О гибели моряков-подводников на ПЛ Лошарик

1 июля 2019 года на подводной лодке «Лошарик», находившейся в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников в результате отравления продуктами горения, в том числе 7 капитанов 1-го ранга, 3 капитанов 2-го ранга, 2 капитанов 3-го ранга, капитан-лейтенанта и подполковника медицинской службы.

Подлодка «АС-31» (по ошибке ее до сих пор именовали «АС-12»), строго говоря, подлодкой не является. По военно-морской классификации она проходит как атомная глубоководная станция проекта 10831. А все потому, что эта то ли субмарина, то ли батискаф не несет вооружения.

Все, что связано с «Лошариком», строго засекречено. Ведь аналог — подлодка NR-1 - есть только у ВМС США. Но NR-1 устарела, ее спустили на воду в 1969 году. К тому же американская серьезно уступает нашей станции в технических характеристиках. К примеру, «Лошарик» способен погружаться на глубину до 6 километров, в то время как NR-1 только на один километр.

В СМИ публикуют очень дозированную информацию о событиях 1 июля с.г. в Баренцевом море. Издание «Коммерсант» сообщает, что основной версией о причине пожара на борту глубоководной станции АС-31 «Лошарик» является версия о коротком замыкании.  Замыкание при силе тока под тысячу А (ампер) привело к воспламенению кабельной оплётки или трансформаторного масла. При этом едкий дым по отсекам быстро разогнала работавшая вентиляционная система. На всех АПЛ в ВМФ России и СССР уже очень давно применяется централизованная вентиляционная система. Примерно за час до пожара на борту «Лошарика» произошла смена дежурных специалистов. Часть команды отправилась на отдых в жилой отсек глубоководной станции. Именно среди них и было большинство жертв, так как они не успели воспользоваться индивидуальными аппаратами для дыхания.

Известно, что смене, которая находилась на дежурстве, удалось выжить. Именно они остановили распространение пожара и осуществили поднятие глубоководной станции на поверхность Баренцева моря. Подъём занял около 10 минут. АС-31 (ранее использовалось название АС-12) «Лошарик» в момент возникновения пожара находилась на глубине не более 200 м. Но считают, что глубина нахождения станции была гораздо больше, чем 200 м.

Для чего же нужна подводная станция, о которой так много пишут очень противоречивой информации?

В случае глобального конфликта АС-31 может серьёзно подорвать работу интернета, уничтожив магистральные кабели связи между материками. Более фантастичными выглядят утверждения, что АС-31 может быть модернизирована в «субмарину на колёсах», способную передвигаться по морскому дну, и будучи  практически не обнаруживаемым  акустическими  и магнитометрическими средствами, незаметно подбираться к охраняемым объектам и осуществлять внезапное нападение.

Строительство подводной лодки велось с перерывами с 1988 года, и затянулось на 15 лет. Только 13 августа 2003 года она была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмаш». В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой на протяжении 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2500—3000 метров.
Рекордная глубина погружения АС-12 обеспечивается ее конструкцией, в которой применен принцип батисферы — прочный корпус подлодки собран из нескольких шарообразных отсеков изготовленных из высокопрочного титанового сплава (отсюда и ее название «Лошарик» — лошадка из шариков, персонаж мультфильма). Благодаря такому конструктивному решению он способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Прочный корпус спрятан во внешнем легком корпусе имеющем «классическую» форму.

В качестве силовой установки используется малогабаритный атомный реактор. Мощность на валу – около 15 тыс. л.с., а подводная скорость – до 30 узлов. Автономность лодки, вероятно, достигает нескольких месяцев, при экипаже в 25 человек (все офицеры). Подводное водоизмещение — около 2 тыс. т,  длина — около 60 метров.

Считается, что штатного вооружения лодка не имеет. В качестве носителя «Лошарика» называются атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург», а также К-329 «Белгород».

Вот еще что можно прочитать в Интернете об этой подводной лодке или станции:
Атомная глубоководная станция АС-12, которая известна также как «Лошарик»— это сверхсекретная российская атомная подводная лодка способная по некоторым данным, погружаться на глубину до 6000 метров. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он  подчиняется не его командованию, а непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ.

