Музей истории искусств в Вене-16

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Самым необычным мастером у императора Рудольфа II был итальянец ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО (1527 МИЛАН – 1597 МИЛАН) Загадочна не только его живопись, но и сама судьба. Родившись на севере Италии в крупном художественном центре, он учился сначала у отца Бьяджо, с ним же, как помощник, украшал грандиозный Миланский собор. Отец Джузеппе был дружен в те времена с живописцем Луини. Тот же был обладателем рукописей и рисунков самого Леонардо! Именно тогда в коллекции Луини юный Арчимбольдо увидел гениальные наброски удивительных чудовищ, карикатуры, гибриды растений и животных, из который строились человеческие лица. Вероятно, эти создания поразили молодого художника и навсегда остались в памяти.
В 1562 году Арчимбольдо был приглашен императором Фердинандом I в Вену на должность придворного портретиста. Ему надлежало, помимо живописи, заниматься и многим другим. Он изобретал гидравлические механизмы и, например, музыкальные автоматы. Он выдумывал фокусы, дивертисменты, рисовал гербы герцогских родов, маскарадные костюмы.
Из сохранившихся четырнадцати картин мастера, две — в Вене.

Одно время картины художника считались забавным курьезом. Такие фантазии рождались не на пустом месте. Эпоха, когда жил художник, породила в Европе своеобразный взгляд на мир. Знаменитый ученый Теофраст Парацельс, автор многих пантеистических трудов, писал: «ДЕРЕВО — ЭТО ТЕЛО, ЕГО КОРА ПОДОБНА КОЖЕ, ВЕТВИ — ВОЛО¬САМ. ОНО БЛАГОУХАЕТ ЦВЕТАМИ И ПЛОДАМИ И, ПОДОБНО ЧЕЛОВЕКУ, СПОСОБНО СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, ОЩУЩАТЬ». ПРИРОДА ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ ЕМУ КАК «ВЕЛИКАЯ ТАЙНА».

В Вене находится картина из известного цикла «Времена года» — «ЛЕТО» (1563), навеянная этими идеями. Мужская голова в профиль составлена из различных фруктов, овощей и ягод. Улыбающееся лицо этого существа причудливо и напоминает языческое божество.
Это своеобразный портрет плодородия, созидательных сил природы, в котором претворяется восхищение радостной стихией жизни.

Фрукты, овощи и ягоды громоздятся друг на друге, свиваясь в какой-то замысловатый узор. Такая забавная игра фантазии, конечно, тоже метафора, а изобретательная трактовка идеи одновременно наивна и утонченна.

Другая картина называется «ОГОНЬ» (1566) и принадлежит ЦИКЛУ «СТИХИИ». Это, в общем-то, мужская голова с золотой цепью в профиль. Конечно, эта внешне сказочная картина — аллегория. Одна из версий полагает, что речь идет о торжестве силы Габсбургского дома. Впрочем, кто знает...

Проявляя свой удивительный дар изобретателя, художник изображает все виды пламени, и все, что связано с огнем. В ней есть что-то таинственное и воинственное


Рецензии