Запретная любовь

Седовласый мужчина, по внешнему виду напоминающий известного американского актера Ричарда Гира, сидел за столиком в кафе у окна.  Пышные седые волосы были гладко зачесаны, прищуренные глаза, которыми он смотрел на мир, этим  подражая американцу, аккуратная модная одежда выдали в нем человека, который  знает себе цену. В общем, это так и было. Это была «звезда» местного драматического театра, он, несмотря на солидный возраст, продолжал радовать зрителей своими ролями на сцене. Его популярность неизмеримо возросла, когда в кинотеатрах страны, а потом и на телевидении показали американский фильм «Красотка», где играл актер, на которого  походил сидевший в кафе за чашечкой кофе мужчина,  которого звали Роберт. Тоже весьма редкое имя, согласитесь, уважаемые читатели.

Роберт, которого почти все, кроме отца, звали Боб,  увлекся участием в драматических спектаклях еще в школьные годы. В выпускном классе он играл в постановках художественной самодеятельности, в которых участвовал по прихоти пришедшей работать в школу молодой  учительницы литературы. Она симпатизировала красивому мальчику, у которого  были явные способности к перевоплощению.  Особенно удавались ему роли исторических персонажей 19-го века – Евгения Онегина, Владимира Дубровского. Обладая хорошей памятью, следуя советам учительницы, которая ему нравилась, он очень хорошо играл свои роли.   Поэтому по совету все той же учительницы, которая было заядлой театралкой, он после школы поступил в театральный институт, и через положенное время успешно его закончил.  Во время учебы он сыграл немало ролей, обычно так же играя персонажей 19-го века в спектаклях «Пармская обитель»,  «Герой нашего времени».  Педагоги в институте отмечали его незаурядный талант, однако пробиться ни в один столичный театр после окончания института он не сумел. Вернее, его принимали в труппу, но не обещали, что он станет играть главные роли в ближайшие годы. А Роберту хотелось зрительской славы, аплодисментов, узнаваемости  среди зрителей, и поэтому он вернулся в родной город, столицу большой области в Сибири, и поступил в труппу местного драматического театра.

Однажды по приезду в родной город Боб, прогуливаясь по центральной улице, встретил свою  учительницу, которая уговорила его пойти в актеры. Сказать, что они обрадовались встрече друг друга, значить ничего не сказать.  Роберт, у которого во время учебы в театральном институте были связи с женщинами, был и секс,  к этим связям  относился весьма легкомысленно, как к непременному атрибуту жизни театральной богемы. А увидев свою учительницу, он вспомнил, как она ему снилась во снах, как он  грезил  её увидеть, когда  возвращался в родной город.  Во время учебы он всего раз приезжал на каникулы, но встретить учительницу не смог. Как ему сказали в школе, где он её искал, что она  в декретном отпуске. Он тогда очень расстроился, как будто его обманули, не дождались, хотя ничего подобного во время учебы сказано между учительницей и учеником не было. Поэтому и не ездил на каникулах в родной город, предпочитая зарабатывать деньги в строительных отрядах.

Встретившись, он зашли в парк, и долго просидели на скамейке, разговаривая друг с другом. Роберт, глядя на молодую женщину, всего на пять лет старше его,  видел искреннюю радость от встречи с ним и у неё.  Она поведала, что вышла замуж через год после того, как окончил школу, за инженера местного предприятия, сейчас у них есть и квартира, и две дочки, родившиеся одна за другой, в семье всё ладно. Она получает удовлетворение от работы, муж делает карьеру на заводе, уже начальник цеха. Женщина, которую тоже звали весьма редким в России именем Эмма,  обрадовалась, узнав,  что он будет играть на сцене местного театра, сказала, что уверена в его быстрой артистической карьере.  Они расстались, потому что Эмма спешила в ясли забрать младшую свою дочурку, а потом пойти в детский сад, чтобы забрать старшую.  Боб при прощании поцеловал женщине руку, и у него почему-то забилось сердце.

Сказать, что после той встречи Роберт искал снова возможность увидеть Эмму, нельзя. Наоборот, он старался избегать  этих встреч, все силы отдавая театру. Учил роли, репетировал, и скоро вышел на сцену, очень тепло принятый публикой, а затем и  благожелательными рецензиями театральных  критиков.  Естественно, с его внешностью вначале ему доставались роли героев-любовников в спектаклях «Стакан воды»,  «Женщина в белом» по произведениям английских авторов.  Его стали узнавать на улице, мама его очень радовалась успехам сына, а вот отец лишь снисходительно посмеивался, говоря, что лицедейство  не та профессия, о которой он мечтал для сына.  Отец Роберта был известный в областном центре хирург, профессор, заведующий кафедрой  местного медицинского института.

