Музей истории искусств в Вене-21

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Примечательно в Венском музее полотно Давида Тенирса Младшего (1610, Антверпен — 1690, Брюссель) «Эрцгерцог Леопольд-Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе» (около 1651). Оно интересно тем, что здесь запечатлен облик владельца одного из лучших художественных собраний Европы. В ее состав, как видно на венской картине, входили работы многих знаменитых итальянцев. Здесь различимы известные полотна Тициана: «Якобо ди Страда», «Виоланта», «Мадонна с вишнями»; Веронезе: «Воскрешение юноши из Наина», «Поклонение волхвов»; Джорджоне «Три философа», пейзажи Рубенса и работы других крупных мастеров. В те времена Тенирс был придворным художником и одновременно хранителем, как это часто случалось, картинной галереи эрцгерцога.

Чрезвычайно преуспел в живописи искрометный Франс Хальс (ок.1585, Антвер. - 1666, Гаарлем). О жизни художника известно не много, даже точная дата рождения до сего дня не установлена. В Венском музее можно увидеть его замечательный «Мужской портрет» (около 1654). Хальс запечатлел интеллектуала, человека большой духовной культуры. В живых глазах немолодого мужчины есть легкая усталость, разочарование, скептицизм.
Хальс пишет свою модель без какой-либо нарочитости и парадности, при этом подчеркивая значительность личности, ее благородство и обаяние. Черный костюм с белым воротником и широкополая шляпа - скупые аксессуары портрета. Тем не менее, художник добивается невероятной выразительности и гармонии красочной гаммы.
Несмотря на первоначальный успех своего бравурного, мажорного искусства, Хальс умер, когда ему было за восемьдесят, в глубокой бедности в весьма процветающей тогда стране. В последние годы его жизни на первый план вышла другая мода. Богатые заказчики уже предпочитали иное — умение художника польстить модели и приукрасить ее качества.


Рецензии