Два случая

  Слава господу Богу, что войны в Афганистане и Чечне не коснулись меня и членов моей семьи, хотя эти события происходили в годы моей жизни. Но два эпизода , связанные с этими событиями запомнились.

  ЯБЛОКОВ

  В Луге, где жила моя бабушка, я отдыхала летом 1980 года, когда была в отпуске.  Там же в это время вместе с мамой находился племянник Алёша. Ему было четыре с половиной года.  Однажды Алёша прибежал домой возбужденным. На вопрос, почему он не выходит на улицу к приятелям, ответил:

 - Да не хочу я , тетя Наташа.
 
Поведение племянника показалось мне подозрительным, он , как будто , что-то скрывал от нас. Вскоре после этого к забору нашего дома подошла женщина. Она подозвала меня и спросила:

- Ваш мальчик дома?

- Да, -ответила я.

- А он ничего не находил?

- Не знаю, нам ничего не сказал. А в чем дело?

- Да, мой сын , Андрей, потерял деньги, выронил из кармана. А ребята сказали, что за ним шёл ваш Алёша, он что-то поднял и побежал домой. Сын деньги на мотоцикл копит, ходил в магазин поменять их на крупные купюры и потерял. Спросите Алёшу, не находил ли он деньги.

- А сколько там денег-то было?

- Двадцать пять рублей.

- Хорошо, - сказала я и позвала племянника.

- Алешенька, ты деньги на тропинке не находил?

 Алёшка явно нервничал, но сказал , что ничего не видел. Женщина ушла, а мы вернулись в дом. Я стала думать, как бы вызвать мальчишку на откровенность. Он явно что-то скрывал.

- Жалко парня, копил деньги на мотоцикл и потерял, - начала рассуждать я.

Алёшка молчал.

- Двадцать пять рублей, интересно, а какого цвета были бумажки - красного или синего? - продолжала я.

- Синенькие - вставил Алёшка.

- Алёша, значит ты их всё-таки нашел. Куда же ты дел их? Ведь это дело серьезное, если ты нашел и присвоил, то это называется воровство, а за воровство судят. Вот заявит мама Андрея в милицию, к нам с обыском придут, найдут деньги и тебя в тюрьму посадят.
Алёшка заплакал :

- Я их, тетя Наташа, в огороде припрятал, под кустиком в листиках.

- А ну принеси сейчас же,- приказала я.

   Пошли мы с мамой к Яблоковым отдавать деньги и объясняться. Андрей обрадовался, что деньги нашлись. А с его мамой мы с тех пор стали здороваться и разговаривать при встрече.

   И вот позднее она мне рассказала, что забрали её Андрея в Армию, служит в Афганистане. Хвалят , и за отвагу дали ему отпуск, приезжал на месяц, а скоро уже и демобилизация. А через некоторое время встретила я её в черном платке. Убили Андрюшу за месяц до дембеля. Привезли хоронить в цинковом гробу. Ждала его невеста и после того, как он в отпуск приезжал, забеременела. Родилась дочка, которая отца никогда не увидит.

   ВИКТОР.

   Второй случай связан с чеченской войной. В 2000 году мы с мужем ехали в поезде в Киров, на родину мужа. В Москве пересадка. Нам достались боковые места в плацкартном вагоне, других в кассе не было. В купе напротив на второй полке спал молодой мужчина в солдатских брюках. дело было летом, в вагоне - жарко.  В проходе между купе и боковыми местами торчали его голые пятки. Пятки были очень чистые, розовые, я поэтому и обратила на них внимание. Днем этот парень проснулся. Сам он был тоже румяный, розовый, в полосатой майке, и очень счастливый. Присел он напротив нас и рассказал, что едет после трёх месяцев службы в Чечне. Звали его Виктором.
 
  Виктор работал в милиции. И вот вышел указ , что все военнообязанные, служащие в МВД , должны призываться на действительную службу в вооруженные силы в связи с военным положением на Кавказе. Страха натерпелся Виктор за эти три месяца, смерть увидел наяву, как машина  молодых новобранцев, которая шла впереди их машины, на глазах взорвалась при попадании снаряда, живых среди бойцов, ехавших там не осталось. Даже в бой вступить не успели. От одного  звука, пролетающих над головой снарядов можно было сойти с ума. Нападения совершались внезапно, при полной тишине и кажущейся спокойной мирной обстановке, неожиданно под обстрелами гибли молодые, неопытные , не успевшие научиться ведению боя, ребята. Опасность подстерегала на каждом шагу.

  Радовался Виктор, что возвращается домой, где ждут его  жена, маленький ребенок, родители, что живой. Он раздавал пассажирам тушенку, сгущенное молоко,  весь паек, что выдали по окончании срока службы. Разговаривал со случайными попутчиками, делился своей радостью со всеми. Сказал, что по приезде домой сразу же уволится из милиции, чтобы больше не испытывать судьбу такой службою. 

  Дай Бог, чтобы никому не пришлось испытать , то , что выпало на долю молодых ребят в ,казалось бы, мирное время на войне. Но войны не прекращаются на Земле ни на один день, и постоянно где-то гибнут люди.


-


Рецензии
Самое обидное то, что войну в Афганистане раскрутил Юрий Андропов, цель: представить Советскую Армию для всего мира оккупантами и монстрами, а также заработать для верхушки СССР кровавые деньги, чтобы быстрее и успешнее осуществить контрреволюционный переворот и разграбить все богатства страны. Р.Р.

Роман Рассветов   18.11.2020 13:18     Заявить о нарушении