Музей истории искусств в Вене-23

Заключительная часть.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Среди множества голландских художников, имевших успех у современников и тех, кто остался в памяти благодарных потомков, непревзойденной  ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ (1632, ДЕЛФТ — 1675, ДЕЛФТ). Он всю жизнь провел в небольшом уютном Делфте. Свои картины Вермер писал медленно, видимо, подолгу обдумывая каждую деталь. Да к тому же не любил расставаться со своими созданиями. Потому, несмотря на громкий успех его работ, зарабатывал он не так много, чтобы обеспечить жизнь своего большого семейства. Умер художник 43-х лет от роду. Его подлинных произведений сохранилось совсем немного, чуть более тридцати. А вскоре после смерти великий мастер был забыт. И только в XIX веке о нем вновь вспомнили и, наконец, в XX столетии оценили по-настоящему. В богатейших собраниях России его работ, к сожалению, нет.
Венская картина «МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА» (ОКОЛО 1666) считается созданием зрелого художника в расцвете творческих сил. Что может быть незамысловатее — на высоком стуле перед мольбертом сидит сам художник. Видно, что он только начинает свою работу. Перед ним — юная златокудрая модель, облаченная в синюю ткань. Есть предположения, что перед нами старшая дочь мастера.
На ее голове — лавровый венок. Вероятно, она символизирует аллегорию Славы или Победы.
Да и сам изображенный художник, пишущий ее, не имеет ничего общего с тем живописцем, который на самом деле написал картину. Его невероятно изысканный наряд, не совсем похожий, на одежду современников, и какая-то великолепная вальяжность создают тот облик, который делает сидящего за мольбертом человека воплощением художника на все времена.
На стене помещена большая карта семнадцати провинций Голландской республики. Слева — откинутый роскошный ковровый занавес, открывающий вид в глубину комнаты. Автор как бы берет зрителя за руку и вводит его в пространство комнаты, дает почувствовать весомость, объемность каждого предмета.
«Мастерская художника» необыкновенно красива по живописи. Едва уловимые мазки даже передают вибрацию воздуха вокруг фигур, предметов. Модель залита солнечным светом, струящимся из окна. Оттого она кажется сотканной из светоносной среды, озаренной изнутри.
Эта картина не покидала дом художника всю его жизнь, он очень ее ценил. Очевидно, что она писалась не на заказ и, судя по технике письма, очень долго. Только после смерти Вермера его вдова вынуждена была отдать полотно за долги в счет тысячи гульденов. Венский музей приобрел этот шедевр в 1946 году.

Австрийские Габсбурги не особенно увлекались собирательством картин французских мастеров. Столетняя война Габсбургов и французских королей наложила сильный отпечаток на отношение австрийских венценосцев к художникам соседней страны.
Тем не менее, в музей попали незаурядные работы французских мастеров. Это превосходные полотна, которым надлежало увеличивать блеск и славу королевского двора Франции.
Картина из Венского музея «РАЗРУШЕНИЕ ТИТОМ ХРАМА В ИЕРУСАЛИМЕ» (около 1638) написана великим французским художником НИКОЛА ПУССЕНОМ. Художник избрал сюжет из античной истории — Иудейскую войну I века — взятие и разрушение римскими легионами императора Тита знаменитого, славившегося своей красотой и великолепи¬ем храма. Пуссен любил историческую живопись за размах событий, силу человеческих страстей и возможность показать героический подвиг. Художник был блестящим рисовальщиком, потому так свободно и безупречно он справляется с множеством разнообразных движений фигур, участвующих в схватке. На земле лежат поверженные враги — иудеи, их изуродованные трупы красуются в самом центре картины.
На дальнем плане изображены люди, пытающиеся спастись, там же и солдаты, грабящие священные сокровища — среди них знаменитый семисвечник.
Гибнущий храм величественно высится среди разыгрывающейся трагедии. Справа — римский император на белом коне, повелевающий уничтожить дивное творение человеческого разума. Этот храм — создание фантазии Пуссена, но сами воины, их доспехи, костюмы — археологически точны. Так воплощается главная тема картины — непримиримый диалог красоты, разума и войны, хаоса.

Жизнь блистательного музея - это не только ежедневный
огромный поток любителей искусств, но и творческий труд его ученых. Все фонды подлежат кропотливому и всестороннему изучению, а также, в первую очередь, сохранению их в своем первозданном виде. Для наблюдения над ними уже после войны были созданы специальная лаборатория по консервации и реставрации уникальных памятников, рентгеновский кабинет.
Пополнение этой бесподобной коллекции продолжается и поныне. Меняется в соответствии с требованиями времени и экспозиция. Иногда какие-то работы уходят на реставрацию или зарубежные выставки. Перегруппировка картин — вещь обычная в большом музее. Так что подобная «подвижность» показа любознательному посетителю сулит еще немало новых впечатлений и занятных неожиданностей. Для сегодняшнего зрителя богатейшие венские сокровища остаются неиссякаемым источником радости и душевного восторга.


Рецензии