Горький Сталину-12

Горький Сталину о Ходосевиче и Булгакове


...На этом я хотел кончить длинное мое послание, но вот мне прислали фельетон Ходасевича о пьесе Булгакова. Ходасевича я хорошо знаю: это - типичный декадент, человек физически и духовно дряхлый, но преисполненный мизантропией и злобой на всех людей. Он не может - не способен - быть другом или врагом кому или чему-нибудь, он "объективно" враждебен всему существующему в мире, от блохи до слона, человек для него - дурак, потому что живет и что-то делает. Но всюду, где можно сказать неприятное людям, он умеет делать это умно. И - на мой взгляд - он прав, когда говорит, что именно советская критика сочинила из "Братьев Турбиных" антисоветскую пьесу. Булгаков мне "не брат и не сват", защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но - он талантливый литератор, а таких у нас - не очень много. Нет смысла делать из них "мучеников за идею". Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. В данном случае я за то, чтоб перевоспитать. Это - легко. Жалобы Булгакова сводятся к простому мотиву: жить нечем. Он зарабатывает, кажется, 200 р. в месяц. Он очень просил меня устроить ему свидание с Вами. Мне кажется, это было бы полезно не только для него лично, а вообще для литераторов - "союзников". Их необходимо вовлечь в общественную работу более глубоко. Это - моя забота, но одного меня мало для успеха, и у товарищей все еще нет твердого определенного отношения к литературе и, мне кажется, нет достаточно целой оценки ее культурного и политического значения. Ну - достаточно!...



P.S.
Речь идет о рецензии Вл. Ходасевича "Смысл и судьба "Белой гвардии"" ("Возрождение", 1931, 29 октября) на спектакль "Белая гвардия" (первоначальное булгаковское название пьесы "Дни Турбиных"), показанный в Париже "Пражской группой" - осевшими в Праге актерами МХАТа. По мнению Ходасевича, драматург относится к белой гвардии "вполне отрицательно", теза его "совпадает с большевицкою". Он только отступил от "изобразительного канона" советской литературы, по которому белая гвардия должна быть представлена как "банда извергов и мерзавцев". Личный моральный уровень его белогвардейцев довольно высок, он проявил к ним "снисходительное, почти любовное отношение". Булгаковское "мягкое" изображение персонажей было воспринято советской критикой за сочувствие белому движению. Критики "набросились" на автора пьесы, не поняв ее "подлинного смысла", который, по Ходасевичу, заключается в том, что все события показаны "как последняя судорога тонущего, обреченного мира, не имеющего, во имя чего жить, и не верящего в свое спасение". Публика ответила на резкую критику драматурга "сочувствием пьесе". Как пишет Ходасевич, "успех пьесы, направленной против врагов советской власти, силою вещей превратился в демонстрацию против самой власти".

18 февраля 1932 года во МХАТе состоялась премьера восстановленного спектакля "Дни Турбиных". Булгаков писал П. С. Попову 30 января: "...Правительство СССР отдало по МХТ замечательное распоряжение: пьесу "Дни Турбиных" возобновить" (Булгаков Михаил. Письма. Жизнеописание в документах. М. 1989, стр. 218).

 Горький познакомился с В. Ф. Ходасевичем 3 октября 1918 года. Ходасевич сотрудничал в редактируемой Горьким газете "Новая жизнь", заведовал в 1918 - 1920 годах московским отделением издательства "Всемирная литература", одним из создателей которого был Горький. После отъезда из России летом 1922 года жил в семье Горького (в Саарове, Мариенбаде, Сорренто). Совместно с Горьким Ходасевич редактировал журнал литературы и науки "Беседа" (Берлин, 1923 - 1925). Отношения прекратились в 1925 году из-за разногласий, возникших по поводу издания "Беседы" в СССР...

Ходасевич - автор статей и воспоминаний о Горьком.


Рецензии
Ценная информация!!!

Григорий Аванесов   07.07.2019 17:12     Заявить о нарушении