Смерть командора

     В истории служения  Витуса Беринга России немало загадок, вызывающих противоречивые толкования историков. Еще  больше тайн хранит в себе его смерть. Те из читателей, кто подробно и всесторонне знакомился с историей Камчатских экспедиций, в том числе с обстоятельствами гибели Беринга на необитаемом острове, названным  впоследствии его именем, не мог не поразиться суждению коренной жительницы Камчатки Ольги Сотниковой.

     Всю свою  жизнь Ольга Петровна провела на Камчатке. Здесь жили ее предки еще до основания Берингом  в октябре 1740 года города Петропавловска. Сейчас женщине за  семьдесят,  она свято хранит воспоминания, которые ей передал дед – правнук Алексея Сотникова, который был матросом на пакетботе Беринга «Святой Пётр». Она уверена, что великий мореплаватель умер насильственной смертью. С ним попросту расправились моряки, оказавшиеся  на необитаемый остров по вине командора.

     Согласитесь, - шокирующая версия! Правда, кроме старческих воспоминаний этой женщины  версия эта ничем больше не подтверждается, и можно было бы принять это за бред сумасшедшей. Но вот ведь что удивительно, ныне здравствующий, проживающий в России потомок Беринга  Александр Ростиславович Маслов-Беринг считает, что такой вариант развития событий имеет право на существование, хотя и  подвергается критике многими историками.

     Читатель, без сомнения, знает о том, что на обратном пути из Америки пакетбот «Святой Петр» потерпел крушение у цепочки островов в Тихом океане, и на одном из них экипаж судна прожил в невыносимо трудных условиях более девяти месяцев. Впоследствии эти острова назовут Командорскими, а остров, где нашли свою могилу многие члены экипажа, в том числе  и сам командор, - островом Беринга.
     Наступали морозы,  измученные неудачным походом моряки стали  искать виновного в их страданиях. Обозленные и обезумевшие от отчаяния, они убили Беринга и тех, кто пытался его защитить, а потом погребли их тела.

     Но даже и при такой интерпретации событий, возникает немало вопросов, в том числе два основных. Первый:
- что побудило  Ольгу Петровну Сотникову обнародовать воспоминания  своего деда после стольких лет молчания?

                *

     Нельзя не сказать о том, что в  бухте Командор, где был когда-то лагерь Беринга, перебывало за прошедшие века множество всякого люда. Сюда наведывались и промышленники-зверобои, и просто любопытные, и те, кто пытался производить самостоятельные раскопки.
     Точных координат своего лагеря мореплаватели не оставили. А время, морские ветры и волны наложили свой отпечаток на внешний вид бухты. Общий итог многочисленных неквалифицированных раскопок - беспорядочно вырытые ямы, шурфы, заросшие сегодня густым разнотравьем, частично разграбленные землянки.

     В 1979 году экспедиция Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока под руководством Г. Силантьева начала комплексное историко-археологическое исследование бухты Командор, изучив остатки четырех жилищ. Через два года состоялась новая экспедиция под руководством В. Ленькова, изучившая еще два жилища и территорию, окружавшую лагерь.   Под слоем прибрежного песка удалось тогда найти  семь пушек с пакетбота «Святой Петр».
     О поисках следов лагеря Беринга  журнал «Вокруг Света» рассказывал в очерках Бориса Метелева «Пять дней из экспедиции к Берингу» (№ 3/80) и «Парус командора» (№2-3/82). Далеко не все исследования были тогда завершены,  не найдена была и могила Витуса Беринга. Результатом  исследований стала читаемая, как детектив, монография В. Ленькова, Г. Силантьева и А. Станюковича «Командорский лагерь экспедиции Беринга». 

     В 1991 году, в год, когда отмечалось 250-летие Русской Америки, состоялась новая экспедиция на остров, - экспедиция «Беринг-91». Её возглавил участник раскопок 1981 года, специалист по применению комплексных методов исследований в археологии Андрей Кириллович Станюкович. 
В этой  экспедиции приняли участие датские археологи, переводчики, журналисты.
     Среди датчан - потомок Беринга по линии родной сестры, студент из Копенгагена Клаэс Скат-Рордам. Среди наших - криминалисты из Магадана и Москвы, профессор Виктор Николаевич Звягин, виднейший специалист по идентификации личности, ученик знаменитого Герасимова, создавшего метод пластической реконструкции облика человека по черепу.

     Экспедиция завершилась обнаружением лагеря экипажа пакетбота «святой Петр»,  захоронений умерших моряков, в том числе останков Витуса Беринга. Ящик с останками Беринга профессор Виктор Звягин отправил в Москву,  в НИИ судебной медицины.
     Не могу не сказать о том,  что  в процессе осмотра останков Беринга в затылочной области его черепа  было  обнаружено проломное, неправильной формы отверстие. Профессор Звягин посчитал необходимым объяснить это  «механическим разрушением кости уже значительно позже смерти командора».
    
