О труде

               
  Заповедь о труде была дана еще Адаму. Можно сказать, что это вообще одна из самых первых заповедей данных человеку Бог повелел Адаму возделывать рай, прилагать свой труд, причем он завещал, что труд этот будет не легким. « В поте лица твоего будешь есть хлеб.»(Быт 3,19.). И потому мы как потомки Адама, ибо эта заповедь простирается на всех людей, должны трудиться, не поклодая рук и не должны предаваться беспечности. Известно то что все Апостолы Господа  трудились на разных поприщах, так апостол Лука был врач и лечил больных  апостол Павел плел корзины и этим зарабатывал себе на пропитание.

    Даже Сам Господь Иисус Христос был в юности плотником и помогал Праведному Иосифу отесывать доски и делать различные изделия из дерева.(Мк.6,3)По этому по Православному закону и древней заповеди данной Богом, все люди должны трудиться и не просто трудиться но и трудится до пота, трудится не поклодая рук.. Апостол Павел много учил и давал наставлений о труде, он говорил «Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся.»(Еф.4,28.) и «Нужно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками.»(1Фес.4,11-12.).

    А так же приводя себя в пример Апостол Павел поучал «Мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работаю ночь и день, чтобы не обременить кого из вас.»и еще «Ибо, когда мы были у вас, то завещавали вам сие, -если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.»(2Фес3,6-15.). Тунеядство и лень в Христианстве считается корнем многих серьезных грехов. Все великие подвижники Православия сами очень много трудились в жизни и другим заповедовали не ослабевать в подвиге как  духовного, так и земного делания.
    Сама духовная жизнь,(молитва, пост, служение ближним.)это великий труд но не смотря на свою не легкость, она должна всегда быть сопряжена с каким то рукоделием, с каким то земным трудом, трудом необходимым как для развития человека, его физических и умственных сил, так и для достижения необходимых средств, к пропитанию. Православному человеку конечно нельзя согласиться с кощунственным атеистическим постулатом «Что труд сделал из обезьяны человека»,ибо человек по счастью не имеет ничего общего с этими симпатичными обитателями тропических лесов, но вот сказать что «лень может сделать из человека обезьяну.»,я думаю вполне можно.

   Труд сопровождает нас в течении всей нашей жизни, ибо если мы хотим чего-то добиться как в земной так и в духовной сфере, мы должны всегда прилагать труд. Православному человеку вдвойне тяжелей нести но своих плечах эту обязанность, ибо он вынужден трудиться сразу на двух поприщах. Помимо обычного мирского труда доставляющего ему средство к пропитанию и к безбедной жизни он должен прилагать неимоверные усилия в борьбе с искушением и грехом. Он должен заставлять себя ходить в храм, отстаивать там со вниманием продолжительные службы, не опустительно без каких бы то ни было отговорок и ссылок на усталость вычитывать ежедневно дома молитвенные правила, трудиться над искоренением в своем сердце страстей и греховных навыков, заботится о том чтоб в сердце всегда водворялась любовь и благожелательность к людям и ни в чем не потакать своим слабостям. Духовный труд, он всегда на много тяжелее чем просто физический, но он необходим как ведущий нас по пути спасения и как заповеданный нам Самим Господом «Царствие небесное нудится и прилагающие усилие восхищают его.» и - «Бодрствуйте и молитесь, дабы не впасть в искушение.» произносит Спаситель, обращаясь к своим ученикам.

    А как нужно бодрствовать и как молится показал нам Сам Господь, когда молился с великим усилием и трудом, аж до кровавого пота в Гефсиманском саду. И поэтому нельзя нам расслабляться, нельзя разлениваться «Ибо диавол ходит повсюду как рыкающий лев, ища кого поглотить» Святой Старец Досифей, так вразумлял митрополита Филарета, когда он оправдывался в том что нуждается в отдыхе и потому не успевает сделать множество полезных дел, он говорил что отдыхать нужно во время работы, если устал от одного дела перейти к следующему, если например устал от физической работы, то займись умственной. или встань помолись и прочти Евангелие, т.е. отдыхать нужно в перемене рода деятельности, но ни в коем случаи не оставаться бездеятельным.

   Трудиться на предприятии или учиться в институте это нужный и полезный труд, но молитва это тоже труд и избавиться от вредной привычки и преодолеть тяжелое искушение требует от нас не меньшего физического и душевного напряжения. Например, пришли мы в воскресный день в храм а кто то нас незаслуженно, как нам. кажется, там оскорбил, какая то прихожанка на нас огрызнулась или Священник сказал что то грубое, увидев что то неправильное в наших действиях. Нужно ли нам озлобляться в ответ? Нужно ли нам навсегда уходить из этого храма и больше в нем не показываться? Или может быть стоит в себе перебороть это неприязненное чувство, преодолеть в себе это постигшее нас искушение, как нам и заповедано самим Господом, «Если будете прощать людям, то и Отец Небесный простит вам.»Нас оскорбили, нас обидели, что это как ни «высший экзамен»,где экзаменатор Сам Господь? Вот Бог и смотрит приложим ли мы к постигшему нас искушению духовный труд или сдадимся без борьбы и тем самым провалим экзамен.

    Останемся ли мы в храме и с Богом, несмотря на все препятствия или уйдем из него и тем самым отдалимся от Бога. Или все таки посчитаем что несмотря на все унижения, на все оскорбления, несмотря на все воздвигаемые людьми препятствия, преложив духовный труд, останемся мы рядом с любящим нас Богом и его Святой верой. Ибо вера Православная требует от нас этого подвига, она требует от нас великого труда преодоления себя и исполнения заповедей, а иначе мы  окажемся навсегда, где то далеко на духовной периферии, лишенные сока Божественной любви, без которой душа человеческая жить не может, ибо душа человека,  (как сказал один из Великих Святых),  по природе Православная Христианка!   


Рецензии