Музей истории искусств в Вене-22

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Вена обладает рядом первоклассных портретов другого знаменитого голландца — великого РЕМБРАНДТА ХАРМЕНСА ВАН РЕЙНА (1606, ЛЕЙДЕН — 1669, АМСТЕРДАМ). Рембрандт работал в историческом жанре, пейзаже, натюрморте, портрете, много создал картин и офортов на библейские и мифологи¬ческие сюжеты. И во всех этих жанрах мастер достиг самых высоких вершин. В венском собрании преобладают его портретные работы.
Много раз писал и рисовал Рембрандт своего сына, но венская работа особенно знаменита. Поразительной поэзией дышит «ПОРТРЕТ ЧИТАЮЩЕГО ТИТУСА» (ОКОЛО 1656). Неровный скользящий свет выделяет фрагменты одухотворенного лица юноши, вокруг глаз лежат глубокие бархатные тени, привносящие некую таинственность и романтическую трепетность. Здесь с особенной наглядностью заметно главное рембрандтовское средство — волшебная светотень, рождающая особую жизнь модели, определяющая эмоциональное настроение сцены.
Рано лишившийся своей матери Саскии, Титус не отличался крепким здоровьем. Став взрослым, он делал все, чтобы помочь отцу и скрасить его жизнь. Они были нужны друг другу. Но судьба распорядилась по-своему — юноша умер двадцати семи лет от роду.

 «БОЛЬШОЙ АВТОПОРТРЕТ» (1652) Из шестидесяти автопортретов, выполненных мастером, этот — один из лучших. Художник не только воспроизводит с поразительной точностью свой облик, но и анализирует внутренний мир. Облаченный в рабочий халат художник, кажется, рассматривает только что созданную картину. Широкие плечи, прямой взгляд, руки на поясе выдают темперамент борца, не сломленного и готового к преодолению любых жизненных коллизий. Льющийся свет откуда-то из полумрака, скользящие тени привносят эмоциональное напряжение, некоторую тревогу, которая угадывается в чертах лица этого человека. Весь облик полон драматизма, гордой мужественности.

В венском музее широко представлены великолепные «малые голландцы», которые открыли особое очарование и поэзию своей страны.
Это пейзажисты – Ян ван Гойен (1596, Лейден – 1656, Гаага), Якоб ван Рейсдал (1628, Хаарлем – 1682, Амстердам), Арт ван дер Неер (1603-1677, Амстердам).
Это жанристы – Герард Терборх (1617, Зволле – 1681, Девентер), Ян Стен (1626-1679, Лейден), Герард Доу (1613-1675, Лейден).
Например, ЯН СТЕН «В МИРЕ НАИЗНАНКУ» (ок. 1663).
На картине, где наряду с домашней сценой представлены и поговорки, изображена уснувшая домохозяйка, окруженная примерами невоздержанности и легкомыслия.
Двое любовников (судя по позе мужчины) пьют вино, причем мужчина насмехается над упреками скромно одетой женщины справа и не обращает внимания на мужчину с уткой на плече (это квакер — набожный до фанатизма протестант, ревнитель строгой морали; утка по-голландски тоже «квакер»).
В корзине над его головой орудий наказания - шпаги и трости. Льется вино; оставленный без присмотра ребенок уронил тарелку, а собака подъедает пищу на столе.
На заднем плане мальчик курит трубку, девочка крадет лакомства, глупая обезьянка останавливает часы, а жаркое в камине упало в огонь.
Тем временем свинья нюхает розы, уроненные любовником, — голландский эквивалент фразы «метать бисер перед свиньями». Игральные карты напоминают об опасности азартных игр.


Рецензии