Официальное назначение «Лошарика» — исследование дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, однако эксперты Пентагона считают, что он ни что иное, как диверсионный аппарат для установки устройств, предназначенных для разрушения различной подводной инфраструктуры, в первую очередь кабелей связи.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине недавно. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-31 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Только что СМИ опубликовали следующее сообщение:
Глава Минобороны Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину о том, что пожар на атомной глубоководной станции АС-31 начался в аккумуляторном отсеке, получив потом «некое» распространение. Из-за чего именно он возник, эксперты пока не установили. Источники «Ъ» полагают, что к нему могло привести замыкание.

Сергей Шойгу рассказал Владимиру Путину, что в Североморске создан штаб, к работе которого привлечены конструкторы  представители ВПК (очевидно, сотрудники КБ «Малахит» и «Севмаша», построившего станцию). Они должны оценить объем, сроки ремонта и восстановления подводного аппарата.

«В нашем случае (ремонт.— “Ъ”) не просто возможен, а обязателен. Сейчас оцениваем сроки, сам объем (работ.— “Ъ”)», — отметил министр. «Установлена основная причина происшествия — это пожар в аккумуляторном отсеке, и далее он получил некое распространение», — доложил господин Шойгу.

Когда президент Путин поинтересовался, в каком состоянии находится ядерная энергетическая установка АС-31, глава Минобороны сообщил, что на данном аппарате она «полностью изолирована». Экипаж, по словам господина Шойгу, выполнил все необходимые мероприятия по защите установки, поэтому она находится в «полностью работоспособном состоянии», что «позволяет надеяться на достаточно короткие сроки по восстановлению аппарата».

По словам подводников, опрошенных «Ъ», на АС-31 есть электротехнический отсек, который также называют аккумуляторным.
На станции, отмечают они, используются современные литиевые аккумуляторы, которые по регламенту заменяются раз в пять лет. Источники не смогли сообщить, когда в последний раз их проверяли и меняли, сказав, что к возгоранию в отсеке, очевидно, привело замыкание, которое могло произойти не только в самих аккумуляторах, но и, например, в распределительном щитке, который имеется в том же отсеке.

При этом следует отметить, что пожары на АПЛ довольно часто происходят в таких отсеках. По этой причине, например, в ноябре 2017 года погибла дизель-электрическая подводная лодка ВМС Аргентины San Juan, на борту которой находились 44 человека. Следует отметить, что в поисках исчезнувшей подлодки принимали участие и силы ВМФ России. Ее нашли через год после катастрофы, установив, что для лодки были закуплены аккумуляторы с истекшим сроком годности. Во время их последней зарядки морская вода попала в шнорхель (выдвижное устройство подводной лодки, использующееся для подачи в перископном положении атмосферного воздуха в дизельный отсек и удаления выхлопных газов), а затем и на сами батареи, что привело к замыканию и возникновению объемного пожара.

Об объемном пожаре говорилось и в случае с АС-31. ЧП на станции, напомним, произошло вечером 1 июля, когда АС-31 выполняла задачи на полигоне Северного флота, находящемся в акватории Баренцева моря. Моряки, а экипаж состоял из капитанов 1-го, 2-го и 3-го ранга и одного гражданского специалиста, до последнего боролись за живучесть станции. Капитанам удалось остановить распространение огня и поднять АС-31 на поверхность. Однако 14 членов экипажа, в том числе два Героя России, погибли от отравлений продуктами горения. По поручению президента глава Минобороны представит их к госнаградам.

Издание «СеверПост» нашло рыбаков, ставших очевидцами аварийного всплытия подлодки, на которой погибли 14 моряков.
— Мы вечером шли в сторону Кильдина, и тут, где-то в полдесятого вечера, всплывает подлодка. Прямо полностью всплывает. Никогда в жизни такого не видел. На палубе люди бегают, суетятся, — рассказал рыбак.

Почти сразу к лодке подошел военный корабль и два буксира.
— Мы у вояк-то потом спросили, что это было. Сказали: лодка всплыла около Уры, без оговариваемых причин, ее потом в Кольскую оттащили, — говорит очевидец.- Лодка шла быстро, мы еще с мужиками решили: значит, не авария. Раз своим ходом и быстро идет. Ни дыма не было, ничего. Потом нам сказали, что кто-то видел, как в Уре выгружали тела.
Напомним, что среди 14 человек, погибших в результате пожара на подлодке Северного флота, — семь капитановпервого ранга и два Героя России.

