Операция Атрина

Говорят, бывших подводников не бывает. Кто хоть однажды погрузился на глубину, выпил плафон забортной войны, поцеловал кувалду (на некоторых лодках целовать кувалду было не обязательно), тот навсегда породнился с такими же подводниками. И хотя  я всего три года прослужил на дизельной подводной лодке в должности начальника медицинской службы, до сих пор интересуюсь всем, что происходит в подплаве. Мои друзья знают об этом моем интересе и присылают найденные в Интернете материалы, которые могут меня заинтересовать.

Вот на днях один из них, Михаил Поляченко, живущий ныне в Израиле, прислал статью следующего содержания:

«В 1987 году Холодная война уже уходила в историю, однако противостояние советских и американских военных продолжалось. Проведенная в то время военно-морская операция «Атрина» по сей день вызывает восхищение у специалистов. По их мнению, русские моряки вскрыли противолодочную оборону НАТО «как консервную банку».

В марте 1987 года пять атомных подводных лодок Северного флота одна за другой начали движение в Баренцевом море. Это были субмарины 33-й дивизии АПЛ — К-299, К-255, К-244, К-298 и К-524. Командовал отрядом капитан 1 ранга Анатолий Шевченко.

За колонной советских атомоходов внимательно наблюдала натовская группировка, состоявшая из воздушной, надводной и подводной противолодочной техники. Поначалу, пока АПЛ двигались вдоль Скандинавии, все шло стандартно, и натовцы думали, что русские отправятся одним из двух путей — либо через Исландию и Гренландию, либо мимо Фарерских и Шетландских островов. Но внезапно участники «Атрины» разом пропали с вражеских мониторов. Изумлению американцев и англичан не было предела. Потенциальный противник бросил на поиск советских субмарин множество патрульных самолетов, была задействована спутниковая группировка. День за днем противолодочные силы НАТО прочесывали воды Атлантики с помощью гидролокаторов и радаров, но русские подлодки ускользали от них.

Пройдя через непривычно теплое Саргассово море и преодолев опасные для АПЛ скопления водорослей, советские подводники вышли к восточному побережью США. Некоторые из них оказались на юге, у Нового Орлеана. О потенциальной опасности Пентагон доложил президенту Рональду Рейгану, и вдоль американских берегов рыскали шесть «охотников» — атомные субмарины типа Los-Angeles.

Как и было первоначально задумано адмиралами Григорием Бондаренко и Евгением Волобуевым, советские моряки продемонстрировали умение проскочить незамеченными «под носом» у американцев. Это имело большое стратегическое значение — в случае термоядерного конфликта американские города оказывались практически незащищенными от ракетных ударов с советских подлодок.

По словам адмирала Владимира Чернавина, который в 1987 году был главкомом ВМФ, успех этой «малой битвы за Атлантику» восстановил международный престиж отечественного флота. Кроме того, он позитивно повлиял на психологическое состояние русских подводников, переживавших из-за гибели в 1986-м стратегического атомохода К-219. «Попутно» русским удалось разведать судоходную ситуацию в тех частях Атлантического океана, которые до этого оставались «белыми пятнами» на советских картах активности противника.

Секрет «Атрины»

Достичь Америки советским подводникам удалось в первую очередь благодаря отказу от привычных маршрутов прохождения через Северную Атлантику, где их уже давно умели засекать и сопровождать противолодочные силы НАТО.

Есть также мнение, что большую роль сыграло использование гидроакустических приставок «Рица», поступивших в распоряжение ВМФ СССР в 1986 году. В устройстве были задействованы новые алгоритмы анализа акустического спектра подлодок.

«Рица» позволяла контролировать предельную дистанцию между подводными лодками в завесе. Таким образом, все пять лодок, участвовавшие в операции "Атрина", могли образовать "гребенку" для прочесывания Атлантики длиной в 500 миль. А главное, что американские противолодочники, не веря в такую дистанцию между русскими подлодками, безрезультатно бы искали их по старым схемам построения», — писал бывший подводник, писатель-маринист Николай Черкашин.