     Может быть, конечно, и так, только на черепах захороненных рядом  с ним людей ничего подобного не было обнаружено. К слову сказать на зубах черепа Беринга не обнаружено никаких следов цинги.
     О результатах работы экспедиции в тот год много писали и говорили по радио и телевидению. Судя по всему, это и побудило  Ольгу Петровну Сотникову обнародовать воспоминания  своего деда?

                *

     Сложнее найти ответ на другой вопрос, -   в чём же состояла вина Беринга, явившаяся причиной страданий экипажа судна, вызвавшая ярость моряков и приведшая к расправе над Берингом. Маловероятно, что вину его видели  в том, что он ошибочно принял за Камчатку этот необитаемый остров. В этом он был не одинок, - так подумали многие.
     К тому же если бы они не выбросились на берег, то, при том состоянии судна и экипажа, они неизбежно погибли бы в бушующем море.
     Есть основания думать, что вина Беринга состояла в чём-то ином, более серьёзном. В чём же именно?

     Хотя и много времени утекло, попытаемся хотя бы предположительно выяснить причину негодования моряков.

                *


     2 августа 1741 года, то есть через 10 дней после отплытия с места стоянки у американского берега,  пакетбот «Святой Пётр» оказался вблизи острова, названного Берингом Туманным (ныне это остров Чирикова).   3 августа они увидели пять небольших каменных островов, названных  Евдокеевскими, а  29 августа (по старому стилю – 17 августа)  была усмотрена еще одна группа островов, и пакетбот  стал на якорь в одном из проливов.

     Судя по поведению Беринга он  не испытывал  страха ни за свою жизнь, ни за жизнь своей команды и, как это не удивительно, совершенно не торопился. На берег были посланы шлюпки за пресной водой. Во время стоянки у островов умер от цинги матрос Никита Шумагин, и острова эти были названы Шумагинскими.
     С момента открытия острова Туманного к этому времени прошёл  уже целый месяц, а «Святой Петр» проплыл за это время всего лишь 130 морских миль; где же здесь стремление быстрее вернуться на Камчатку? И чем в течение этого месяца занимался «великий мореплаватель»?

     Пребывание на судне Г. Стеллера вылилось в постоянный и непрерывный конфликт с Берингом и его помощниками. После 20 июля ему было запрещено высаживаться на берег для проведения исследований, хотя  члены команды неоднократно видели американских аборигенов и даже общались с ними. Не принимались во внимание и многие справедливые замечания и советы  Стеллера, о чем он не раз писал в своем "Дневнике...".

     Я просмотрел и перечитал не менее дюжины книг, статей и очерков с описанием этого фрагмента плавания Витуса Беринга в надежде понять причину его месячной задержки в этом районе, но нигде не нашёл вразумительного  объяснения. Ни в  книге Н.Н. Зубова «Отечественные мореплаватели – исследователи морей и океанов», ни в книге А.И. Алексеева «Судьба русской Америки», ни в дневниковых записях Стеллера, ни в более поздних воспоминаниях Свена Вакселя.
     Правда, в сборнике «Романтический календарь» встретил упоминание о сильном встречном ветре, из-за чего   продвижение пакетбота было  очень медленным. Но такая информация не показалась мне  убедительной.

     Впрочем, рассуди сам, читатель. Хорошо известна карта плавания к Америке пакетботов «Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова и «Святой Петр» Витуса Беринга с отметками дат их нахождения на  маршруте. Экипажи судов не видели друг друга, но в первых числах августа оба пакетбота находились в одном районе, - близ острова Туманный.
     При этом Чириков, несмотря на упомянутый  встречный ветер к 20-му августа сумел покинуть этот район, в то время как Беринг со своим экипажем продолжал  оставаться там. Чем это вызвано?  Говорит ли это  о меньших  способностях Беринга в кораблевождении? 

     Даже если это и так, то ведь с  Берингом следовали такие мастера своего дела, как помощник капитана штурман лейтенант Свен Ваксель, мастер флота старший штурман Софрон Федорович Хитрово, многоопытный штурман Андреас Эйзельберг,  штурман В.А. Хметевский, наконец  разжалованный в матросы бывший командир Обско-Енисейского отряда Д. Овцын.
     Он показал особо высокую штурманскую эрудицию, на протяжении всего похода  вел астрономические наблюдения и навигационные расчеты. Его знания  были по достоинству оценены Берингом, который взял его к себе в адъютанты. Так что  задержка  была явно вызвана не профессиональной несостоятельностью офицеров пакетбота, а волей самого Беринга.

