Про эльберфельдские речи Энгельса

     Текст двух выступлений Энгельса на коммунистических собраниях в Эльберфельде 8 и 15 февраля 1845 г. был опубликован в сентябре того же года. Прошло четыре месяца, после того как было составлено описание коммунистических колоний. Как это будет видно из дальнейшего, круг идей автора, его представления о будущем мало изменились. Цель осталась та же – пропаганда, только теперь уже не в письменной, а в устной форме. Сохранилось красочное описание обстановки, в которой проходили эти собрания. *(т 2, 526 – 528).

     Большую часть своего первого выступления Энгельс посвятил характеристике коммунистического общества, его преимуществ по сравнению с существующим, буржуазным обществом. Свои представления о будущем он развивает здесь подробнее, чем во всех предыдущих случаях.

     Приведу наиболее важные фрагменты его речи. «В коммунистическом обществе, – говорит он, – где интересы отдельных людей не противоположны друг другу, а объединены для более полного удовлетворения своих насущных потребностей, буржуазная конкуренция исчезает, появляется здоровое коммунистическое соревнование. О разорении отдельных классов, о классах вообще, подобных таким, какими в настоящее время являются богатые и бедные, господствующие и угнетённые, разумеется, не будет и речи. В коммунистическом обществе легко можно будет учитывать по количеству и квалификации труда как производство, так и потребление.

     А так как производство будет определяться насущными потребностями населения, то производимые средства для жизни уже не будут тогда находиться в руках отдельных частных предпринимателей и власть по их распределению будут находиться в руках общества и производиться по единым для всех и утверждённых законом нормам и правилам! И тогда нетрудно будет регулировать производство соответственно насущным потребностям всех граждан общества. Владение частной собственностью на средства производства в таких условиях окажется невыгодным и оно либо сильно сократится, либо отомрёт.» (Т2,стр 535).

     Многие моменты нам уже знакомы, но впервые Энгельс прямо говорит здесь об уничтожении классов уничтожением каких либо экономических привилегий, что является следствием сокращения товарного производства и начало внедрения прямого распределения базовых средств для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации труда.

     Вслед за рядом своих предшественников обращает он внимание и на ту роль, которую будет играть в коммунистически организованном обществе учёт – прежде всего учёт в сфере производства и потребления. Такой интерес к проблеме учёта можно понять. Ведь это тот механизм, который призван заменить действие стихийных факторов рынка при товарном производстве, что проявляется в анархии капиталистического товарного производства, в конкуренции и периодических социально-экономических кризисах.

     В отличие от всех предшествующих форм общества коммунистическое общество должно функционировать не стихийно, а сознательно. И необходимым средством для такой экономики является разумная организация социально-экономических взаимоотношений в обществе.

     Развивая мысль об учете и контроле за трудом и распределением для разумного потребления при переходе к коммунизму, Энгельс указывает на необходимость сразу же («в течение одного-двух лет») организовать всеобщую статистику.

     Отметим, что, как говорит Энгельс, производство будет находиться в управлении общества и что тогда нетрудно будет регулировать как труд по производству необходимого, так и распределение по количеству и квалификации труда соответственно насущным потребностям членов общества. Мысль о необходимости регулировать производство для удовлетворения насущных потребностей населения и развития общества, т.е. сознательно управлять всей его социально-экономической жизнью и это будет впоследствии развиваться в трудах Маркса и Энгельса неоднократно.

     Присмотримся несколько внимательнее к другому моменту. Энгельс говорит об обществе и о его управлении. Впоследствии, акцентируя положение об отмирании буржуазного государства, Маркс и Энгельс в течение многих лет не будут прямо, специально касаться вопроса об органах управления в будущем коммунистическом обществе. И только в 70-х годах, борясь против анархистов, они снова вернутся к тому же вопросу. Здесь же, говоря об управлении, Энгельс пока непосредственно примыкает к некоторым из своих предшественников.

     Существующее общество, говорит он далее, для борьбы с преступлениями нуждается в сложном аппарате административных и судебных органов. «В коммунистическом обществе это будет упрощено, и хотя общество в этих условиях самодисциплинируется и всё благополучно приводится в соответствие с разумной жизнью, некоторые государственные функции будут необходимы.» (Том 2, с. 137).   

     Упрощение функций управления Энгельс мотивирует, опираясь в сущности на такую последовательную цепь положений: в коммунистическом обществе жизнь каждого будет зависеть от количества и квалификации своего труда, поэтому не будет  противоположности интересов, классов и классовой борьбы, а также преступлений. Следовательно, функции управления упростятся,  «каждый получает все необходимое для удовлетворения своих физических и духовных потребностей» (Том 2, с. 138). Это одна из основных характеристик будущего общества, где принцип распределения выражается формулой — по потребностям от способностей в общественно необходимом труде!