Впрочем, операция «Атрина» не прошла полностью гладко. Когда советские подлодки уже шли в обратном направлении, одна из них была обнаружена. Добавим, что, по американской версии событий, они и ранее имели представление о том, где находятся русские, хотя для этого и пришлось развернуть мощную группировку средств слежения. Несмотря на преследование, все пять субмарин в мае 1987 года благополучно вернулись на базу Западная Лица в Мурманской области. До распада Советского Союза аналогичных операций больше не проводилось.»

Казалось бы, если верить статье, операция «Атрина» прошла на самом высоком уровне. Об этом говорил в телевизионном фильме, снятом не так давно, и показанном по телевидению, бывший главком ВМФ СССР адмирал Чернавин. Но вскоре после появления этого фильма мой друг со студенческой скамьи, однокурсник Сергей Куракин, попавший по распределению по окончании института служить на флот, как и я, прислал мне материал с воспоминаниями о том походе одного из командиров субмарины, принимавшей участие в этой операции.  Это воспоминания В.И.Аликова,  первого командира К-244, капитана 1 ранга в отставке.  Вот что он написал в своем материале:          

«Операция «Атрина» - одна из поисковых противолодочных операций (ППО), проведённых группировкой сил ВМФ СССР в Западной и в Центральной Атлантике в период с марта по май 1987 г. В ППО приняли участие пять многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения проекта 671-РТМ - наиболее многочисленного (26 единиц) и современного, созданного СПМ БМ «Малахит» (Генеральный конструктор проекта Г.Н.Чернышов). Все 5 лодок, построенных «Адмиралтейскими верфями» в 1977 (К-524) - 1985 (К-244) гг., входили в состав Первой флотилии ПЛ, в 33 дивизию ПЛ, и базировались в губе  Западная Лица. Помимо пяти ПЛА в операции приняли участие БРЗК «Закарпатье», ГИСУ «Вайгач» и самолёты Ту-142м.

Что было на самом деле

Долг каждого командира корабля обеспечить правдивое описание службы на этом корабле. О происходившем на корабле в море наиболее точно может рассказать непосредственный участник тех событий. Особенно полезен анализ событий «давно минувших дней» участниками той эпопеи с позиций возросшего уровня профессионализма, знаний и личного опыта: Муратовым Б.Ю. (кафедра Тактики ВМФ ВМА); Смелковым А.Ф. - начальником Оперативного управления штаба Северного флота и командира эскадры АПЛ; Клюевым М.И. - преподавателем кафедры Боевого применения торпедного оружия Командирских классов; Аликовым В.И. - заместителем командира дивизии ПЛА, заместителем начштаба Северного флота по боевому управлению - Оперативным дежурным СФ.

Анализ ППО «Атрина» в данной статье представлен с учетом более зрелого профессионализма автора, чем в дни похода. Все оценки и рекомендации актуальны, выверены с позиции нынешнего опыта и современной информации.

ППО «Кама» и «Атрина»

Сопоставление этих операций позволяет понять, что за двадцать пять лет, разделяющих их, Военно-морской флот СССР значительно окреп, достиг паритета с флотом потенциального противника. Действия соединений кораблей ВМФ СССР в различных районах Мирового Океана, представляющих интерес для нашей страны, в том числе, и потребность нейтрализации патрулирующих ракетоносцев потенциального противника, стало формой повседневной деятельности Военно-морского флота.

Именно деятельность ВМС потенциального противника подстёгивала Советский Союз в наращивании мощи нашего Военно-морского флота. Активная деятельность ВМС США в 1960 - 1980 гг. приучала всех к их полновесному присутствию во всех частях Мирового океана в составе соединений.