Шли годы. За это время Роберт освоился в театре,  стал играть и драматические роли в других спектаклях.  Сойдясь близко с одной из молоденьких, недавно появившихся в театре актрис, с очень смазливым нежным личиком,   молодой человек задумался о женитьбе, а когда его пассия забеременела, это ускорило свадьбу. Свадьбу сыграли в одном из залов театра с участием всей труппы. Молодым желали счастья и любви до гроба.

После рождения сына жена Роберта долго сидела в декретном отпуске, потом по уходу за ребенком до 3-х лет.  Чтобы прокормить семью, Роберт играл роли в любых спектаклях, которые ему предлагал главный режиссер спектакля. Выезжал на антепризы в другие города области, где выступал с неизменным успехом.  Помогали молодой семье и родители, тем более что отец получал неплохие в советские времена деньги, заведуя кафедрой в институте.  Он видел, как много работает сын, довольный говорил жене: «В меня пошел, трудоголик».  Но плач маленького ребенка досаждал немолодому профессору, поэтому он  поспособствовал, чтобы молодые получили квартиру в новом доме, и съехали из квартиры родителей.

Во время одной из поездок на антепризы в другой город, после банкета, устроенного руководством дома культуры, где давались спектакли, выпивший Роберт не устоял против домогательств со стороны его партнерши по спектаклю, довольно симпатичной, но возрастной артистки, и на следующий день проснулся в одной постели с этой мирно спавшей дамой.  Но продолжения их отношений не последовало, хотя эта замужняя дама  проявляла большую настойчивость для того, чтобы их «служебный роман» не прервался.

Прошло еще несколько лет. Однажды, выходя по окончанию очередного спектакля на поклоны к зрителям,  Роберт увидел среди зрителей третьего ряда бурно аплодирующую свою учительницу Эмму.  У него снова заколотилось сердце.  Ему захотелось поговорить с Эммой, которую он впервые увидел на спектакле.  Но дать какой-то знак, чтобы она подождала, он не рискнул,  и очень расстроился, когда, выйдя  из гримерки, никого не увидел ни в фойе, ни на улице.

Однажды, когда  он ехал в поезде в соседний город на антепризу, но уже с другой  артисткой,  пошел поужинать в вагон-ресторан. Его партнерша, сославшись на  головную боль, осталась в купе.  Ресторан был почти пуст, поэтому Роберт выбрал место у окна, и сел, дожидаясь официанта.   Смотрел в окно на мелькавшие мимо строения, было еще светло, шел апрель месяц. Вдруг он почувствовал, что кто-то остановился рядом с его столиком. На него пахнуло приятным  женским парфюмом. Роберт повернулся и увидел стоящую Эмму, которая с улыбкой произнесла:
- Здесь свободно?
Широкая улыбка непроизвольно появилась на лице Роберта, и он поспешно, как будто дама может пройти дальше, произнес:
- Конечно, свободно, садитесь, Эмма Александровна!
Женщина села напротив  мужчины, и глядя в глаза, произнесла:
- Роберт, давай с тобой на ты. Ты уже не мой ученик, известный артист, и разница в возрасте между нами не такая  уж большая.  Согласен?
- Конечно, Эмма. А вы куда едите?
- Поехала к родителям мужа, забрать младшую дочурку, она у них на весенних каникулах  гостила. Скоро занятия в школе начнутся.  А ты куда едешь?
- На работу, у нас там спектакль-антеприза, пригласили выступить, обещали хорошие сборы.
- Если я не достану билет на твой спектакль, ты обещаешь мне контрамарку? – Нет вопросов, Эмма. А после спектакля мы вместе поужинаем.  Только на таких условиях.
- Хорошо, я условия принимаю, - с улыбкой ответила Эмма.
Подошедшему официанту Роберт заказал ужин на двоих, и еще бутылку сухого вина.  Остаток вечера бывший ученик и учительница просидели в вагоне-ресторане,  тем более что посетителей так и не стало больше.  Снов были разговоры, воспоминания, часто о школьных событиях много лет назад.

Вечером следующего дня Роберт играл вдохновенно, ведь на первом ряду сидела Эмма, которая живо внимала фразам, видела мимику лица артиста, сопереживала действию спектакля. Под стать Роберту играла и его партнерша.  Их завалили цветами, хотя  в те годы это был весьма дефицитный товар.  После спектакля Роберт пригласил поужинать в ресторан гостиницы и свою партнершу, и Эмму. Женщины понравились друг другу, живо обсуждали перипетии сюжета и игру актеров.  После ужина Роберт взялся проводить свою бывшую учительницу к дому её близких.  Эмма настояла, чтобы он поднялся к её свекрови и свекру попить чаю, и там расхвалила своего бывшего ученика, ставшего известным в области артистом.  Дочь Эммы за стол не пригласили, но позволили познакомиться с Робертом. Дочь была очень похожа на мать.

