C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Тюлечка. С блокнотом по Одессе

фото автора - биточки из тюлечки собственного приготовления.



Обычно, когда мы встречаем знакомых идущих с пляжа, спрашиваем:
"Неля, ты с моря, как вода?"
В Одессе скажут:
"Неллочка, как море, как водичка?"

Одесситы очень любят уменьшительные  суффиксы.
И вот ТЮЛЕЧКА. Причем произносится с ласковой интонаций, смакуя.
Одесситы,а они знают толк в рыбе, меня просвещали:
«Тюлька бывает двух видов - анчоус и  сарделька. Анчоус - рыбка глубинная, она более плотная и у нее твердый хребет, а вот сарделька мягкая и мясистая. Из нее БИТОЧКИ то, что надо. Что значит сарделька это колбаса? Сначала у нас сарделькой назвали тюлечку, а потом у них это  стала колбаса».

Вы знаете, что такое для одессита БИТОЧКИ ИЗ ТЮЛЕЧКИ? Не знаете?
И я не знала. Так вот для одессита это не еда, вернее не только еда, это ПРОЦЕСС.
Когда привозят свежевыловленную тюльку на базар прекращается всякая жизнедеятельность, приостанавливаются все походы и  всё устремляется в один вопрос: почем и сколько?
Тюлька очень быстро портиться и потому  - море, базар, кухня и кушай на здоровье.

***
Утром, в 6 утра я с местными шла на море. И вдруг! Нам навстречу идут уже отоваренные соседи. Мои попутчики, увидев их издалека, заволновались.
И уже никто никуда не спешит, после переговоров с соседями , планы их резко изменились и, понятно, на море я пошла одна.
По возвращению  мне был вручен пакет со свеженькой, блестящей, с  толстыми бочками ТЮЛЕЧКИ, хотя я вроде бы и не заказывала, но и  меня посчитали, так как, естественно, я просто не могу отказаться от такого счастья.

Вначале откладывается в глубокую мисочку немного тюлечки для засолки.  Просто перемешивается с крупной солью.
- Она сама возьмет, сколько нужно и через 3 часа с картошечкой в  мундирках просто цымыс!
Потом чистить: головку отрываешь, ногтиком поддеваешь, кишечки выбросить,  тушку вывернуть и хребет аккуратненько достать вместе с хвостиком.
Подождите, подождите, ну, что же вы столько  мяса на хвостике оставляете, выворачивайте, выворачивайте.
Теперь приготовленные фелейки промыть под проточной водой, посолить, поперчить, два яйца,  три ложки муки и жарить, как оладьи.
Вот и все. Ешьте на здоровье!


Рецензии
Соленой тюлечкой я, маленький, закусывал ложку рыбьего жира. А биточки из тюлечки бабушка делала практически по Вапшему рецепту.
Спасибо за зарисовку, напомнили мне прекрасные одесские годы.
С уважением,

Сергей Богаткин   02.03.2020 20:22     Заявить о нарушении
В этом году снова побывала в моем любимом городе - Одессе.
Впечатлений много, эмоций тоже. Все увиденное и услышанное пытаюсь сохранить о записках в блокноте.
Спасибо, Сергей. Одессу можно любить или недолюбливать, но она никого не оставит равнодушным и всегда ждет и рада гостям.

Маргарита Мон   10.08.2020 14:58   Заявить о нарушении
С удовольствием почитаю Ваши зарисовки.
С уважением,

Сергей Богаткин   10.08.2020 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.