От казаков днепровских до кубанских ч. 47

Памятник установлен в городе Жёлтые Воды - Героям освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

Он вручил русскому царю личную грамоту гетмана, в которой последний от имени Войска Запорожского и всего народа украинского бил челом государю и сообщал, что украинцы дружно поднялись против польских угнетателей и стоят за веру православную и волю народную. В грамоте содержалась просьба о направлении ратных людей на Смоленск, с тем чтобы вместе с войсками гетмана выступить там против общего недруга. Хмельницкий также смиренно просил Алексея Михайловича оказать помощь хлебом и солью, а в случае вынужденного отступления на русскую землю после сражений с поляками, не чинить препонов. В заключение гетман просил царя прислать своих послов для переговоров и быть для украинского народа «православным царём и самодержцем», так как у русских и украинцев «вера общая и благословенная вовеки». Грамота Хмельницкого была принята благосклонно и без промедления, 13 марта из Москвы в Чигирин, где находилась Ставка и канцелярия гетмана было послано высокое московское посольство во главе с думным дьяком Григорием Унковским. Московское посольство, с которым вернулся и Мужиловский, встречали радушно. Последующие переговоры гетмана и старшины с послами русского государя прошли успешно и на них к удовлетворению обоих сторон было решено: учитывая, что Россия в данное время испытывает зкономические трудности и некоторые внутренние политические осложнения, не готова к войне с Польшей и вынуждена придерживаться Поляновского мирного договора. В силу этого русский царь пока не может открыто оказать военную помощь Б. Хмеле; в то же время русские не будут помогать полякам (по договору) в их борьбе с Хмельницким; русское правительство окажет Украине помощь хлебом, солью и другими продуктами питания, а также будет снабжать казаков оружием и деньгами; Б. Хмеля со своей стороны отменит все пошлины в торговле с Россией и прикажет оказывать всяческое содействие русским торговым людям;

Москва разрешит украинцам при необходимости свободно переходить русские пределы и по желанию оставаться на русских землях; царь не будет возражать, если по просьбе запорожских казаков донские казаки примут участие в военных действиях против польской шляхты; Хмельницкий пока сохранит союз с крымскими татарами, но при этом не будет выступать против русских и будет информировать Москву о намерениях хана. Оскорбленная польская Корона весной 1649 г. объявила новое «посполитое рушение». Войска собирались в Люблине и летом 50 польских полков и 12 тыс. немецких пехотинцев-наёмников во главе с королём выступили в новый поход против казаков, предавая на своём пути, всё огню и мечу. Вишневецкий сосредоточил 12 тыс. солдат в Збаражском замке, имевшем 60 орудий. Богдан Хмеля собрал у Чигирина 30 казачьих полков. На помощь ему пришли запорожцы, донские казаки, пятигорские черкесы и татары во главе с ханом Ислам-Гиреем. Казацко-татарская армия, насчитывавшая до 50 тыс. чел., в марте двинулась в направлении Збаража. 25 марта перед замком основные силы поляков были окружены и начались бои. Казачий полк Бурляя вместе с татарами опрокинул немецкую пехоту и ворвался в неприятельский обоз. Однако Иеремия Вишневецкий бросил против казаков Бурляя гусарскую хоругвь, которая оттеснила их к пруду и почти всех уничтожила. На помощь Бурляю устремился полк Морозенко, но поляки отразили эту атаку, а полковник Морозенко был убит. К вечеру армия Вишневецкого отступила в Збараж, где он сумел организовать оборону замка. Два месяца осаждённые, в рядах которых начался голод, отбивали атаки армии Хмельницкого. Тем временем к Збаражу подходило 30-тысячное войско Яна-Казимира. Узнав об этом, Хмельницкий в конце июля предпринял общий штурм под прикрытием гуляй-городов.

Однако люди Вишневецкого сделали вылазку и сожгли гуляй-города, вынудив казаков отступить. Оставив у Збаража небольшой блокирующий отряд, Хмельницкий выступил с главными силами навстречу польскому королю. Они встретились недалеко от Зборова на реке Стрыпе. С учётом потерь, понесённых у Збаража, и оставленного у замка отряда, гетман Хмельницкий имел лишь небольшой численный перевес. С утра 5 августа польское войско стало переправляться через реку по двум мостам. Хмельницкий поочередно атаковал оба отряда польского войска, успевшие переправиться на правый берег, и уничтожил их. Затем в бой вступили главные силы. Казакам и татарам удалось опрокинуть левое крыло неприятеля, где стояла шляхетская конница из собственно польских земель. Король бросил ей на помощь рейтарскую конницу. Одновременно правое крыло, состоявшее из польской шляхты Брацлавского и Подольского воеводств, перешло в контратаку. В результате, наступление украинского войска было остановлено. Поляки смогли укрыться в обозе и обнести его шанцами. Утром 6 августа казаки атаковали польский лагерь с фронта, а татары - с тыла. Одновременно несколько казачьих сотен ворвались в Зборов, занятый слабым польским гарнизоном. Однако накануне вечером Ян-Казимир направил письмо крымскому хану, где предлагал ему любые уступки (в том числе большие деньги) в обмен на прекращение татарами боевых действий. В разгар штурма польского лагеря крымский хан предал казаков и потребовал от Хмельницкого прекратить наступление и пойти на переговоры. 8/22 августа между Украиной и Польшей был заключен Зборовский мирный договор. Поляки заплатили татарам 200 тыс. золотых и обещали платить по 90 тыс. ежегодно. Число реестровых казаков по этому договору увеличивалось до 40 тыс. (их фактически так и было в армии Хмельницкого, которой «объявлялось прощение»).

Король обязался платить им жалованье и снабжать оружием. В трёх воеводствах - Киевском, Брацлавском и Черниговском, власть польской шляхты ограничивалась, и те, кто занимал должности должны были быть православного вероисповедания, и признавать власть гетмана. Польские войска не должны были оставаться на Украине. Произошёл размен пленных, в результате чего в Польшу вернулись гетманы Потоцкий и Калиновский. Поляки обещали, что православная церковь будет пользоваться в стране теми же правами, что и католическая, а киевский митрополит наравне с другими сенаторами будет заседать в сейме. Он то как раз и не поддержал Зборовский мир, посчитав уступки, сделанные Хмельницкому - чрезмерными. Зборовский договор не устраивал польскую знать, поскольку Богдан Хмельницкий оставался грозной реальной силой и теперь официально представлял власть Украины. Но ещё меньше этот договор устраивал широкие массы украинского народа. Не вошедшие в реестр крестьяне (а их было абсолютное большинство) снова превращались в подданных своих господ. Под новый, 1650 г. Ян-Казимир обнародовал универсал "Об оставлении всех украинских селян в послушенстве панам". Неудивительно, что Зборовское перемирие вызвало большое возмущение в народе и это лучше всех понимал сам гетман Хмельницкий. Сравнительно короткий период после Зборовского перемирия характеризовался повышенной дипломатической активностью в отношениях между Россией, Польшей, Турцией, Украиной и Крымским ханством. Москва оказывала помощь Украине, чтобы совместно с нею выступить против панской Польши, вернуть себе Смоленск, а также одновременно пресечь враждебные выпады со стороны султана и крымского хана. Польша в свою очередь стремилась подкупать хана, чтобы вместе с татарами выступить против Москвы и Хмельницкого.

Крымский хан мечтал захватить Казанское и Астраханское царства и старался получать дань с поляков и при случае пограбить украинские и русские земли. Украинский гетман достаточно трезво разбирался во всех хитросплетениях соседей и при этом в своей внешней политике твёрдо держал курс на воссоединение с Россией. В феврале 1651 г. Земской собор в Москве одобрил идею воссоединения. В 1650 г. Хмельницкий совместно с татарами совершил поход в Молдавское княжество и на некоторое время подчинил его своему влиянию. 4 тыс. казаков вторглись в Литву и с помощью местных повстанцев сковали значительную часть литовских войск. Поляки пока активных боевых действий на Украине не вели, собираясь с силами. В ноябре 1650 г. сейм принял решение увеличить польское коронное войско до 36 тыс. чел., а литовское - до 18 тыс. Фактическая же численность польско-литовской армии была ещё больше, так как многие магнаты (Вишневецкие, Любомирские, Радзивиллы и др.) имели частные армии по несколько тыс. чел. В феврале 1651 г. польский отряд вторгся в Подолию и разбил казачий полк Данилы Нечая (полковник погиб в бою). В ответ Хмельницкий с главными силами начал поход на запад, на Волынь, к р. Стыри, по указанию султана и это выступление гетмана против поляков было поддержано крымчаками. Он выпустил универсал (манифест) к польским крестьянам, призывая их восстать против шляхты. Б. Хмеля рассчитывал сокрушить Речь Посполитую и посадить на трон в Варшаве своего ставленника. В конце марта в полевой лагерь Хмельницкого под Животовым прибыли послы от турецкого султана с предложением прислать помощь. Десятитысячное молдавское и такое же по численности войско мунтянского князя Матвея ждало лишь приказа султана выступить в поход. Казацкий вождь, поблагодарив послов, воздержался от помощи и можно лишь догадываться об истинной причине отказа. Хмельницкий помнил турецкий плен, знал коварство и изменчивую политику блистательной Порты.

Его выбор - татарские союзники, с ними он уже воевал, хотя в последние годы они стали подводить его всё чаще. Так было и в 1649 г., когда войско Конецпольского и Вишневецкого доедало в осаждённом Збаражском замке последних собак и кошек, а в битве под Зборовым сам король, спешивший с польским войском на помощь, чуть не попал в плен. Многие очевидцы утверждают, что Хмельницкий остановил казаков в самый разгар битвы, так как не захотел брать в плен короля - своего сюзерена. В «Летописи Самовидца» речь идёт о том, что «Хмельницкий не хотел, чтобы христианский король попал в неволю к басурманам...». Эту ситуацию Ян-Казимир использовал незамедлительно и направил примирительное письмо татарам, обещая денег. Быстро заключив мир, они двинулись обратно в Крым, разоряя и грабя всё на своем пути. В 1651 г. Хмельницкий вновь выбирает татар в свои союзники, и через несколько дней они обрекут его войско на гибель. Но пока ничто не предвещало поражения. Казацкое войско на подъёме, ведь каждый сражается за волю и веру. В начале 1651 г. почти вся Украина освобождена от шляхты. Лишь отдельные армейские гарнизоны обороняются в укрепленных крепостях и замках. Коронный гетман Калиновский с сильно потрёпанной армией вынужден отступать лесами и болотами на Сокаль. Под городком Стена навстречу полякам выходят вооруженные горожане и, как пишет польский историк С. Освенцим, они «стреляли в нас, дули показывали и, извините, задницы на нас выпячивали». Калиновский взял Стену, затем Ямполь и пошёл на соединение с армией короля. В мае-июне Хмельницкий направил казачий полк Тарасенко к Брянску, где ему пришлось вести боевые действия против литовских отрядов гетмана Радзивилла, чинивших расправу над белорусскими повстанцами. Казаки Тарасенки вскоре овладели Рославлем, а затем взяли Прудки (недалеко от Смоленска), Черепов, Ельню и Дорогобуж, где и захватили 10 пушек и много пороха.

Прежде чем штурмовать Смоленск, Тарасенок по приказу гетмана должен был занять Могилёв и Оршу. Януш Радзивилл соединил свои полки с королевскими. Армия Речи Посполитой в то время делилась на войско литовское (Великий литовский гетман Радзивилл) и коронное (Великий коронный гетман Калиновский). Великие гетманы назначали полевых, которые и руководили отдельными армиями, полками и отрядами. Кроме регулярной армии, каждый крупный магнат имел и войско, часто несколько десятков тысяч человек, которое содержал на свои деньги. Король считался главнокомандующим. Сам Папа Римский в апреле прислал Яну Казимиру знамя и меч в золотых ножнах, благословив его на борьбу за веру. Войну 1648-1654 гг. называют освободительной, но это была ещё и война за веру. В статьях мирных договоров Зборовского, Белоцерковского и последующих всегда прописывались вопросы вероисповедания. Католическая церковь медленно «наступала» на православную. Меняли веру не только простые жители, но и могущественные князья. Последние из них - Острожские и Вишневецкие - держались вплоть до XVII в. Константин Вишневецкий и его племянник Иеремия Вишневецкий - потомки древнерусских князей и запорожского гетмана Дмитрия Вишневецкого (Байды) - переходят в начале XVII в. в католичество, несмотря на то, что все их предки были православными. В глазах шляхты, невзирая на древность рода и колоссальное богатство, они всегда считались «презренными схизматами». Напрасно митрополит киевский умолял Иеремию Вишневецкого не изменять вере отцов... Он даже считался одним из главных претендентов на польский престол. Но он, родившись в 1612 г., лишь в 1631 г. принял католичество, и это обстоятельство значительно уменьшило его шансы стать главой католической державы. Во время освободительной войны озлобленный, с лютой жестокостью безжалостно казнил он братьев по крови.

Продолжение следует в части  48                http://proza.ru/2019/09/13/1530         


Рецензии