Музей истории искусств в Вене-18

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Совсем иная личность — ИЕРОНИМУС БОСХ (ОК. 1450, ХЕРТОГЕНБОСХ —1516, ХЕРТОГЕНБОСХ), фигура грандиозная, впечатлявшая не только своих современников, но и последующие поколения художников и знатоков. Настоящее имя мастера — Иероним ван Акен, но он стал подписывать свои картины «Босх», позаимствовав это слово от места своего рождения в Северном Брабанте. Его дед, отец, два дяди тоже были живописцами.
В наше время интерес к Босху чрезвычайно велик, причем авторы книг о нем часто совершенно не сходятся в оценке его живописи. Так что фигура этого нидерландца, поистине фантасмагорическая, рисующаяся в умах его почитателей и ниспровергателей то правоверным католиком, то гнусным еретиком.
Деревянная створка «Несение креста» (около 1480/90) из Вены — часть исчезнувшего алтаря, где, по традиции, в центре находилось изображение Распятия.
Сцена разделена на два эпизода. Наверху — многолюдная процессия с Христом в терновом вен¬це, согнувшимся под тяжестью креста. Его лицо единственное, отмеченное светом и страданием.
Художник был великолепным рассказчиком... Беснующаяся толпа людей, напирающая и толкающая друг друга, — какие-то отвратительные, мерзкие, уродливые существа.


Рецензии