Учитывая большой зрительский интерес, в городе было дано несколько спектаклей, на один из которых Боб пригласил родственников Эммы.  Им спектакль и игра Роберта понравились, об этом ему сообщила Эмма, когда он вернулся в родной город.  Она снова пришла на очередной спектакль с участием Боба и дождалась, когда он вышел из театра.  Они шли по вечернему городу под руку, и встречные прохожие, узнавая мужчину, с интересом рассматривали и его спутницу.  Она, невысокая и хрупкая, выглядела моложе его,  и была очень оживлена.

С тех пор Роберт приглашал Эмму на каждую премьеру, даже на те спектакли, в которых не играл, зная её любовь к театру.  А после спектакля он провожал её домой,  и однажды зимой, когда они порядком продрогли, пока дошли из театра до дома, Эмма пригласила его согреться и выпить чаю. Тогда Боб познакомился с её мужем. Он был старше Эмму на 4 года, так что разница между мужчинами была почти 10 лет. Но они нашли общий язык, и муж Эммы понравился Роберту.

Жена Боба за эти годы, как он для себя решил, «обабилась».  Удовлетворяясь ролями второго плана и участием в массовках,  он предпочитала больше времени проводить с детьми,  которые росли под её надзором. А Боб, занятый во многих спектаклях театра, ходил на репетиции и спектакли, частенько задерживался, потому что его приглашали поклонницы поседеть в ресторане. Он знал, что отказ одной из них может негативно сказаться на его популярности, и поэтому ходил в рестораны, но не более того.

Как-то  на его игру в спектакле обратил внимание помощник режиссера Свердловской киностудии,  который пригласил Роберта пройти кинопробы на одну из главных ролей в экранизации малознакомой широкому кругу зрителей пьесы классика русской литературу Островского.  Роберт успешно прошел и кинопробы, и сыграл эту роль в кинофильме.  Работа над ролью и киносъемки обогатили артиста не только новыми знаниями, опытом, но и принесли солидную сумму на его счет в Сбербанке, на эти деньги он позволил купить себе  первый автомобиль «Жигули».  Но за этот период Роберт изрядно вымотался. Пришлось   постоянно отлучаться со съемок, чтобы сыграть свою роль в спектакле родного театра. И хотя кинофильм не стал популярен,  игру Роберта заметили, и он получил благожелательную прессу. И с тех пор на афишах стали писать после фамилии Роберта – артист театра и кино.  Но вот от других ролей в кино Боб отказался, понял, как это трудно – делить время между театром и участием в киносъемках.

Наступили «лихие девяностые». Денег у населения стало меньше, поэтому на спектакли стало ходить немного народа. Закрывались заводы, организации, сокращались работники в тех, кто влачил жалкое существование. Коснулось это и театра. Ушли на пенсию все те, кто долгие годы отдал игре в театре,  молодежь перестала рваться в искусство, так как ставки актеров стали совсем мизерные.  Новые спектакли не ставились, а  старые снимались из репертуара.  Артист театра не популярный певец, которого могут пригласить на корпоратив,  так что доходы семьи Боба сократились.  Отец его ушел с заведования по состоянию здоровья, но продолжал работать на кафедре профессором, так что и у родителей лишних денег  не было.

Однажды на спектакле в полупустом зале он увидел Эмму.  Она довольно редко ходила на спектакли, большинство из которых уже видела. Боб не осуждал её,  поэтому удивился, увидел её в зале.  После спектакля он пошел провожать её.  Еще в фойе, при ярком свете ламп, он увидел грусть на лице женщины, и это его расстроило. Они шли, лишь изредка обмениваясь фразами,  потому что хороших новостей не было, а дурные не хотелось рассказывать.

