Мудрость-Абдуррахмана Джами и Хакима Санаи

Мудрость-Абдуррахмана Джами и Хакима Санаи

Нуриддин Абдуррахман ибн Ахмад Джами; (перс.  тадж.  18 августа 1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан — 19 ноября 1492, Герат) — персидский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки. Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке.

*************************************
 Хаким Санаи.
Учитель Санаи жил в XI--XII веках и отмечен как первый афганский учитель, использовавший в суфизме тему любви. Руми признавал его одним из источников своего вдохновения.

 "Огражденный Сад Истины", одна из величайших работ Санаи, построена таким образом, что многие места допускают несколько толкований. При этом происходит сдвиг в восприятии, подобный изменению фокуса при рассматривании какого-либо предмета. Если при толковании этой книги применять один смысловой ряд, перед читателем открывается очень интересно построенный учебный материал, почти строгая система.
      Санаи известен также своим "Собранием Птиц", внешне являющимся аллегорией поиска человеком высшего просветле-ния. Его "Песни Дервишей" представляют собой суфийский опыт, выраженный языком лирики.


                СПЯЩИЙ


      Пока человечество остается лишь мертвым грузом в
      этом мире,
      Сонное, его так и будет бросать из стороны в сторону,
      как утлую лодку.
      Что могут увидеть они в спячке?
      Какая реальная награда или наказание возможны во сне?

                ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА


      Развитие человека -- развитие того, кому дана запечатанная книга, написанная до его рождения. Он носит ее внутри себя до самой "смерти". Пока человек подвержен течению Времени, он не знает содержания этой запечатанной книги.



                ДИТЯ


      Человек не замечает, что подобен младенцу на руках у няньки. Иногда он радуется, иногда печален, в зависимости от того, что с ним происходит. Нянька иногда бранит ребенка, иногда тешит его. Иногда она шлепает его, иногда -- разделяет его печаль. Поверхностный человек, случайный прохожий, может думать, что нянька невнимательна к ребенку. Откуда ему знать, что именно так она и должна себя вести?

                СЛЕДУЙ ПУТИ


      Не говори о своей сердечной боли -- ибо Он говорит.
      Не ищи Его -- ибо Он ищет.
      Он чувствует даже поступь муравья;
      Движение камешка под водой --
      Ему известно даже о нем.
      Червь в скале --
      Он знает и его, который меньше атома.
      Звук его хвалы, его тайные помыслы --
      Знает Он Своим божественным знанием.
      Он дал червю средства к существованию:
      Он указал тебе Путь Учения.


******************************

                Хаким Джами.


      Джами был гением и знал это, чем ставил духовенство и литераторов его времени в крайне неловкое положение, поскольку неписанный закон гласил, что великим может стать лишь предельно скромный внешне человек. В своей "Александрийской Книге Мудрости" Джами доказывает, что суфийская эзотерическая цепь преемственности азиатских ходжаханов (учителей) та же, что и принятая западными писателями-мистиками. В ряду учителей суфийской традиции он называет такие имена, как Платон, Гиппократ, Пифагор и Гермес Трисмегист.
      Джами был учеником Сад ад-дина Кашгати, предводителя Накшбандийа, преемником которой в Гератской области Афганистана он впоследствии стал. Его высшим руководителем был ходжа Обайдулла Ахрар, Глава ордена.
      Одно из кратких высказываний Джами иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются все суфийские учителя, отказывающиеся принимать учеников на основании только их собственной самооценки:
      "Ищущих множество; но почти все они ищут личных выгод. Я встречал так ничтожно мало Ищущих Истину"...


             УЧИТЕЛЬ


      Правитель -- это пастырь, его паства -- народ.
      Он должен помогать им и оберегать их, а не эксплуатировать и истреблять.
      Так кто здесь для кого: пастырь для паствы или паства для пастыря?

                ЛЮБОВЬ


      Обычная человеческая любовь способна возвысить человека до переживания истинной любви.



                СУХОЕ ОБЛАКО


      Сухое облако, безводное, не может обладать способностью одаривать дождем.

                ПОЭТ И ВРАЧ


      Поэт обратился за помощью к врачу.
      Он сказал ему:
      -- У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы.
      Врач спросил:
      -- Может быть, вы еще не обнародовали свое последнее сочинение?
      -- Да, это так, -- сказал поэт.
      -- Отлично, -- сказал врач. -- Будьте так любезны прочитать его.
      Поэт стал читать и по требованию врача повторял свои строки снова и снова.
      Затем врач сказал:
      -- Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы.




                ЛИЦЕМЕРИЕ


      В Истории учителей отмечено, как однажды, когда Джами спросили о лицемерии и честности, он сказал:
      "Какая прекрасная вещь честность, и какая странная вещь лицемерие!
      Я ходил и в Мекку, и в Багдад и испытывал поведение людей.
      Когда я требовал от них честности, они всегда смотрели на меня с уважением, ибо их с детства учили, что порядочные люди всегда так говорят, и они усвоили, что нужно опускать глаза, когда люди говорят о честности.
      Когда я советовал им стыдиться лицемерия, они все соглашались со мной.
      Но они не знали, что когда я говорил "истина", я знал: им не известно, что такое истина, и поэтому как они, так и я были при этом лицемерами.
      Они не знали, что, когда я указывал им не быть лицемерами, они становились таковыми, не спрашивая меня о том, как этого достичь. Они не знали, что сам я становился лицемером, всего лишь говоря: "Не будьте лицемерами", ибо слова сами по себе не дают об этом представления.
      Таким образом, они уважали меня, когда я поступал лицемерно. Их научили этому. Они уважали себя, в то время как мыслили лицемерно; ибо это чистейшее лицемерие -- думать, что ты становишься лучше от одной лишь мысли, что быть лицемером -- плохо.
      Путь ведет поверх этого: к действию и пониманию, в которых не будет места лицемерию и пребудет честность, а не нечто, к чему стремится человек".


                ГОРДЫНЯ


      Не похваляйся, что избавился от гордыни, ибо ее труднее заметить, чем след муравья на черном камне в темную ночь.
      И не думай, что ее легко выявить, ибо легче иголкой добыть гору угля из недр земли.



                ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?


      Роза ушла из сада, что будем делать с шипами?
      Шаха нет в городе, что будем делать с его двором?
      Благовидность -- это клетка, красота и благо -- птица;
      Когда птица улетела, что будем делать с клеткой?


Рецензии