Возросшая мощь ВМФ СССР позволила в 1970-х гг. приступить к освоению удалённых районов Мирового Океана. Постоянные оперативные соединения ВМФ появились в Средиземном море, Индийском океане. Удалённость создавала определенные трудности обеспечения. Но особенно сложно было осваивать районы с климатическими условиями, резко отличающимися от привычных для моряков и корабельной техники. К таким районам с высокой температурой морской воды относятся экваториальная часть Мирового Океана между Южным и Северным тропиками и севернее, до широты 30 градусов и выше.

Чтобы успешно решать задачи по нейтрализации угрозы потенциального противника, ВМФ необходимо было осваивать новейшие средства обнаружения и поражения, создаваемые промышленностью. Для упреждения применения оружия противником разрабатывались новые средства обнаружения и тактические приёмы применения сил. Была развёрнута интенсивная работа по разработке и освоению таких средств, новых приёмов действий, как для одиночных кораблей, так и для совместных действий сил однородного и разнородного состава.

По меркам военной истории, поход пяти атомоходов в Западную Атлантику в 1987 г. стал значительным событием. Он помог выявить проблемы и обострил вопросы, стоящие перед командованием. Но, к сожалению, многие проблемы не разрешены и поныне.

Замысел ППО «Атрина» мог возникнуть только после проведения ППО «Апорт» для закрепления приобретённого опыта, для расширения районов действия сил ВМФ, а также для получения опыта применения приставки «Рица».

Но по целому ряду причин общий смысл замысла операции «Атрина» был несостоятельным.

Во-первых, поход пяти ПЛА пр. 671-РТМ было решено провести именно в тот район, где одна подводная лодка этого проекта не смогла выдержать его температурный режим.

Из опыта собственной службы в разных районах Мирового Океана, а также опыта коллег, я знал, что наиболее сложными для плавания наших ПЛА являются районы с высокой температурой забортной воды. Высокая температура ухудшает теплосъём с автоматики, которой начинён корпус подводной лодки пр. 671-РТМ, насыщенной радиоэлектроникой до предела. Нарушение теплосъёма угрожало аварийным отключением этих систем и комплексов от электропитания. С этой проблемой столкнулся  командир К-324 В.А.Терёхин в своем походе, и «стихия победила».

ПЛА К-324 находилась в том районе в конце октября, а нам предстоял поход в конце весны, когда температура морской воды выше той, которая «сварила» нашего коллегу. После обнаруженных К-324 в походе в экваториальные широты проблем необходимо было оценить боеспособность таких кораблей, выяснить причины неудачи, чтобы провести работы по обеспечению боеспособности серийного проекта подводной лодки (26 единиц) во всех районах Мирового океана, включая тропики. Но этого сделано не было.

Решение направить 5 подобных лодок в тот же район было неоправданно рискованным, то есть неграмотным и безответственным. Начни наши лодки обесточиваться и всплывать, подобно К-324, два ГИСУ не смогли бы помочь пяти лодкам.  Преподаватель тактики, начиная с уровня Нахимовского училища, за такое «решение» ставит двойку, и заставляет его переделать.

Но таким особенностям операции начальники ППО «Атрина» внимания не придали, полагая, по-видимому, что их подчинённые выполнят все приказания в любых условиях. Но в отличие от подчинённых, техника не так безропотна. Она может остановиться, и никто ничего с ней сделать не сможет. Игнорирование командованием флота реальных возможностей подчинённых сил - заблуждение опасное,  расплачиваться за которое приходится плавсоставу. Это ведёт к утрате подчинённым силами боеспособности и к поражению.
 
Риск отключения электроники

Решать поставленные задачи в районе западной Атлантики экипажу К-244 помог мой опыт предыдущих походов: два похода (в должностях начальника РТС и помощника командира) в район восточного Средиземноморья летом, два похода (в должностях помощника командира и старшего помощника командира) – в экваториальную зону Индийского океана летом, и один поход (в должности старшего помощника командира) - в Западную Атлантику, к полуострову Флорида. Ни у кого из участников «Атрины» такого опыта не было. Но его ещё предстояло адаптировать к ПЛА, более насыщенной системами автоматики и прочей электроникой.  Во время операции «Атрина» проверялась способность ПЛА пр.671-РТМ к действиям в экваториальных широтах Мирового Океана. Эту задачу надо было поставить командирам,  включить её в распоряжение, назначив соответствующие силы обеспечения. Но ни одному из командиров лодок пр. 671-РТМ такую задачу командование не поставило. Я её решал на собственный «страх и риск», и  решил успешно. В ходе общего разбора похода о результате испытаний, проведённых К-244, доложил Командующему СФ адмиралу Капитанцу И.М., но он не придал этому какого-либо значения.

Ставка на аппаратуру «Рица»

Чрезмерным и неоправданным был риск «ставки» на аппаратуру «Рица» в данной ППО. Разработка офицера-вычислителя  В.Е.Курышева приставки (к штатным средствам) для цифровой обработки акустических сигналов пассивного обнаружения и выделения шумов подводных лодок, которая позволяла бы повысить дальность обнаружения ПЛ, находилась в стадии изобретения. С существующей методологией внедрения изобретений командование СФ не считалось. Собранные кустарным способом комплекты «Рицы» перетаскивались с лодки на лодку, без обработки результатов и уточнения самого процесса обработки сигнала. Подобная суета только мешала освоению новой техники. Вместо оказания реального содействия талантливому инженеру, ему (и начальникам) морочили голову, тормозя технологическое совершенствование средств обнаружения противника. Это было настоящей авантюрой в надежде на чудо. На надёжность аппаратуры «Рица» командование не обращало внимания вовсе.

 «Рица» не была доведена до того состояния, при котором её можно было использовать в качестве средства обнаружения акустических объектов. В операции «Атрина» «Рица»  дискредитировала себя не «плохим обнаружением», а тем, что через день-другой после выхода в море сломалась на четырёх из пяти лодках, и её так и не смогли  отремонтировать. Тактика совместных поисковых действий подводных лодок в ППО «Атрина», основанная главным образом на проектных возможностях аппаратуры «Рица», «обнулилась». А другие варианты действий на базе использования штатных средств обнаружения согласовать в тех условиях было весьма проблематично.   

Управление силами группировки

Абсолютно непрофессиональным было решение отработать управление силами группировки ППО командиром дивизии, находившимся на одной из подводных лодок из состава группировки, в районе подавляющего превосходства противолодочных сил противника, при их подавляющем радиоэлектронном превосходстве. Если противник до этого не обнаружил группировку, то после начала такого управления, все наши подводные лодки были обнаружены сразу и могли быть уничтожены, подобно тому, как в годы второй мировой войны союзники в течение минут уничтожали немецкие лодки после их выхода в эфир.

Таким образом, задачи, поставленные перед экипажами пяти ПЛА пр. 671-РТМ в Саргассовом море, были выполнены не благодаря, а вопреки волюнтаризму и непрофессионализму планировавших операцию «Атрина».

Подготовка операции «Атрина»

Значимым фактором для планирования действий и подготовки сил является состав руководства ППО. Поскольку замысел операции «Атрина» основывался на использовании приставки «Рица», орггруппа (состоявшая из начальника ПЛБ ВМФ Волобуева Е.И., начальника отдела ПЛБ СФ Гаврилова В.В., начальника БП ВМФ Бондаренко Г.А., командира Б-38 Могильникова Ю.А. и автора «Рицы» старшего лейтенанта Курышева В.Е.), сложившаяся в 1980-х гг. для освоения приставки, дала соответствующие предложения в замысел операции «Атрина».

В 1986 г., к началу непосредственной подготовки операции орггруппа преобразовалась. Начальником ПЛБ ВМФ стал вице-адмирал Н.Я.Ясаков, бывший первый заместитель Командующего Тихоокеанским флотом. Бондаренко Г.А. от этой работы отошёл. После определения состава участвующих кораблей – пяти подводных лодок 33 дивизии, в состав орггруппы был включён командир дивизии капитан 1 ранга А.И.Шевченко.

Главная роль в руководстве подготовкой похода перешла к Н.Я.Ясакову, по уровню знаний, отношению к подводной службе, административным качествам не соответствующему для этой роли. Все вопросы, подлежащие решению в процессе работы, он пытался решить путём давления, зацикливался на мелочах, изводил этой мелочью командиров лодок.

Адмирал Г.А.Бондаренко, который осуществлял общее руководство учением Противоавианосной дивизии ПЛА СФ в Норвежском море в 1986 г., был совсем иным руководителем. Командиры подводных лодок и офицеры штабов высоко оценили его квалификацию как начальника, его умное руководство. Противоавианосная дивизия тогда освоила разработанные штабом действия, корабли в море справились с поставленной задачей. Весь полезный опыт был отражен в отчете, который стал основой для документов по боевому применению сил Северного флота в Норвежском море.

Замена адмирала Г.А.Бондаренко вице-адмиралом Н.Я.Ясаковым в подготовке операции «Атрина» было явным просчётом Главнокомандования ВМФ, обусловившим ошибки в планировании операции, в подготовке участвующих сил, утрату опыта колоссальной работы, выполненной полутысячей подводников. 

Итоги похода

В целом признано, что в том походе был освоен район, во многом критический для использования технических средств и оружия штатного боекомплекта ПЛА. При этом не только были подтверждены рекомендации разработчиков корабля, но и опровергнуты многие опасения, выдвинутые по итогам походов в этот район других подводных лодок. Оказалось,  что преобладающее число срывов в работе техники тех кораблей происходило из-за ошибок операторов или из-за недостатков в содержании материальной части.

Потенциальные возможности аппаратура «Рица» в том походе, к сожалению,  не были проявлены.

Все боевые части К-244 блестяще справились со своими специальными задачами:

- штурманская боевая часть (командир - капитан-лейтенант Погосов Д.Б.) обеспечила кораблевождение в условиях ограничения числа всплытий;

- минно-торпедная боевая часть (командир - старший лейтенант Сорока С.В.) надёжно обеспечила боеготовность оружия в условиях высоких температур;

- боевая часть связи (командир - капитан-лейтенант Андреев В.А.) обеспечила надёжную связь, как с береговыми пунктами управления, так и с взаимодействующими кораблями группировки, и даже помогла в осуществлении тактической связи всей группировки сил в «Атрине»;

- электромеханическая боевая часть (командир - капитан 3 ранга Колесник В.А.) несла особую нагрузку в Западной Атлантике, вызванную запредельной температурой и повышенной солёностью забортной воды. Но и в таких условиях ей удалось не только обеспечить ход корабля и все его потребности (в электроэнергии, воде, теплосъёме и т.д.), но и отыскать существенные резервы и, тем самым, оценить «запас технической прочности» корабля. Это позволило добиться существенной экономии ресурса и расходных материалов. За итоги похода командир электромеханической боевой части был награждён орденом;

- радиотехническая служба (начальник службы - капитан 3 ранга Онучин Ю.И.) обеспечила обнаружение иностранной подводной лодки и длительное слежение за противником. Юрий Иванович одновременно был и секретарём партийной организации корабля. По итогам похода начальник РТС награждён орденом;

- химическая служба (начальник службы - старший лейтенант Колодяжный М.Б.) осуществила надёжный контроль над радиационной обстановкой на корабле, а также обеспечила требуемое состояние воздуха в отсеках подводной лодки.

Серьёзные «вводные» успешно решил корабельный врач Шишолко С.П. По итогам похода он был награждён орденом «Красная звезда» и назначен флагманским специалистом 11 дивизии ПЛ.