Когда они подошли к её дому, Эмма, глядя ему в глаза произнесла:
- Я не приглашаю тебя в гости, Боб. У меня не все хорошо в доме. Я вырвалась в театр, чтобы хоть немного развеяться, и увидеть тебя.
- А что такое, Эмма? В чем проблемы?
- Ты в курсе, что завод, где работал муж, еле-еле сводит концы с концами? Заказов нет, то, что уже выпущено, не покупают. Так что часть рабочих и многих инженеров отправили в отпуска без содержания. Муж привык работать, получать хорошие деньги, и сидеть на шее у учительницы с небольшой зарплатой ему тяжело. Он переживает, злится, стал невыдержанным, часто срывает свою злость на мне, как будто это я виновата.  Пытается перейти на другую работу, но пока не удается. Отсюда и напряжение в доме.  Сейчас вернусь, будут упреки, что куда-то ушла.
- Эмма, ты хоть в театры билеты не покупай. Позвони, я встречу и проведу.  Театр не обеднеет. Сейчас мы на всем экономим.  Даже на гастроли стали намного реже ездить. Народ бедный стал. Что этот Ельцин натворил со страной,  даже думать об этом неприятно.

Через несколько недель Роберта позвали к телефону, когда он был в театре. В трубке раздался голос Эммы:
- Боб, ты сегодня сможешь провести меня на спектакль?
- О чем разговор. Конечно, смогу.  Без двадцати семь подходи ко входу, я проведу, потом мне надо будет загримироваться.

Так они встретились в этот вечер, который станет для них судьбоносным.  После спектакля Боб, как обычно, пошел провожать женщину, которая было необычно грустна.   Боб решил зайти с ней в ресторан, где у него работала знакомая официантка.  Деньги у него были, он недавно поучил зарплату, так что угостить ужином женщину мог себе позволить.  Эмма вначале стала отказываться, мол, её дома ждут, а потом расплакалась и согласилась.

Пока они ждали заказ, Эмма поведала, что ситуация в семье еще больше ухудшилась.  Муж запил, так и не найдя работу, стал брать деньги в займы, и к тому же связался с какой-то женщиной. Узнав об этом, к ним приехала мать мужа, чтобы вразумить уже взрослого мужчину. Тот нагрубил ей, обругал и Эмму, как будто она вызвала свою свекровь, хотя это была младшая дочь. И, хлопнув дверью, ушел куда-то.  Вот тогда она и позвонила Роберту со своей просьбой.

 Боб слушал несчастную женщину, у которой рушилась её жизнь, и его сердце переполняла жалость к ней и любовь. Второй раз  за всю жизнь он взял руку Эммы и поцеловал её. Она не отняла руку, только немного удивленно посмотрела в его глаза. И мужчина, совершенно неожиданно для себя произнес:
- Успокойся, Эмма. Я с тобой, я тебя люблю,  и буду любить до гроба.

Женщина выпрямилась,  её лицо вначале мертвенно побледнело, а потом залилось краской.  Поборов замешательство, она чуть слышно произнесла:
- Ты с ума сошел, Боб.  Я же старуха по сравнению с тобой.
- Какая старуха, ты ягодка, тебе же чуть больше 45 лет.  Да этих лет тебе никто и не даст.  Я тебя люблю все жизнь, но вот понял это только сейчас, - с чувством, как на сцене, произнес  мужчина.

И тут женщина притянула его руку к  своим губам и нежно поцеловала. Потом, не спуская с него глаз, сообщила:
- А я ведь тоже тебя люблю, Боб, всю жизнь.  Но я знала, что люблю, но не хотела признаться в этом и себе, и тем более, тебе. Когда ты репетировал свою первую роль в спектакле «Дубровский», тогда у меня что-то в голове замкнуло.  Но я была учительница, а ты еще школьник.  Поэтому и решила выйти замуж, и в чужих объятиях забыть, что ты есть на свете. А потом встретила на улице, когда мы два часа в парке проговорили, и поняла, что не смогу забыть.  Оставалось только жить с нелюбимым,  и не подавать вида.
- Я тогда  впервые поцеловал тебе руку, и у меня заныло сердце. Но я тоже подумал, что ты моя учительница, уже замужем, как я могу признаться, что не равнодушен к тебе.  Вот так двадцать лет и жили, не рискуя признаться в любви, играя любовь лишь на сцене. Я – на реальной сцене, я ты в жизни.

В этот момент оркестр заиграл танго, и Боб пригласил Эмму танцевать. В этом страстном танце он смог обнять любимую женщину, впервые поцеловать её в щеку, и  когда она приблизила свои губы к его, поцеловать и в губы.  Они даже не заметили, что их поцелуй длился более продолжительное время, чем целомудренный, но на них никто не обращал внимание.  Когда они вернулись к столу, все заказанные Робертом блюда еще стояли на нем.

Через два дня Роберт взял ключи от квартиры у своего знакомого, и они смогли насладиться  интимной близостью. Впервые оба испытывали наслаждение от секса с любимым человеком.  Это положило начало их роману, который продолжается уже больше 20 лет.  Ни мужчина, ни женщина не испытывали угрызения совести, потому что выполняли свои супружеские обязанности в полной мере, не давая супругам заподозрить их.  Будучи  публичным человеком, Боб старался  не афишировать свою любовь, был очень осторожен.  Они наслаждались своей любовь лишь изредка, но отдавались ей со всем пылом нерастраченного чувства.  Оно очень благотворно отразилось на обоих.  Роберт стал играть свои роли, вкладывая в них столько чувств, что  его еще больше стали хватить критики и боготворила публика.  Именно тогда ему присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.   А изменения даже во внешнем облике Эммы заметили все учителя в той школе, где она работала. Немолодая женщина буквально расцвела.

За все эти годы они лишь один раз отдыхали вместе в одном из санаториев на Черноморском побережье Кавказа.  Эмме профсоюз выделил путевку в санаторий, и тогда Роберт использовал все свои связи, чтобы тоже купить путевку на этот же курорт.  Они наслаждались не только отдыхом, но и близостью друг друга. Именно после этой совместной поездки Роберт заговорил о разводе и создании совместной семьи. Но Эмма категорически отвергла этот вариант.  Они сидели на скамейке в городском парке после возвращения с курорта, когда мужчина завел этот разговор, и Эмма ему сказала:
- Нет, родной мой, мы никогда не будем вместе.  Я не могу оставить мужа, ты ведь знаешь, что он болеет, и за ним требуется уход.  Мой уход, ведь дочки живут отдельно, у них свои семьи, и кому нужен больной отец.  Да и дочкам, вернее, моим внучкам, будет нужна бабушка. Дети мои еще не очень крепко стоят на ногах, им нужна моя помощь. Да и твоим детям без тебя будет трудно прожить, сам понимаешь, какая сейчас жизнь в нашей стране. И твоя жена очень нуждается в тебе, она привыкла быть за твоей спиной, как за каменной стеной. Так что нам остается любить друг друга тайно.  Это мое мнение. Ты со мной согласен?

Роберт понял, что его любимая женщина права, и им требуется сохранить свои семьи, чтобы не страдали их близкие. И больше к этому разговору они не возвращались, даже когда Эмма похоронила своего мужа.  В её квартиру переехала младшая дочь,  с мужем и внучкой, и, выйдя на пенсию, бабушка много внимания уделяла воспитанию своей внучки, и даже образованию, с учетом того, что, по мнению опытного педагога, нынешняя школьная программа не способствовала  полноценному образованию молодого поколения.

После получения звания заслуженного артиста России круг знакомых Роберта значительно расширился, включая первых лиц города и области. Его стали приглашать на сборные концерты, где он читал со сцены стихи русских и советских поэтов. Читал так, как это делают профессиональные артисты – с выражением, проигрывая голосом и мимикой каждую строчку.  Ему всегда бурно аплодировали.

Пришедший вместо  ушедшего на пенсию главному режиссеру областного театра  драмы молодой главреж решил расширить диапазон спектаклей, идущих на сцене.  Обладающий неплохим голосом и хорошим слухом Роберт стал петь в одном из спектаклей.  Правда, играть на гитаре он так и не научился, но зато очень профессионально попадал в музыку, идущую фоном к спектаклю, записанную на фонограмму.  И снова критики стали восторженно писать о безграничном таланте местного артиста.  После этого на своих творческих вечерах Роберт иногда исполнял песни из спектаклей, в которых играл, и даже пел романсы,  если там не требовались серьезные вокальные данные, которыми он не обладал.  Но, тем не менее, популярность стареющего артиста в области и в ближайших к ней регионах была большой.

И вот сейчас Роберт сидел в кафе, где он частенько бывал перед спектаклями.  Он ждал Эмму, которая должна появиться с минуты на минуту.  Потом они вместе попьют кофе, и на машине Роберта поедут на квартиру к знакомой, пожилой старушки,  которая знала об их романе и поддерживала его, потому что сама пережила нечто подобное в свои молодые годы.  Она была одной из давнишних поклонниц Роберта, которую он постоянно снабжал контрамарками на спектакли, не подозревая, что когда-то и она ему поможет.  Обычно к тому времени, когда должны были приехать Эмма и Роберт,  она уходила в гости к своей давнишней приятельнице, позволяя двум не очень молодым людям наслаждаться своей  любовью.  Недаром говорят, что запретный плод сладок. Не обремененные бытом их отношения не угасали, они ждали этих редких встреч, когда могли полностью отдаваться друг другу,  проводить вдвоем долгие часы.  Жизнь для них  продолжалась.


Рецензии