Музей истории искусств в Вене-20

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1609 году на территории Нидерландов образовались два государства — Фландрия (Южные провинции) и Голландия (Северные провинции). Обе страны и их культуры развивались отныне по индивидуальному пути. Многолетняя борьба не принесла Фландрии желанного освобождения, здесь сохранились испанский протекторат и власть католической церкви. Тем не менее культура страны переживала в начале XVII века невероятный подъем творческих сил. Это была эпоха блестящего взлета фламандского искусства, жизнеутверждающая музыка которого слышалась в работах почти всех ее мастеров.
Самым ярким и главным ее художником стал ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577, Зиген — 1640, Антверпен). Венскому музею принадлежит одно из лучших собраний шедевров блистательного Рубенса. В этом отношении с ними поспорит лишь знаменитая Мюнхенская Старая Пинакотека.
Когда Рубенсу было тридцать пять, он написал полотно «ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ СВЕТА» (около 1612—1614) — блистательный пример аллегорической живописи Рубенса. Красивые, сильные, чувственные фигуры олицетворяют четыре континента. В них есть что-то языческое. Слева — прекрасная обнаженная Европа в объятиях бога реки Дунай, рядом с ними — могучий Нил, поддерживающий темнокожую, жгучую Африку. Мужская фигура справа — бог реки Ганг. Рядом изображена красавица Азия. Забавен бог реки Амазонки, опирающийся на юную Америку. На первом плане — очаровательные путти, всегда наполняющие барочные картины. Путти (по итальянски «младенец») — маленькие мальчики, иногда крылатые, амуры, ангелы или гении. Их изображали очень часто в XV—XVIII веках. Их назначение — декоративное насыщение композиции картины или аллегория.
Громаден по размеру «АЛТАРЬ СВЯТОГО ИЛЬДЕФОНСО» (1630—1632). Это одна из самых больших и знаменитых работ художника. Алтарь состоит из трех створок. В раскрытом виде его ширина составляет около 6 метров, а высота — 3,5. Такие «образы» писались обычно на заказ для барочных церквей, и Рубенс охотно брался за них. Его виртуозная кисть работала быстро, безошибочно, с блеском. Он умел рассчитывать соотношение между размером картины, ее живописным эффектом и грандиозным пространством интерьера.
Алтарь должен был украсить капеллу братства Святого Ильдефонсо в придворной церкви Святого Якоба в Брюсселе. Маэстро писал его более двух лет.
В центре композиции мастер изобразил Мадонну на троне. Над ней парят маленькие ангелы. Перед Марией благоговейно склонился епископ Толедский.
Слева преклонился эрцгерцог Альбрехт. Рядом — его святой покровитель. Справа от Марии изображена эрцгерцогиня Изабелла-Клара-Евгения, правительница Нидерландов. Над ней склонилась Святая Елизавета со Священным писанием в руках. По сути алтарь — своего рода апофеоз мудрого правления наместников.
Годы второй женитьбы Рубенса, после недолгого вдовства, стали временем нового подъема его творчества. Пример тому — удивительный «ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ФОУРМЕН» («Шубка»), написанный около 1638 года. Шестнадцатилетняя красавица стала его женой спустя несколько лет после смерти обожаемой Изабеллы Брандт, хотя маэстро был уже немолод, ему было пятьдесят три года.
Тогда мастер находился уже в зените славы и обрел все атрибуты признания. «Шубка» — один из последних ее портретов, написанных уже тяжело больным художником. В Елене Рубенс воплощает свой идеал женской красоты. Спокойная, горделивая осанка наделяют ее чертами античной богини. Портрет был подарен Елене с условием, никогда не передавать его в чужие руки.


Рецензии