию для будущих поколений! Классическое завершение эта аргументация получит несколько лет спустя в «Анти-Дюринге».

     Наиболее резко необходимость коммунистической революции – необходимость именно революционного изменения всей системы производства и распределения средств для жизни, а не какого-либо иного способа преобразования буржуазного общества в коммунистическое – сформулирована в той части рукописи первой главы «Немецкой идеологии», где авторы резюмируют выводы, вытекающие из материалистического понимания истории. Главным таким выводом как раз и является вывод о необходимости таких революционных изменений и он формулируется в виде четырех пунктов.

     Первый содержит чёткое определение материальных предпосылок революции.

     Второй пункт даёт обоснование необходимости свержения власти господствующего класса: «Вторым условием, при котором могут применяться объединённые производительные силы, является условие господства определенного класса общества и поэтому всякая революционная борьба направляется против класса, который господствовал до этого». К этому месту Маркс делает на полях такую пометку: «Этот класс заинтересован в том, чтобы сохранить товарное производство».

     Третий пункт формулирует принципиальное отличие коммунистической революции от всех прежних революций: уничтожение наёмного труда как деятельности по внешнему принуждению, уничтожение какого-либо классового господства и самих классов новым способом производства и распределения, который будет не ради прибыли, а ради удовлетворения насущных потребностей человека труда через его количество и результаты квалификации на рабочем месте в экономике страны для социального благополучия всего общества, а не только ради удовлетворения прихотей власть и богатство имущих!

     Наконец, последний, четвертый пункт представляет наибольший интерес. Приведем его целиком: «Как для массового порождения коммунистического сознания, так и для достижения самой цели будущей революции она необходима прежде всего для массового изменения сознания людей, что возможно только в практическом движении и прежде всего для революционного изменении этого сознания! Следовательно, революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно изменить господствующую систему, но и потому, что свергающий класс только революционными методами в экономике и политике может сбросить с себя всю старую мерзость своей нищеты и бесправия, чтобы стать способным создать новую коммунистическую культуру своего общества» (т8, стр. 94 – 95).

     Итак, революция имеет двойственное направление, когда меняются не только условия жизни людей, но и в то же время свершается революция в сознании людей творящих социальную революцию! Эта замечательная мысль принадлежит Марксу. «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или самоизменения, может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика», – писал он в «Тезисах о Фейербахе» (т.6, стр.103). «В революционной деятельности изменение самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств», – говорится в «Немецкой идеологии» (т3, 201).

     Так Маркс и Энгельс обосновывают необходимость коммунистической революции для коммунистического преобразования общества.


Рецензии
Так, почему в кастовой Индии не происходят революции?

Ион Жани   29.08.2019 06:38     Заявить о нарушении
По той же причине, почему сегодня в России,нет тех, кто стремится дать свободу своему народу, скинуть иго господствующего класса, что держит народ во тьме и нищете, всеми силами удерживает свои позиции и обрекает своих кормильцев на вымирание.

Что-то я о таких в России давно ничего не слышал...

Люди не верят в торжество справедливости часто потому, что не способны объединиться в единое целое из-за разных убеждений, верований и стремлений. Из-за этого они не доверяют друг другу, поэтому не способны к объединению против любого рабства, в том числе и наёмного...

А "когда в друзьях согласья нет на лад их дело не пойдёт"...

Крылова хотя бы читайте, если Маркс с Энгельсом не понятны...

Аникеев Александр Борисович   29.08.2019 06:57   Заявить о нарушении
Так, я всего лишь спросил. А если "другого народа для нас (Вас) нет?"

Ион Жани   29.08.2019 07:01   Заявить о нарушении
Сидеть и не рыпаться в рабстве у господствующего класса, пока большинство народа не созреет для борьбы против своего наёмного рабства... -

http://proza.ru/2020/06/02/639

Аникеев Александр Борисович   04.06.2020 09:38   Заявить о нарушении