     Но в чём же тогда состояла причина задержки? Апатия, пишут психологи, когда тебе все равно и жизнь кажется безликой  – состояние  временное. Чтобы ситуация не перешла в более сложные формы психологического состояния, -  депрессию, или ещё того хуже - прострацию, нужно   дать встряску  организму.
     В качестве допинга, считают медики,   подойдут любые эмоциональные мероприятия, вроде необычного  путешествия,   обновления образа жизни или встреча с друзьями за праздничным столом.

     Похоже, что Беринг был именно в таком состоянии. Он не только не торопился возвращаться на Камчатку, но решил  отметить своё шестидесятилетие. Чем другим можно объяснить тот факт, что оказавшись в середине августа 1741 года среди островов архипелага, названного им Шумагинскими, он сделал там недельную остановку «для отдыха».
     Об этом свидетельствует запись в сборнике «Романтический календарь: «…6 сентября  корабль Беринга "Святой Пётр", возвращавшийся после посещения Америки, закончил недельный отдых на одном из островов архипелага Шумагина».

     Это был отдых, начавшийся 28 - 29 августа, или по старому стилю – 17-18 августа, а 12 августа - день  рождения Беринга. В этот день пакетбот находился ещё в открытом океане к югу от  Евдокеевских островов. Но после этого «Святой Пётр» причалил к берегу при первой же возможности,  - в проливе у островов, названных Шумагинскими.
     Сделал  ли Беринг остановку на островах с тем, чтобы устроить полномасштабную гулянку, связанную со своим юбилеем и завершением служебной карьеры, или были тому ещё и другие причины, об этом судить трудно. Но зная его характер, нет сомнений в том, что в этом состояла одна из главных причин остановки. Не мог он не отметить это событие,  завершавшее его карьеру.

     Известно, что Беринг был не прочь  устраивать торжество  в обстановке и более обыденной. Так писали, что  16 июля 1738 г. в Охотске господин капитан-командор и все его офицеры «...будучи на бригантине «Архангел Михаил», кушали хлебы за здоровье Ея Императорского Величества, того ради палили из пяти пушек».
     Мог ли человек с таким характером и привычками оставить без торжества свой шестидесятилетний юбилей?

     Об этом не сохранилось каких-либо известий. Ничего не писал об этом в своих воспоминаниях Свен Ваксель (правда, он писал эти воспоминания пятнадцать лет спустя). Не отмечено это событие  каким-то особым образом и в дневниковых записях Стеллера. Впрочем, не отмечено, возможно, потому, что именно здесь ему, наконец, удалось вырваться на  берег.
 
     Трудно сказать, о чём в это время думал Витус Беринг. Он не мог не сознавать того, что любая  задержка в канун наступления сезона осенних штормов грозит экипажу гибелью, что уже и без того более месяца потеряно в блужданиях  между островом Туманный и Евдокеевскими островами.
     Как на всё это реагировали спутники Беринга? Неужели никто из них не попытался убедить Беринга в недопустимости такой задержки. 

     Увы, Витус Беринг не был  мягким человеком, как порой о нём говорили, легко подпадавшим под влияние подчинённых. Он умел подчинять своей воле даже официально назначенного ему помощника, не говоря уже о подчинённых ему  офицерах, тем более матросах – участниках экспедиции, для которых намерения Беринга было законом. И если он пожелал  отметить свой юбилей, то они могли это только приветствовать, тем более что это обещало выпивку.

     Алексей Чириков в своём рапорте Адмиралтейств-коллегии о плавании к Америке писал, как на обратном пути к Камчатке он,  чтобы люди не пришли в крайнее изнеможение, приказал давать рядовым сверх определенной порции вина простого по две чарки на день, а унтер-офицерам по чарке.
     Без сомнения был подобный запас и на «Святом Петре». Во всяком случае, в вахтовом журнале сохранилось упоминание о том, что когда утром 5 ноября экипаж увидел землю, принятую за Камчатку, то невозможно было описать всеобщую радость при ее виде. Приободрился и капитан-командор. Для  подъема духа по его команде появилась и  водка,  припрятанная для такого случая.

     И всё же всё  это не даёт объяснения  действиям Беринга у Шумагинских островов в августе 1741 года. Его поведение было подобно поведению отверженного. Складывается впечатление, что он чувствовал себя изгоем общества,  который не видел для себя никакой перспективы, человеком, готовым к завершению своего земного пути.
     У Шумагинских островов «Святой Петр» простоял, наливаясь водой, до 6 сентября. Именно этот потерянный месяц   предопределил гибель пакетбота «Святой Петр», - 8 октября «Святой Павел» вернулся в Петропавловск, а месяцем позже - 4 ноября пакетбот «Святой Пётр» в поисках спасения был выброшен на необитаемый остров.
     Матросы пакетбота не простили командору его юбилейных торжеств у Шумагинских островов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.