Погибшие были приписаны к личному составу части, подчиняющейся Главному управлению глубоководных исследований Минобороны. Данные об этой части засекречены. Согласно информации в Интернете, подразделение специализируется на разведке.

Экипаж атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик», на которой произошел пожар, проводил исследования морского дна и сдавал зачеты на самостоятельное плавание. Об этом сообщают «Известия».

Моряки обязаны ежегодно сдавать специальные экзамены, чтобы подтвердить свою квалификацию. Если испытания проходят успешно, экипаж допускают к реальным задачам. Эксперты предполагают, что помимо этого подводники на «Лошарике» отрабатывали сложные маневры возле дна: постановку аппарата на грунт и лавирование в нескольких метрах от дна.

Этот выход в море должен был стать последним для Героя России капитана I ранга Николая Филина. Моряку было 57 лет, после этого возраста гидронавты уже не участвуют в подводных погружениях. Во время экспедиции он контролировал правильность действий экипажа при исследовании морского дна.
Эксперты считают, что у моряков был шанс спастись.
Они могли покинуть горящий отсек и задраить его, но в этом случае была бы повреждена энергетическая установка на борту станции. Тогда аппарат не подлежал бы восстановлению.

4 июля министр обороны Сергей Шойгу заявил, что причиной происшествия на станции стал пожар в аккумуляторном отсеке. Он поручил восстановить «Лошарик» в кратчайшие сроки.

Пожар на борту глубоководного аппарата произошел 1 июля во время батиметрических измерений. По неофициальным данным, пламя вспыхнуло на атомной подводной лодке АС-31, известной как «Лошарик». В результате пожара погибли 14 моряков-подводников, они отравились продуктами горения. Вечером 3 июля Минобороны опубликовало имена всех погибших. Еще 4;5 человек, выжившие при возгорании, были доставлены в военно-морской клинический госпиталь Североморска.

Вот что написали об этой аварии на нашей подводной станции американцы:
Атомная глубоководная станция, носящая неофициальное название «Лошарик», направлялась в Северную Атлантику. Целью её похода являлось расширение притязаний России на морское дно Северного Ледовитого океана.
Такое мнение высказано в сообщении специалистов Военно-морского института США.
Они полагают, что подобного рода лодки для глубоководных исследований используются Москвой для отрабатывания определенных действий в Атлантике. В частности, станции могут размещать миниатюрные устройства на дне моря.
При этом в институте уверяют, что в 2012 году «Лошарик» участвовал в крупных российских военно-морских учениях в Арктике, собирая на дне образцы для доказательства, что хребты Ломоносова и Менделеева являются частью континентального шельфа России.

Ранее News.ru сообщал, что только четыре тела было извлечено с глубоководного аппарата «Лошарик». Остальные до сих пор остаются на борту под водой, рассказал председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ Игорь Курдин. По его словам, в результате сильного пожара аппарат был полностью затоплен. Когда и, главное, в каком состоянии будут извлечены остальные тела,  пока непонятно.

(Прим. – эта информация появилась из-за отсутствия официальных сообщений. Теперь понятно, что возгорание привело к появлению в атмосфере ядовитых продуктов сгорания. А так как на современных подводных судах существует централизованная  вентиляция, и те, кто спал, отравились во сне, не надев на себя индивидуальные противогазы, как их ранее называли. А стоящие на вахте успели это сделать.  Я помню обстоятельства гибели наших моряков на подводной лодке «Комсомолец» в Баренцевом море, когда возник пожар в одном отсеке, распространившийся на другие отсеки.  Тогда четверо моряков во главе с командиром субмарины Ваниным пытались спастись в специальной камере, но двое из них не успели одеть противогазы и отравились продуктами горения, а двое всплыли с глубины больше километра, но при попытке открыть люк спасательной камеры не стравили избыточное внутреннее давление, и одного из моряков выбросило на далекое расстояние, и он разбился о воду. Спасся лишь один моряк.   Что такое возгорание на подводной лодке, знаю на своем опыте. За три года службы доктором на субмарине было три возгорания, но небольшие, с ними справлялась аварийная команда самой лодки. И два из них было на глубине, приходилось всплывать и вентилировать лодку  – А.Щ.)

Александр Рифеев 3 на литературном сайте выдвинул свою версию.  О ней можно прочитать в этом материале.
http://www.proza.ru/2019/07/03/1354


Рецензии