     Обратимся теперь к одному из важнейших мест в речи Энгельса. «В коммунистическом обществе, – говорит он, – никто не станет и думать о постоянном войске. Да и зачем? Для охраны внутреннего спокойствия страны? Но мы уже видели, что никому и в голову не придёт нарушать это внутреннее спокойствие. Для захватнической войны ради новых ресурсов? Но как может коммунистическое общество дойти до того, чтобы предпринять захватническую войну. Для оборонительной войны? Для этого оно не нуждается в постоянной армии, так как легко можно будет научить каждого годного к службе в армии члена общества, наряду с его другими занятиями, владеть оружием настолько, насколько это необходимо для защиты страны, а не только для парадов.

     И примите при этом во внимание, что член такого общества в случае войны, которая, конечно, может вестись только против антикоммунистических наций, должен защищать действительно граждан своего отечества, действительно свой очаг и своих родственников, что он, следовательно, будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлететься, как солома, механическая выучка буржуазной наёмной армии. Вспомните, какие чудеса совершал энтузиазм революционных армий с 1792 по 1799 г. – армий, которые боролись ведь только за иллюзию, за мнимое отечество, и вы поймете, какова должна быть сила армии, борющейся не за иллюзию, а за нечто реальное и осязаемое. Итак, это бесчисленное множество рабочих рук, которые теперь отнимаются у цивилизованных народов для армий, были бы при коммунистической организации возвращены к труду…» (2, 539).

     Здесь мы имеем дело с целым комплексом интересных мыслей.

     Прежде всего, мы впервые встречаем у Энгельса положение о том, что в будущем обществе не будет постоянной армии. Эта мысль не является оригинальной. Требование уничтожения постоянной армии, замены ее всеобщим вооружением народа было выдвинуто уже предшественниками научного коммунизма. В течение определенного периода основоположники марксизма вполне его разделяли. Однако впоследствии Энгельс внес существенные коррективы в свои первоначальные представления.

     Далее, Энгельс здесь прямо утверждает, что в случае оборонительной войны против антикоммунистических наций члены коммунистического общества будут защищать действительно граждан своего отечества (Том 4,с. 444).

     Энгельс подчеркивает, что сама природа коммунистического общества исключает возможность военных столкновений между коммунистическими странами, что для коммунистического общества возможна только оборонительная война и «только против антикоммунистических наций».

     Но в этом случае армия коммунистического общества неизбежно проявит необыкновенный энтузиазм, стойкость, храбрость и потому будет обладать невиданной силой. Исторический опыт периода гражданской войны и иностранной военной интервенции, как и Великой Отечественной войны, на примере нашего отечества, блестяще подтвердил это предвидение.


     Создавая эту новую идеологию, Маркс и Энгельс разрабатывают в «Немецкой идеологии» и один из ее главных разделов – теорию коммунистического общества. Но прежде чем перейти к анализу этой последней, в том виде как она была развита в «Немецкой идеологии», необходимо сказать об одной довольно сложной проблеме, которая заключается в следующем.

     «Немецкую идеологию» Маркс и Энгельс писали, сидя в буквальном смысле слова за одним столом. Возникает вопрос: кого считать автором тех или иных идей, кому принадлежит то или иное положение, как дифференцировать вклад каждого автора в их общее дело и можно ли его дифференцировать вообще? Ведь нас в первую очередь интересует не содержание «Немецкой идеологии» само по себе, а ее значение в эволюции взглядов Энгельса!

     Можно наметить два подхода к решению проблемы: внешний анализ рукописи (однако почти вся она написана рукой Энгельса, и это затрудняет использование данного способа для дифференциации вкладов каждого из авторов) и анализ ее содержания (в этом втором случае особенно важно выяснить, что было сделано в области теории каждым из авторов до совместной работы над «Немецкой идеологией»). Наиболее плодотворным представляется сочетание того и другого.

    Впрочем, Энгельс не был в этом отношении первым. Начиная с самых отдаленных и кончая ближайшими предшественниками научного предвидения будущего, подобное предвосхищение высказывалось многими социальными мыслителями. В своих воззрениях Энгельс близко примыкает к Дезами и Вейтлингу, развивая их взгляды дальше. Характерно, что, как и у Дезами, перед мысленным взором Энгельса стоит опыт великой французской революции. По ее образцу, на примере этой модели классической буржуазной революции, пришедшей в столкновение с реакционными монархическими государствами Европы, стремится он представить и уяснить себе возможные в будущем взаимоотношения коммунистического общества и антикоммунистических стран.

     Что особенно важно для нас, так это – явно выраженное здесь представление Энгельса об определенном периоде сосуществования (и противоборства) коммунистического общества и некоммунистических (и даже антикоммунистических) стран.

