Последние стихи Евгения Евтушенко

               

                Введение.

     Евгений Александрович Евтушенко — один из популярнейших и широко известных современных поэтов — родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г. Первая книга Е. Евтушенко “Разведчики грядущего” появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о стройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме “Братская ГЭС”, но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в “Братской ГЭС”, Марк Бернес в стихотворении “Он любил тебя, жизнь”, Чуковский в “Парусе”, Хикмет в “Сердце Хикмета”, Петр Щепочкин в поэме “Северная подбавка”). Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко — повести “Ардабиола” (1980), роману “Ягодные места” (1981). Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:

                Если будет Россия,
                Значит, буду и я.

     И как бы в подтверждение этих строк является его  книга “Катер связи”, которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни. Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: “Людей неинтересных в мире нет”. Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэмы «Непрядва» и “Казанский университет” связаны с прошлым нашего отечества. Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники “Талант есть чудо неслучайное” (1980) и “Точка опоры” (1981). Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен “Хотят ли русские войны”, “Бежит река”, “В нашем городе дождь”, “А снег идет”, “Вальс о вальсе”, “Пока убийцы ходят по земле”, “Не спеши”, “Товарищ гитара” и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д.Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма “Казнь Степана Разина”. Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, С.Есенина, А. Твардовского.

     Наиболее яркие произведения были созданы Е.Евтушенко в ранний период творчества. Но и в более позднее время, в период с 1980-2011 год  среди множества мало чем примечательных стихов, можно встретить и очень крупные произведения. Одним из самых больших достижений автора, является, на мой взгляд поэма «Непрядва» посвященная памяти отца, подарившему поэту замысел этой поэмы. Поэму «Непрядва» поэт писал в течении четырех лет с 1976 по 1980 год. В это время Евгений Евтушенко интенсивно ездил по стране собирая материал об исторических событиях 1380 года. Он посетил множество музеев и библиотек, общался с учеными историками. Поэма о Куликовской битве, поражает своей фундаментальностью и ораторской мощью. Как величественная скала она заметно выделяется, на фоне других, тусклых стихов того времени. В искренних и убедительных строчках отчетливо ощущается, что автор прочувствовал и пропустил  сквозь себя описываемое историческое событие. Заметно видна его неизбывная любовь к Родине:
               
                Невозможно быть русским,
                Непрядву сочтя за ручей.
                Не любя свой народ,
                не полюбишь ни чей.

     В строчках выражается и его боль за несплоченность  русских поэтов. Больно ему видеть как собратья по литературному цеху, настроены враждебно по отношению друг к другу, и нет между ними любви и согласия. Он досадует о том, что нет того человека, подобного Ивану Калите кто способен объединить литераторов, и рассеять все их мелочные склоки и распри.

                Неужели мы, други-поэты,
                От стычек друг с другом ослабли?
                Разве копья вонзали друг в друга
                Пересвет и Осляба?
                Собиранье талантов,
                Равно собиранью земель
                до холма, до куста, 
                Нужен русскому слову сегодня
                Иван Калита.

     В поэме поражает своей яркостью и живописностью сцена того, как русские плотники строили помост для казни своих же князей по приказу татарского мурзы. В сцене описывается как темники пировали на помосте,который они взвалили на спины русских князей.
                Вам за спесь пришлось, князья,
                горько поплатиться.
                Вам охота, да нельзя
                за мечи схватиться.
                И чем больше у сластен
                в животах конины,
                тем сильней помост под стон
                с хряском давит спины.

     В кульминации  сцены, один из плотников не выдержав жуткого зрелища, рассек себе пилой горло, чем возбудил других плотников ринуться с топорами на татар и скинуть их с ужасного помоста.
                Слышишь это, князь Мстислав,-
                твои смерды киевские ,
                топорами заблистав,
                в бой последний кинулись.
                Князь, плетьми ты эту голь
                Сек перед войною.
                Понял спин холопских боль
                Княжеской спиною?

    Другая глава поэмы, критикующая трусость, обильно насыщена меткими и удачными образами,
способными убедить читателя в том, что трусость действительно является очень важным пороком.
                Если б трусы одни мельтешили и лгали,
                То не пал бы рейхстаг,
                Не взлетел бы Гагарин.
     Вообще можно заметить, что через многие строчки автора в этой поэме невольно проглядывает поэтический стиль Маяковского, способного оказывать убедительное действие на читателя, своими остроумными, но подчас грубыми и резкими образами. Свое подражание Маяковскому и сам автор не скрывает, во многих стихах он об этом открыто признается. Он очень часто упоминает имя своего предшественника и наставника, посвящает стихи его матери, пишет о его смерти и даже обращается к нему с молитвой перед поэмой «Братская ГЭС». Показательно и то, что Е.Евтушенко в подавляющем числе своих стихотворений, особенно в период с 1980-2011 использует изобретенный Маяковским  стиль рифмовки «лесенку». Нельзя сказать, что другие поэты обошли стороной и никак не повлияли на формирования стиля автора. Очень большой отпечаток оставил в стихах Евтушенко и Пастернак. Оказал  не малое воздействие и Сергей Есенин, его мелодичность, нежность и изощренное мастерство в описании природы часто просвечивается сквозь строчки стихов Евтушенко. Автор «Непрядвы» не боится заимствований, его стиль часто перекликается со стилями других поэтов, что в прочем не мешает ему иметь свой собственный художественный почерк. В поэме Непрядва переплетение стилей Маяковского и певучей образности Есенина, можно ощутить на таком примере:   
                И качаешь ты,
                Не сдавшись конницам,
                Не убито сорною травой,
                Куликово поле, Словно колосом.
                Пушкинской курчавой головой.      
            
    По примеру Маяковского, Евтушенко ощущает себя трибуном, оттого так много величественного трибунного грохота в его стихах. Он пренебрежительно отзывается об тихих мурлыкающих поэтах подражателях Фета, и пропагандирует громкую кричащую поэзию. Поэт в его понимании, это не тихий и прекраснодушный Орфей, а гордый и громогласный Прометей – оратор, смело обличающий зло:

                Я спрошу у Непрядвы,
                У дочери вечности:
                Может быть, мы пока еще –
                дочеловечество?
                В мире нет чужеземцев –
                Мы одноземляне,
                Но ракеты готовы к взаимозакланью.
                Надо инопланетных мамаев нам,
                что ли,
                чтобы стать человечеством,
                хоть поневоле,
                сделав космос тобой,
                Куликово поле?!

     С 1980 года, начиная с поэмы «Непрядва» в авторе все больше укореняется страсть к словотворчеству. Только в коротком  приведенном отрывке трижды встречаются незнакомые прежде и, по всей видимости, изобретенные автором слова: дочеловечество, одноземляне, взаимозакланью. Это новаторский прием является характерной чертой позднего Евтушенко, что, на мой взгляд, не всегда украшает, но иногда и обезображивает его поэзию. Кроме поэмы «Непрядва» в 80-гг поэтом было написано немало замечательных стихов: «Баллада о соринке», «Завещание Симонова», «Ясная сила любви», «Опоздание», «Цветы для бабушки», «Неверие в  себя» «Размышления у черного входа», «Нанду», «Мои университеты».
      В стихотворении «Баллада о соринке»(1980) мастерски описана история о кинооператоре снимавшего войну и убитого во время съемки. Это короткое произведение удивительным образом очень живо рисуется в уме, оставляя впечатление как от просмотренного кинофильма или клипа, что  созвучно сюжетному замыслу. Более всего колоритен момент, когда описывается, как камера в руках убитого оператора продолжала снимать бой.
                Свое «Ура!» над степью раскатив,
                Солдаты вновь рванулись в рукопашный,
                Вбегая, как в бессмертье,
                в объектив, 
                из мертвых рук на землю не упавший..

     И особенно интересно и неожиданно авторское сравнение себя и убитого репортера, приведенное в заключении стихотворения.

                Я – кинооператор твой,
                история,
                Иначе бы стихи писать не стоило.
                Дай Бог,
                чтоб, ненавидя и любя,
                и после смерти я снимал тебя!

     В стихотворении «Наша пена»(1980)автор очень удачно сравнил свою поэтическую славу с речной пеной, которую ветер уносит далеко вперед, в то время как сам обладатель славы плетется где-то позади и не является ее достойным. В другом стихотворении «Завещание Симонова» с наслаждением любуешься красотой образов и буйной фантазией автора. Вообще эта нестандартность мысли,и фантасмогоричность образов –свойственна Евтушенко, и разительно отличает его от других поэтов.

                Как завещано было последним
                Чуть дышащим словом, 
                прах поэта
                развеяли над Могилевом.
                Из раскрытых ладоней
                тот прах зачерпнувшего сына
                С каждым присвистом ветра
                по крохам отца уносило.
                И кружились частички поэта,
                то в люльку упав,
                то в колодец.
                В избы тихо влетали,
                Прижавшись к глазам Богородиц.

     Красочно описывает поэт  как прах знаменитого поэта уносится ветром, как садится он то на платок вдовы, то на стебли пшеницы, как  крошки сердца клюют вместе с зернами птицы. Посмертное разбрасывание праха, поэт подрузамевает очень символичным для человека который всю жизнь разбрасывался по жанрам. Это стихотворения  Е.Евтушенко заключает пафосным итогом:

                Тем забвенье, кто жил скопидомски,прижимисто..
                Слава тем,
                кто разбрасывается прижизненно!
                Да хранит благодарная память планеты _
                Как посмертно
                разбрасываются
                поэты!   

     В стихотворении «саможалость»(1981) очень гармонично сочетаются философский смысл и легкая мелодичная форма. Поэт упрекает себя в малодушном порыве  жалости к самому себе, так восклицая:
                Зряшно-закричать, заплакать зряшно:
                Не услышит небо и земля.
                Страшно не того, что стало страшно,
                А того, что жалко мне себя.   

                При ожоге только зубы стисни-
                радуйся, что нежно обожгло.
                Лишь не хлебанувший тяжкой жизни
                Плачется, что слишком тяжело.

               Что на свете есть еще позорней,
               Чем,себя жалея,преупеть
               И ,входя туристом в лепрозорий,
               Собственные насморки воспеть?

     Обличая себя, в саможалости поэт напоминает о том, что есть более несчастные люди, которые достойны жалости. И говорит о том, что ничего не может смять человека, кроме его самого. Завершает автор стихотворение такими, весьма глубокими по смыслу строчкам:      
              За непрокоженность,  неуродство
              Доплати  хоть сломанным хребтом.
              Все, что слишком дешево  дается,
              Встанет слишком дорого потом.   

     Вообще некий учительский тон, морализаторство, привычка проповедовать в стихах – является одной из главных отличительных черт Евтушенко. Правда сам автор не всегда следует тем истинам, которые проповедует, в чем частенько и кается в тех же стихах. Но зато никто так искусно из современных поэтов не может нравоучительствовать в поэзии и провозглашать жизненные и моральные идеи. Тот же нравоучительный оттенок виден и в великолепном лирическом стихотворении посвященного Н.В.Новокошеновой (1981),и в следующих за ним стихах «Анонимность», «Притча» «Гены», «На что уходит жизнь». В последнем стихотворении из этой плеяды, автор говорит о равнодушии и нашей нравственной глухоте.
        Мы часто глухи к дальним. Глухи к ближним,
        Особенно когда из них всё выжмем.
        С друзьями говорим, но их не слышим,
        Свои слова считая самым высшим.

        Пока она жива, к любимой глухи –
        Услышим лишь предсмертный хрип старухи.
        Мы совесть сделали нарочно глуховатой.
       Мы совести забили уши ватой –
       Так легче ей прослыть не виноватой.

     Стихотворение «Притча»,  в ироничной форме рассказывает о том как смерть решила поменяться местами с жизнью, и что сущность той и другой от этого не изменилась. В этом произведении критикуется негативное отношение людей к жизни, не осознающих великую  ее драгоценность. Очень нежной лирической волной касается сердца стихотворение « Ясная, тихая сила любви». В нем поэт описывает идиллию семейной жизни, и в одном месте, он опять вскользь касается Маяковского:

        Я бы хотел, чтобы высшим начальством
        были бы дети – начало начал.
        Боже, как был Маяковский несчастен
        тем, что он сына в руках не качал!

     Удачно показан контраст мирного семейного очага и угроза страшной войны. Уют семьи и бестревожно спящие в кроватке дети отчетливо показывают нелепость всех войн и безумие тех, кто их замышляет.

         Тёмные силы орут и грохочут –
        Хочется им человечьих костей.
        Ясная, тихая сила не хочет,
        Чтобы напрасно будили детей.

        Ангелом атомного столетья
        Танки и бомбы останови
        И объясни им, что спят наши дети,
        Ясная, тихая сила любви.

    В стихотворении «Гены» автор продолжает разоблачать безумство военной угрозы нависшей над  миром.
        Когда из моря выползли на сушу,
        Зачем на человеческую душу
        Мы обменяли плавники и жабры –
        Чтоб волшебство огня раздуть в пожары?!

        Мир стал другим. Культуры нахватался.
        Откуда же у вас неандертальство?
                В руках убийц торчат не голубино
                Ракет неандертальские дубины..."
   
    Описывая свой приход к любимой, автор продолжает размышлять над несуразностью  нечаянной  гибели  своей любимой из-за  глупых политических амбиций тех, кто раздувает костер войн.               
               
                Неужто бомба дьявольская сдуру
                Убьёт в ней Беатриче и Лауру
                И пушкинская искорка  во мне
      Погибнет в страшной будущей войне?

     Во многих своих произведениях поэт резко подчеркивает свое резко негативное отношение к войне. Особенно масштабно он это выразил в поэме «Мама и нейтронная бомба»(1982).Свое отрицательное отношение к насилию поэт продолжил высказывать и в поэме «Фуку»(1985).В 1984 году поэт написал небольшую поэму «Дальняя родственница». В конце 80-х годов из под руки мастера родилось несколько качественных стихов, из числа коих стоит выделить: «Отечественные коалы», «Портрет», «Китайские переводчики», «Пожарник в Кижах», «Непересекаемый платок», «Ночной митинг», «Вратарь выходит из ворот», «Сорок девятый», «Зазвенели бубенчики хмеля», «Джентельменство», и особенно крупное стихотворение посвященное Твардовскому «Главная глубинка». В первом куплете здесь, он несколько переиначивает свое крылатое и даже, уже ставшее легендарным выражение «Поэт в России –больше чем поэт». Теперь он выскажется так: «В России быть поэтом-приговор». Несколько позже он еще раз видоизменит его, и как бы отрекаясь от него, скажет: «Чего в России больше ты, поэт? Да ты, в сравненьи с гексогеном — мошка». В «Главной глубинке» описан неподкупный образ Твардовского, который пленяет своей твердой натурой, честностью и прямотой. И хоть автор говорит о том, что «Твардовский был тяжелый человек» он тут же вносит уточняющее пояснение, что он «волкодав среди паршивых шавок» и  что «без таких не держится держава».В 90 году поэт пишет слова к музыке из фильма «Берегись автомобиля». Трудность состояла в том, что мотив этой всем известной музыки был невероятно труден, и вклинить в него текст было практически невозможно. Но Евтушенко успешно справился с этой задачей. Стихотворение это получило название «Стеклянный господин». Вкупе с ним он написал еще одно стихотворение«Неужели».  ставшее вскоре известной песнью. В стихотворении «Красное и черное» написанном в том же 90 году, поэт затрагивает тему антисемитизма. Вообще это тема как то подозрительно часто звучит из уст поэта, и уже честно говоря набила оскомину. В стихе повествуется о том, что на Красной площади мальчик-ангелочек обозвал автора «Жидомасоном» и «Русофобом».Автор призывает мальчика стать добрее к людям, и в том числе к еврейскому народу. И хоть автор говорит в этом стихотворении о любви и добре, мне не совсем понятно, почему он проводит параллель между масонством и евреями. Насколько я знаю жидомасонство с древней еврейской верой и с еврейским народом никак не связано, и в корне противоречит их вероучению. Я помню что, в 90 годы в Москве упорно массировался слух, что Евтушенко стал почетным членом масонского клуба «Магистериум». Возможно этот факт и явился поводом к тому что маленький мальчик «назвал его жидомасоном», и зря автор в данном случае приписывает реплику мальчика какой-то национальной нетерпимости.

              Девяносто первый год ознаменовывается для автора тем, что он становится активным политическим деятелем. Он выступает на трибуне Белого дома с обличение гкчепистов. В попыхах сломанным карандашом он пишет гневное стихотворение, которое и зачитывает тут-же с трибуны. Вскоре Евтушенко становится депутатом Верховного совета, что негативно отражается на его литературном творчестве. Поэтический уровень  в этот промежуток времени у него стремительно падает. В 1992 году он пишет ставшее очень популярным стихотворение «Прощание с красным флагом» и Гимн России на музыку Глинки, которую жюри конкурса отвергло. Таким образом самый знаменитый поэт России так и не стал автором строк Российского гимна. В 90-гг темы стихов у поэта  становятся сильно политизированными, что вероятно напрямую связано с его депутатской деятельностью. Вскоре разочаровавшись в политике поэт эмигрирует в Америку и приступает к учительской деятельности. В 1993 году Евтушенко воздерживается от открытой оценки «Кровавого октября». Но в 1996 году тщательно обдумав, за три года, события связанные с расстрелом  Белого, дома выпускает поэму «Тринадцать». Помимо этой поэмы трудно что-то выделить из созданного поэтом в 90-е годы. С большой натяжкой можно дать хорошую оценку нескольким стихотворениям: « Двадцать первый век»,«Звонок на калитке», «Лоскутное одеяло», «Я люблю тебя», «Дрова», «Ярославна», «Красное и темное», «Ребенок-женщина», «На смерть Вл.Соколова». Лучшими стихотворениями за 90-гг я бы рискнул назвать «В американском госпитале» и «Баллада о Мандельштаме».
    В 2000 году Евтушенко пишет стихотворение «Когда придет в Россию человек» где дает пессимистическую оценку  ситуации в России.

    Как сохранить свободу и терпеть
    нахальную невежливость свободы?
    Взять в руки крепостническую плеть?
    Но выпоротый пишет слабо оды.
     Как не звереть, матрасы распоров,
     Ища брильянты в каждой люльке, в гробе?
     Казнить больших и маленьких воров?
     Россия станет, как пустыня Гоби.

     Стоит также отметить стихотворения «Между Лубянкой и политехническим», Нюрин храм», «Кедровый орешек» и «Конец тысячелетия». В первом стихотворении поэт восторженно отзывается о «Политехническом музее» где на протяжении многих лет поэт выступал с концертами. Между прочим традиция выступать с концертами в Политехническом, сохранилась и по сею пору. Автор не смотря на свой преклонный возраст, заключил контракт с музеем до 2020 года. И неизменно в день своего рождения  год за годом старается добросовестно исполнять условия этого контракта.

                Там отбивался Маяковский ранено
                От мелкого богемного шпанья
                И королем поэтов Северянина
                Там выбрали…
                Не дождались меня. 

        В приведенном четверостишии поэт шутливо иронизирует по поводу того, что он мог бы стать королем поэтов. Но мне кажется, что в этой шутке, есть некая доля правды, учитывая всемирную славу автора и всенародную к нему любовь. Стихотворение «Нюрин храм» поэт посвящает своей няне. Он повествует о том, как во  времена воинствующего атеизма его няня Нюра сберегала в своей избе иконы  и как к ней отовсюду шли молиться люди. Он говорит, что ее «Изба скрипя спросонья, как тайная часовня, была полна молитв».Что касается  взаимоотношений с Богом самого автора, то как он признается в одной из поэм: «эти взаимоотношения всегда были сложными». Однажды итальянский режиссер Пазолини пригласил его на главную роль в фильме «Евангелие от Матфея», и советское руководство воспрепятствовало тому, чтобы Евтушенко сыграл роль Христа. Но поэт остался доволен эти обстоятельством, сказав « И Слава Богу, что не получилось. Сказать по правде,  мне всегда казалось, что место Христа - в избе». В стихотворении «Кедровый орешек» - поэт с теплотой и грустью вспоминает свое давнее плавание по реке Лене на карбасе «Микешкин». В одном из куплетов поэт объясняет причину своего отъезда в Америку, тем «Что он в России не может нащупать себя и страну». В последующие несколько лет поэт упорно занимался составлением антологии русской поэзии «В начале было слово». Этому обширному труду он посвятил более десяти лет. Помимо этого вышли в свет несколько новых и старых поэтических сборников. В 2001 году он написал песни к спектаклю «Благодарю вас навсегда». В  последующие годы он написал несколько замечательных стихов: «Мелодия Лары»(2002), «Ленинградская симфония» (2003),»Памятники не эмигрируют»(2003), «Школа в Беслане»(2004), «Поцелуи в метро»(2004) «В государстве по имени как бы..»(2004), маленькая поэма «Кузнецкий мост» (2005), «Любовник»(2005), «Так им и надо»(2005), «Секрет Шестидесятников»(2005), «Смерть табакеро»(2006), «Мальчика назвали Бабий Яр»(2006), «Баллада о пятом Битле»(2007).
         Стоит отметить и превосходное на мой взгляд стихотворение «Анастасия Петровна Ревуцкая»(2002), посвященное неизвестной женщине похороненной на кладбище Сен-Женевьев в Париже. Неизвестная  русская эмигрантка обращается как бы из могилы к  своему соотечественнику поэту с укоряющим вопросом: 

                .          Что ж вы деретесь, как малые дети.               
  Как за игрушки, за деньги, за власть?
  Что ж вы Россию все делите, делите-
  Так вообще она может пропасть.

    И поэт низко опускает голову, и не может найти ответ на вопрос, который его самого давно терзает.
 Что я стою с головою повинною,
  Если была до меня та война?
  Но из себе все могилы не выну я.
  Может быть даже невинной вина.

    В стихотворении «Любовник»(2005) пленяет некая воздушность стиха и нежно текущая речь. Поэт признается в своей любви, ко многим женщинам используя красивые словесные обороты и образы:

    И пить любовь из любопытства
    мои уста легко могли,
    как будто из следов копытцев
    прелестных козочек земли.

    В стихотворении  «Поцелуи в метро»(2004) о своем неистощимом желании любить поэт говорит так:
                Рок-н-ролл запрещали,
                а мы танцевали его и под музыку венского вальса,
                и пускай нас пугают свободой,  как будто чумой,
                если я на земле,
                где хотелось, и раньше всегда целовался,
                под землей целоваться я буду хотя бы с землею самой.
 
     В 2009  году поэт пишет стихотворение «Репортаж из прошлого века» о футбольном матче СССР-ФРГ 1955года. Это на мой взгляд одно из лучших творений поэта за последние годы. Создается такое ощущение, что ты действительно присутствуешь на этом матче настолько реалистично и талантливо автор его описывает.    
 
   Еще все трибуны были негромки,
   но Боря Татушин, пробившись по кромке,
   пас Паршину дал. Тот от радости вмиг
   мяч вбухнул в ворота, сам бухнулся в них.
   Так счет был открыт, и в неистовом гвалте
   прошло озаренье по тысячам лиц,
   когда Колю Паршина поднял Фриц Вальтер,
   реабилитировав имя «Фриц» 

     С 2010 года начинает остро чувствоваться, как какое -то тревожное состояние овладевает автором. Один за одним уходят поэты шестидесятники. Давно уже нет ни Роберта Рождественского, ни Булата Окуджавы. Умирают Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Поэт задумывается об своих ушедших друзьях и все чаще тема смерти начинает звучать у него в стихах:

                Кто я?
     Я - римлянин из СССР,
     да вот только без древнего Рима,
     и нет ни щита, ни меча,
     ни желания въехать в Сенат,
     ни коня,
     ни прежних друзей, без которых
     вся жизнь моя непредставима.
     Все умерли -
     и в наказанье не умер лишь я.

   В другом стихе, обращаясь к своей жене Маше, он пишет:

     Не словами – глазами меня пристыдила,
     догадавшись, что я примирился со смертью почти.
     и глазами ты к жизни меня присудила,
     будто выдернув из крематорной печи.
     Смерть, когда ей сдаемся, –
     предательство нами любимых,
     и предательство нами детей,
      в ком от предков неведомых нить.
     Позволительно думать о смерти.
      как лишь об одной из слабинок,
     той, которую сможем
    когда-нибудь и отменить.

    Заметно, что поэт борется с овладевшей им тревогой. Он не согласен примирится со смертью. Жажда жизни и любви яростно сопротивляется мрачным мыслям и в конечном счете побеждает .В конце 2010 года он пишет «Женскую песню»:

   Мне шепчут облака, поляны, чащи,
   черемуха у стареньких ворот.
   Не бойся полюбить. Не бойся счастья,
   и даже если горе принесет.
 
 Не бойся полюбить – ромашки шепчут.
 Не бойся полюбить – журчит вода.
 Но что же за судьба у русских женщин:
 где счастье, там и горькая беда.
 Ты не бросайся в омут с головою,
 и жизнь жестоко словом не обидь.
 не потеряй господний дар любови,
 и никому не дай его убить.
 Я упаду березам в белы ноги.
 Я попрошу у малых мурашей
 любви и слез, и грусти, и тревоги,
 но без любви нам жить еще страшней.

     В 2011 году Евтушенко пишет новый цикл стихов: «Нет в истории точки», «У мира все слезы повытекли»,»Неволнуйчики», «Одна минута зла», «Не бойся полюбить»,»Воздух свадьбы», а также стихотворение «Когда мы были молодыми» посвященное кончине Людмилы Гурченко, в нем он обращается к ней как к живой:         

    .                Когда я был свежей огурчика,
   я был влюбленным
   в Люду Гурченко,
   и в голосок ее,
   и в талию,
   и в танцы стиля своего,
   почти подобного летанию,
   когда не весят ничего.
   Задиристая харьковчанка,
   ты пела,
   думая слова,
   то боевая, как тачанка,
   а то как девочка слаба.
   И как в черемуховом дыме
   прошедших дней,
   бессмертных дней
   «когда мы были молодыми»
   ты пела родине своей.
   Когда вы шли с Басилашвили
   сквозь леденящую пургу,
   мы все любовью вашей жили...
   Чем я помочь сейчас могу?
   И пела ты с такою болью,
   слезами чистыми омыт,
   мой стих про клеверное поле -
   пусть вновь оно тебе шумит.
   Прощай, единственная Люда,
   прости,
                и счастлива будь, что
   была обиженная люто, но и счастливая зато
.
        В конце 2011 года он  написал стихотворение о батареи испанской «Голубой дивизии» которая, когда-то разрушила снарядом часовню в Новгородской области. Эта часовня была восстановлена на деньги бывшего «голубодивизца» по его собственному почину. Поэт говорит в этом произведении о том, что мы по сравнению с нашими бывшими врагами, являемся для своей культуры большими вандалами.               

   Мы, столько овощехранилищ
   постыдно сделав из церквей,
   на покаяние решились,
   а стыд со временем стыдней.
   Придется долго нам стараться,
   губами ерзать по кресту,
   чтобы в припадках реставраций
   вернуть всем храмам красоту.
   К своей стране теряли жалость,
   в гулаговские времена.
  Дай Бог, чтобы не продолжалась.
  с народом собственным война.
 Она прошла, а чья победа?
 В нас что-то выжжено дотла.
 Приходится платить полвека
 лишь за одну минуту зла.

     Подводя итог всему сказанному, хочется напоследок высказать, свое личное отношение к поэту. Чтоб не быть многословным, скажу просто, что своим интересом к литературе и к творчеству я обязан ему. Напитываться его поэзией, волею судьбы я начал еще за 9 месяцев до своего рождения. Дело в том, что когда моя мама была беременна мной, она упивалась стихами Евтушенко. И наверное поэтому кода я в пять лет научился писать, я почувствовал непреодолимую тягу к поэзии и написал несколько рифмованных строчек.      . Вообще, на мой взгляд, вклад  Евгения Евтушенко в русскую и мировую культуру неоценим. Мало кому из поэтов удавалось прожить столь длинную творческую жизнь и написать такое огромное количество стихов и поэм. Да и такого всеобщего признания, которого вполне заслуженно добился автор, я думаю, вряд ли кто-то имел при жизни из ныне почитаемых поэтов. За все бесчисленные заслуги автора, имя Евгения Евтушенко должно, на мой взгляд, быть вписано золотыми буквами в историю русской культуры. В одном из стихотворений поэт пишет «Я назначаю свидание под памятником мне». И я думаю, что действительно:  великий наш современник,  достоин того чтоб назначить свидание под своим собственным памятником. И я почти убежден, что памятник поэту будет обязательно поставлен.
И более того, мне кажется что памятников будет два, один поставят в Москве а другой на далекой снежной станции «Зима», сибирской родине поэта.

     Где мне могилу выроют?
     Знаю одно -  на Руси.
     Памятники не эмигрируют,
     Как их не поноси.    
     Как я там буду выглядеть-
     Может, как Лаокоон,
     Змеями сплетен и выдумок
     Намертво оплетен.
     Или натешатся шутками,
     Если, парадный вполне,
    Стану похожим на Жукова –
     Грузом на слоно-коне.
     Сверстники- шестидесятники,
     Что ж мы, сошли на совсем,
     Смирненько, аккуратненько
     На пьедесталы со сцен.
     Не бронзоветь нам ссутулено,
     И с пьедестала  во сне
     Беллочка Ахмадулина
     Весело спрыгнет ко мне.

     Хочется искренне надеяться на то, что выдающийся русский поэт Евгений Евтушенко не особенно торопится закончить свое пребывание на этой грешной земле. Я верю, что он будет нас еще долго радовать своими неординарными поступками и успеет написать еще не одно стихотворение.


Рецензии