Музей истории искусств в Вене-17

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

КОЛЛЕКЦИЯ НИДЕРЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ в Венском музее чрезвычайно богата и одна из лучших в мире. Она содержит работы всех значительных мастеров этой школы, причем самые первоклассные. Нидерланды в XV—XVI веках имели обширные международные связи, потому и новые открытия в искусстве воспринимали гораздо быстрее, чем другие страны Северной Европы. Но новое нидерландское искусство XV столетия во многом еще оставалось религиозным, проникнутым глубоким мистическим чувством. При этом библейская история превращалась художниками в яркое поэтическое зрелище. Они никогда не копировали действительность, а преображали ее, создавая свою прекрасную и возвышенную картину мироздания.
Создания художников Нидерландов, где так мало солнца, так коротко лето и так сурова жизнь, говорили о возвышенном, о людях, очищенных от прозы бытия, грубости и зла. Но в отличие от итальянского искусства, где царил смелый, сильный и свободный герой, нидерландцы поэтизируют «среднего человека», и им мало дела до классического совершенства.
В истории европейской культуры XV столетие определяется как ЗОЛОТОЙ ВЕК НИДЕРЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ, давший миру ряд гениальных художников.
Одним из главных его творцов, несомненно, был ЯН ВАН ЭЙК (ОКОЛО 1390, МААСЕЙК — 1441, БРЮГГЕ). Он же считается и родоначальником Северного Возрождения.
Уже не религиозные сюжеты, а реальный мир и реальный человек оказались главными объекта¬ми изучения и изображения мастера, хотя во многом его искусство оставалось глубоко набожным.
Достоверно то, что он много сделал для совершенствования техники масляной живописи, именно с его времени она становится самостоятельным видом искусства. Мастера-предшественники главным образом работали в технике темперы. Именно ею написаны многие ранние алтари.
Переход к масляной живописи, а затем ее расцвет породили совершенно новый творческий метод и открыли путь ослепительным достижениям в искусстве.
О жизни Яна ван Эйка не так уж много известно. У него был старший брат Губерт, также художник, и весьма успешный. Ян имел семью — жену и десять детей. В 1425 году он стал придворным живописцем герцога Бургундского, графа Нидерландского. Оттого художнику даже приходилось выполнять некоторые дипломатические поручения. При этом Ван Эйк много путешествовал, набираясь новых впечатлений и познаний. Его работы, как правило, невелики по размерам, просты, но точны, жизненны и достоверны.
Такова венская картина «ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА НИКОЛО АЛЬБЕРГАТИ» (ОКОЛО 1431). Когда Ван Эйк написал ее, он был известным и почитаемым художником и стал придворным живописцем.
Массивная фигура кардинала выдвинута на первый план, лицо спокойно и задумчиво, подчеркнута индивидуальность этого человека — печать интеллекта и суровой воли. Художника мало интересует высокое общественное положение изображенного, его могущество, богатство и власть. Облик Николо Альбергати скромен, это пожилой человек с умным и доброжелательным взглядом.
А ведь перед нами кардинал, который пользовался особым доверием папы.

Крупнейшим мастером Золотого века был гениальный РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (1399, ТУРН — 1464, БРЮССЕЛЬ), художник необычного дарования. Родился мастер в небольшом городке Турн, где, по счастливому ходу обстоятельств, работал выдающийся художник Робер Кампен. У него Рогир и начал обучение. Но вскоре он переехал в Брюссель, родной город жены. Постепенно он приобрел здесь ведущее положение и получил почетное звание городского живописца.
Еще при жизни он приобрел широкую известность.
Его искусство представлено в Вене триптихом «РАСПЯТИЕ С ДОНАТОРАМИ» (ОКОЛО 1440). Знаменитый алтарь состоит из трех створок, но имеет единую композицию.
На левой створке — Святая Мария Магдалина, на правой - Святая Вероника с платком, где отпечатан лик Христа. Центральная часть — Христос, распятый на кресте, и Богоматерь у его подножия. Справа изображены заказчики триптиха (донаторы), что очень необычно, поскольку почти всегда они помещались на боковых створках алтарей.
Вдали, подобно сказочному миражу, изображен дивный пейзаж и град Иерусалим.
Художник великолепно умел передавать сильные человеческие чувства: скорбь, отчаяние, возвышенную любовь. Он концентрирует внимание на лицах, руках, которые становятся выразителем переживаний, внутреннего состояния его героев.
Рогир не уступал Ван Эйку в искусстве изображения дивных деталей — драгоценностей, оружия, растений, костюмов, но он острее воспринимал трагизм и несовершенство мира. Все, что делал Рогир, восхищало современников, а влияние на нидерландских художников оказалось исключительно велико. Немало его последователей появилось и в других странах.

Личность другого художника-ниделандца из музея в Вене ГАНСА МЕМЛИНГА (ОКОЛО 1435,
ЗЕЛИГЕНШТАДТ — 1494, БРЮГГЕ) окружают романтические и трогательные легенды. Они родились уже после смерти художника, в XVIII—XIX веках, и стали как бы неотъемлемой частью его замечательного наследия. Согласно им, в юности Мемлинг, беззаботный и легкомысленный малый, за свои похождения был взят в солдаты и участвовал в жестоких войнах, познал и тяжелые лишения. В 1477 году Мемлинг возвратился в Брюгге. Изможденный и израненный, он едва добрался до дверей госпиталя Святого Иоанна. Монахи подобрали и вылечили его. Говорят, ухаживала за Гансом одна монахиня, к которой у него зародились нежные чувства. После выздоровления Ганс зажил тихой, затворнической жизнью, писал великолепные картины, многие из которых он подарил монастырю.
Но позже обнаружились совсем другие сведения, проливающие свет на его биографию. Согласно им, Мемлинг стал зажиточным бюргером, обладал приличным состоянием, получал много заказов за которые ему хорошо платили.
Искусство Мемлинга уравновешенно, гармонично, красиво, лишено страсти и душевной боли.
В Вене находится «Алтарь Святых Иоаннов» — небольшой трехстворчатый складень, на внешних сторонах которого изображены Адам и Ева. В раскрытом виде на боковых створках представлены Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. В центре, на троне — Богоматерь с Младенцем, ангелом и донатором. Работа отличается красивой тонкой живописью, массой очаро¬вательных деталей, которые хочется бесконечно разглядывать. Вдали через все створки проходит пейзаж, похожий на сказку, в котором царят покой и безмятежность. Мягкий и спокойный рассказ Мемлинга о мире, лишенном жестокости, чистосердечность персонажей — совершенно особый мир в искусстве Нидерландов XV века.


Рецензии