Под руководством помощника командира капитана 3 ранга Колесниченко В.Г. хорошо справилась с непростыми из-за высоких температур обязанностями служба снабжения (старшина команды мичман Острейковский А.В).

Важнейшее для успеха похода значение имеет работа вахтенных начальников: Сороки С.В. Чекалина В.А., Бандурина В.Е., Игнатова В.А., Колесниченко В.Г., Чумакова Е.А.

Огромную работу проделали электрики, которыми руководили Игнатов В.А. и Ткаченко В.В. Их руководство выражалось в обучении, воспитании и работе «бок о бок».

Необходимо отметить большую работу командиров и старшин отсеков, реализовавших замысел по обеспечению контроля за состоянием корабля.

Многие из подводников экипажа К-244 были удостоены государственных наград за этот поход.

За успешное решение поставленных задач орденом был награждён старпом Филиппов Е.Н., медалями награждены особо отличившиеся мичманы и матросы экипажа К-244.

Что бы о нас ни говорили, на К-244 был профессиональный сплоченный экипаж. Некоторые начальники поняли это лишь спустя годы. Необходимую  работу для успешного решения нами всех задач, для сплочения  экипажа выполнял замполит К-244 Тяганян Владимир Андреевич.

Тот дальний поход, действия К-244 в процессе поисковых противолодочных операций стали достойным началом боевого пути нашего корабля.  Традиции подводной службы экипажа, сформировавшиеся тогда, успешно «работали» всё время активной деятельности К-244.

Для опытных подводников очевидно, что тот поход К-244 являлся показательным, и, главное, поучительным.

Нынешние моряки! Используйте наш опыт, не повторяйте ошибки, совершённые нашим поколением, закрепляйте и приумножайте наши успехи. В этом опыте и в ваших знаниях - ваша сила.

Помните и берегите честь нашего Флага!»

Вот такую статья (я привел лишь отдельные выдержки из неё) написал непосредственный участник операции «Атрина», ставший в последствии заместителем командира дивизии ПЛА, заместителем начштаба Северного флота по боевому управлению - Оперативным дежурным СФ. Я полностью процитировал этот материал.  Так что словам такого уважаемого человека я полностью доверяю.

Именно эти воспоминания вернули меня к временам Карибского кризиса. Тогда командование Северного флота направило к берегам Кубы 4 дизельные подводные лодки проекта 641 в рамках операции «Кама». Не обладающие высокой скоростью эти лодки очень долго добирались до запланированного района, в штормовую погоду не раз выходили из строя механизмы субмарин.  В конце концов, они достигли рубежа так называемого «карантина», т.е.  там, где несли службу противолодочные силы США.  Вооруженные торпедами с атомным зарядом, лодки в условиях, когда были вынуждены всплывать под угрозой уничтожения, не раз были на волоске от применения оружия, если бы американцы решили захватить субмарины. Это было бы начало Третьей мировой войны.  Престижу нашего ВМФ был нанесен огромный ущерб.

Когда в Генеральном штабе Вооруженных сил СССР проводился разбор неудачной операции «Анадырь» и как составную его часть операции «Кама», Министр обороны Малиновский  был шокирован известием о том, что при наличии атомных подводных лодок штаб Северного флота направил в самый «горячий» район мирового океана  дизельные субмарины. Но можно понять командование Северного флота. Надежность атомных подводных лодок первого поколения была еще не очень высокой.  А вот во время операции «Атрина», несмотря на недостатки в планировании и проведении её,  отечественные субмарины второго поколения проекта 671РТМ (по классификации НАТО «Виктор-III») с честью вышли из сложного положения, и за это мы должны быть благодарные нашим морякам-подводникам.


Рецензии
Пассивным средствам выставить помехи,
Активно вышли под водой с успехом,
Скромна витрина нынешней Атрины,
В реализации секретнейшей доктрины.

Владимир Ильич Иванов   05.08.2020 20:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.