Путешествие Степана. Часть 6, глава 1

Часть 6.

1.
  В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
До города мы дошли без приключений, хотя на пути нам попадались и медведи, и зубры, и лоси. Когда мы пришли в Кондрашов, я достал кошель и сказал проводникам:
— Вы нам помогли. Купите себе всё, что вам нужно.
— Ты друг великанов, — ответил Урат, — а они — наши друзья. Мы не берём денег от друзей. А если ты хочешь поблагодарить нас, купи нам на базаре двух лошадей, которых мы сами выберем.
Так я и сделал. Лесные люди поблагодарили нас и сели на лошадей. Я спросил Урата:
— Знаешь ли ты Бабу-Ягу Евпраксею? Она ведь тоже лесной житель.
— Знаем мы её. Когда мы не можем вылечить наших детей и женщин, мы везём или несём их к ней. И она всех спасла.
— Выполни мою просьбу. Привези ей умную и сильную собаку, чтобы она понимала Евпраксею и верно служила ей.
— Мы ходим к северным людям, которые зимой ездят в санях, запряжённых собаками или оленями. Мы дружим с этими людьми. Я привезу Евпраксее щенка северной ездовой собаки. Я выберу для неё самого большого и умного. Прощай, Степан!
Урат и Чил ускакали в лес.

В Кондрашове произошли большие изменения. Люди стали веселее и спокойнее за своё будущее. Они благодарили Сысоя и построили ему большой, хороший дом.
Мы снова поселились на постоялом дворе Ильи. В этот раз у него было много постояльцев. Мы с Ириной приняли свой обычный вид, уже не украшали себя морщинами и седыми волосами. Илья удивлялся, глядя на нас.
— Помалкивай, никому не говори, что мы помолодели! — сказал я ему. — В городе сейчас столько приезжих, что уже никто и не вспомнит о нас и не узнает!
Услышав наши голоса, к нам прибежал пёс Малыш. Шерсть у него отросла, он стал пушистым и красивым. Он бегал вокруг нас, лаял, вставал на задние лапы, а передние клал нам на плечи, пытался нас лизнуть и радостно махал хвостом.
— Не продадите ли вы мне свою собаку Малыша? — спросил нас Илья. —  В жизни не видал такой умной собаки! Он понимал всё, что я ему говорил! Пока вас не было, он часто выбегал на дорогу и глядел вдаль, ждал вас!
— Нет, продать не можем, — ответил я. — Он выбрал себе в хозяева Пафнутия, а тот его никому не отдаст.
— Вот мы и дома, — сказал Макар Емельянов. — Сколько нам ещё тут жить?
— Два дня, — ответил я. — Нам нужно повидаться с Сысоем и приготовиться к отъезду. Василий, разыщи новый дом Сысоя, скажи ему, чтобы пришёл к нам.
Когда пришёл Сысой, мы увидели, как он изменился. Это был новый, спокойный, уверенный в себе человек. При встрече мы обнялись и стали расспрашивать друг друга. Мы немного рассказали ему о великанах, а он — о том, что пока нас не было, в городе построено тридцать домов для бедных людей и для тех, кто вернулся из темниц и из Камышей.
— Когда будет твоя свадьба с Пелагеей? — спросила Ирина.
— Подождите со свадьбой, — ответил Сысой. — Вот достроим больницу для бедных и новую школу, тогда и поженимся.
— Те деньги, что ты хотел мне заплатить, — сказал Сысой, — отдай моим родителям, ведь у меня ещё три брата и две сестры. Может быть, мы с Пелагеей после свадьбы приедем в столицу проведать их.
Пафнутий, глядя на Сысоя, вздохнул и сказал:
— Я вижу, работа твоя не очень весёлая. Если тебе надоест, переезжай ко мне в Староград. Мы там с Евсеем и Леонтием такой театр затеем!
— Что такое театр?
— Балаган, да не совсем. Вот приедешь, расскажу и покажу.
— Завтра оденусь бедным крестьянином, — сказал я Сысою, — и приду к тебе, как к правителю. Посмотрю, кто тебя окружает. Может, дам тебе полезные советы. Никому, кроме своей невесты, не говори, что мы вернулись. Потому, что мы приняли прежние обличья. Не хотим привлечь внимания, а хотим уехать тихо и незаметно.
— Как приедешь в столицу, — сказал Макар Емельянов, — послушаешь, как мы с Васькой споём сказания о великанах, разбойниках и птице Сирин.

На другой день, одевшись простым крестьянином, я пришёл к дому правителя, где увидел толпу людей, пришедших с просьбами к Сысою Порфирьевичу Зуеву. Среди них были бедняки, купцы, торговцы, строители. Я поговорил с ними, узнал об их делах и заботах. Затем незаметно послушал новых друзей Сысоя, его слуг и помощников.
Вечером Сысой снова пришёл к нам.
— Ты приходил ко мне? — спросил он меня. — Я тебя не сразу узнал.
— Я хотел помочь тебе. Ведь великаны научили меня чувствовать и понимать людей, которых я вижу, и их тайные намерения.
Я рассказал ему о хитрости и притворстве одного из его слуг.
— Он раньше служил у Камышихи, — сказал я Сысою, — этот человек нечестный, незаметно обкрадывает тебя и распускает о тебе дурные слухи.
Рассказал и о жадности приходившего к Сысою купца Федотова, который хочет разбогатеть нечестным путём, обманув его.
— А твой помощник Силантий, — продолжал я, — раньше был в шайке Дурелома и очень опасен. Он ждёт удобного случая, чтобы спалить твой дом, а тебя и судью — убить. Я не ошибся. Первого и второго проверь и прогони от себя. А третьего прикажи допросить с пристрастием. Он труслив и быстро сознается во всём, а также выдаст своих сторонников, которые тоже хотят твоей гибели.
Я также дал Сысою несколько важных советов, которые давал мне князь Чуйский и великаны. Мы с ним были одни в комнате, когда разговаривали. Затем Ирина тоже захотела поговорить с ним. И я вышел, оставив их наедине. Они долго о чём-то говорили. Едва она вышла, как с Сысоем захотел говорить Леонтий. Возможно, великаны и птица Сирин научили Ирину и Леонтия каким-то важным знаниям, о которых я не слыхал. И они передали ему эти знания, как дорогому своему другу и брату скомороху, о котором они волнуются и заботятся.
— Завтра на рассвете мы уезжаем, — сказал я Сысою и простился с ним.

Ранним утром наша повозка выехала с постоялого двора и мы, наконец, отправились домой. Пафнутий сказал нам, что дома, в столице, он пробудет недолго, попрощается с роднёй, а после, вместе с Евсеем отправится в Староград.
— Вы с Ириной обещали приехать к нам на свадьбу Евсея с Настасьей, дочерью князя Трубицына, — сказал Пафнутий. — А также на мою свадьбу с Флёной.
— Если подождёте, приедем зимой, — ответил я. — Тогда и поженитесь.

Начиналась осень, пошли дожди, но нам было весело ехать домой. В пути мы останавливались ночевать в городах и сёлах. Там я расспрашивал жителей об их жизни и об их правителях. Жили люди неплохо, работали, не жаловались на свою жизнь. Только в трёх городах люди возмущались правлением своих правителей-самодуров. Но мы уже не показывали действ, разоблачающих злодеев.
«Когда стану царём, то накажу их, — думал я. — Или расскажу царю, как приеду в столицу. И тогда пусть эти люди сами выберут себе правителей».

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии