Почему были созданы монастыри?

            В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, как требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. другие по примеру Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время  в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами. т.е. подвижниками.

       С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства. строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками. Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т.е. иному удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иноческая жизнь или монашество есть удел только немногих избранных, имеющих призвание, т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как сказал о том, Сам Господь - «Кто может вместить, да вместит». (Мф.19,12.)   
      
       Св. Афанасий говорит-«Два есть чина и состояния жизни, т.е. супружество, другое - Ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое». Вступающие на путь монашества должны иметь твердое решение-«отречься от мира», т.е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Монах берет на себя добровольное мученичество, самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений. Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель монашества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. монашество есть высочайший подвиг духовного служения миру, оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него перед Богом. Так по свидетельствам русской и церковной истории во время Великой Отечественной войны, Митрополит гор  Ливанских Илия будучи по призванию монахом молился о спасении России. Он спустился в каменное подземелье и там просил Божию Матерь открыть ему, чем можно помочь России. Он не пил, не спал, а только стоя на коленях, Молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта, о числе убитых, о том, куда шел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе сама Божия Матерь  и объявила, что нужно сделать, чтобы Россия была спасена. Сталину доложили об этом чудесном явлении Божией Матери  и те условия, при которых Россия может быть спасена. Сталин все безукоризненно выполнил, и ход войны с того момента был переломлен в пользу России. Так  и Сергий Радонежский во время Куликовской битвы с сонмом монахов молился о победе русского оружия, и благодаря его молитвам долгожданная победа была одержана. Уцелевшие татары сами потом признавались, что видели явное покровительство Бога над русскими. Они говорили что ясно видели «Как вместе с тем как русские полки теснили их с земли, с неба шли светоносные прекрасные рыцари во главе с Пречудной блистательной Царицей и непрестанно поражали своими огненными мечами татарские полчища. На этом примере можно видеть, как велико значение молитвенного заступничества монахов за страну и за живущих в ней людей.

      Родиной монашества почитается Египет, а отцом и учредителем  Антоний Великий. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям, на общую пользу и подчинялась одним правилам, одному порядку. так называемому уставу. Из Египта монашество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. У нас на Руси монашество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями монашества на Руси были преп. Антоний и преп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что монахи удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире. Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая  себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимцы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной молитве О Церкви, отечестве, живых и умерших. Святитель Феофан Затворник говорит - «Монахи - это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду.»В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного. Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то люди начинали селиться около него, образовывался поселок, который вырастал иногда в большой город.


Рецензии