     В допущении такого периода нет ничего удивительного. По существу, все представители утопического коммунизма, начиная с Т. Мора и кончая непосредственными предшественниками Маркса и Энгельса, считали, что когда-то коммунистический строй будет установлен во всех странах мира, как почти во всех странах в своё время установилось капиталистическое устройство общества. Вместе с тем никто из них не считал, что это может произойти во всех странах сразу. Отсюда логически вытекало, что будет определенный период сосуществования коммунистических и некоммунистических стран, а следовательно, и возможность военных столкновений между теми и другими.

     Как и его предшественники, Энгельс еще не приходит к выводу о необходимости победы коммунистической революции в группе стран, о социальной революции как едином процессе, охватывающем капиталистические страны, он еще не затрагивает вопроса об условиях устойчивой победы коммунизма. Этот следующий шаг вперед он сделает уже вместе с Марксом в конце того же 1845 г. в их совместном труде – «Немецкой идеологии».

     Резюмируя свой анализ экономических преимуществ коммунизма, Энгельс делает вывод, что в обществе уже созрели экономические предпосылки для организации его на коммунистических началах: «…Человеческое общество располагает избытком производительных сил, которые ждут только разумной организации, упорядоченного производства и социально справедливого распределения, чтобы начать действовать с величайшей пользой для всех. Исходя из всего этого, вы можете судить, насколько не обоснованы опасения, будто при справедливом распределении общественной деятельности на долю каждого выпало бы такое бремя труда, при котором занятие другими делами сделалось бы для него невозможным. Наоборот, можно полагать, что при такой организации обычное теперь рабочее время каждого сократится наполовину, вследствие использования тех рабочих рук, которые теперь совсем не используются или используются нецелесообразно» (т2,стр. 141).

     Конкретно, когда благополучие каждого будут определяться по труду от всеобщего равенства рабочего времени, что должно определять и относительно равное для всех количество труда по времени, и относительно равные нормы производимых в обществе и необходимых каждому базовых средств для жизни, при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества, то вполне возможно, что и рабочее время каждого сократится («наполовину» – ориентировочно конкретизирует Энгельс).

     А благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовление одежды каждый может формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации своего труда!

     Затем Энгельс продолжает: «Однако те преимущества, которые даёт коммунистическое устройство в результате использования ныне расхищаемых рабочих сил, капиталистами являются еще не самыми важными. Самая большая экономия рабочей силы заключается в соединении отдельных рабочих сил в коллективную единую рабочую силу общества для справедливого устройства распределения по труду, а не по капиталу, когда эти силы уже будут помогать, а не противостоять друг другу!» (2, 141).

     В заключение он говорит: «Это только некоторые примеры тех многочисленных преимуществ, которые в экономическом отношении должны вытекать из коммунистической организации человеческого общества» (2, 143).

     Во второй речи, произнесенной 15 февраля, Энгельс резко отмежевывается от всякого рода аскетизма и подчеркивает всестороннее развитие каждого, удовлетворение всех насущных потребностей человека в условиях коммунистического общества. «…Следует помнить, что речь идет о создании для всех людей таких условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу.  Мы вовсе не хотим разрушать подлинно человеческую жизнь со всеми ее условиями и потребностями, наоборот, мы всячески стремимся улучшить и облагородить ее» (2, 154).


     Подведем некоторые итоги. В «Эльберфельдских речах», главным образом в первой из них, Энгельс подробнее, чем во всех предыдущих случаях, развивает свои представления о будущем, коммунистическом обществе. Эти представления в основе своей еще не оригинальны, они непосредственно примыкают к воззрениям предшественников-коммунистов (Оуэна, Дезами, Вейтлинга и др.). Энгельс опирается на высшие достижения своих предшественников и в то же время удачно избегает их ошибок и слабостей. Целью его выступлений была пропаганда коммунизма. За ними не стояла еще сложившаяся научная теория. Но предпосылки и элементы такой теории были уже налицо. Наиболее характерной особенностью созданной Энгельсом картины коммунистического общества является то, что это общество противопоставляется рыночному буржуазному обществу прежде всего и главным образом в экономическом плане. Экономические преимущества коммунистической организации человеческого общества – вот суть всех предложений Энгельса.

      Все высказывания Энгельса содержат одну из самых глубоких характеристик будущего коммунистического общества: это подлинно человеческое, подлинно бесклассовое общество, где иерархия выстраивается не по богатству, а по отношению к общественно необходимому труды на благо общества! Это будет общество, основой которого будет общий труд всех трудоспособных граждан и достойное труда общее и справедливое потреблении благ по труду, то есть по заслугам пред обществом! Оно обязательно станет подлинно человеческим в том смысле, что в нем будет с детства осуществляться всестороннее интеллектуально-духовное развитие каждого человека, и в том смысле, что справедливое развитие общества будет направляться его общим объединенным и подлинно народным разумом для социального благополучия всех граждан общества. Тезисы Маркса содержат в зародыше идею о возрастающей, качественно новой роли общественного сознания в будущем, коммунистическом обществе.

      *Энгельс, полное собрание сочинений.


Рецензии