Хаит. Жизнь вокруг. Часть 33

       «Можно?»- в приоткрытой двери показалась седая голова, а за ней и её обладатель, пожилой рабочий с участка суспензий Ибрагим-ака.

       Из-за его сутулой фигуры выглядывала секретарша Мила, всем своим видом показывая начальнику цеха, что она бессильна и не смогла противостоять напору настойчивого посетителя.

       «Проходите-проходите, Ибрагим-ака»- встал навстречу рабочему своего цеха Зиёд Алиевич, протянул руку для приветствия и затем, указав на стул, пригласил присесть.

       «Завтра хаит...» - сразу приступил к делу Ибрагим-ака, помня, что рабочий день кончился, а сегодня арафа и дома ждет плов.

       «Я хотел отпроситься на три дня... Мамин хаит... Вы же помните, у меня месяц назад умерла мама...»

        Зиёд Алиевич действительно помнил про это печальное событие и не только потому, что сам ходил на похороны, но и потому, что обладая хорошей памятью, знал все важные факты из жизни работников своего цеха, был ко всем внимателен и люди очень ценили его за эту чисто человеческую черту.

       Прежде, чем ответить, Зиёд Алиевич слегка задумался, вспоминая слова секретаря парткома завода, сегодня, на планерке.

       «Пришло время поднять трудовую дисциплину на новый уровень! Особую ответственность несут начальники цехов за прогулы их подчиненных во время религиозного праздника хаит»

       «Время пришло» вслед за приходом к власти нового Генерального секретаря ЦК КПСС Андропова, действия которого на заводском уровне ощущались в активизации работы табельщиц по контролю рабочего времени, проверке посещающих соседний кинотеатр, пресечение злоупотребления спиртными напитками на рабочем месте и прочими мерами, призванными пресечь нарушения трудовой дисциплины.

       «Одним больше, одним меньше, какая разница?»- подумал начальник имея в виду свои дисциплинарные наказания в виде «Замечаний», которых у него, за два года набралось уже 18, по одному за каждый случай утери заводского пропуска работниками вверенного ему цеха - таков был «Порядок...».

       А вслух сказал: «Ибрагим-ака, я Вас понимаю, но Вы же знаете сегодняшнюю ситуацию, поэтому давайте поступим так - Вы у меня не отпрашивались и я Вас не отпускал, а дальше действуйте по своему усмотрению, договорились?»- с этими словами начальник встал и проводил работника до двери своего большого кабинета.

       Выросший в самом центре старого города в Ташкенте, Зиёд прекрасно знал, что хаит праздновали во все времена его детства и, в начале пятидесятых, на всей площади Хадра гуляли празднично одетые люди, продавались игрушечные трещётки, жестяные  дудочки, глиняные свистульки, горячий хасип и нохотшурай, детям покупали курт и хоразкант.

       О том, что хаит это религиозный праздник, Зиёд узнал гораздо позже, а тогда никто из окружающих не акцентировал на слове «религиозный», а для детей хаит был таким же праздником как Первомай и Новый год.

       В хаит было принято посещать старших родственников, в каждом доме накануне хаита, в арафа, готовили куштили, урама и богурсаки и, обязательно, плов и делились вечером этими блюдами с соседями

       Эта была целая традиция, церемония, в которой дети принимали самое активное участие, помогая разносить по соседям касушки с пловом и уложенными сверху печенностями, прикрытыми маленьким белым полотенцем.

       Хаитом отмечалось завершение месяца Рамадан, во время которого мусульмане придерживались своеобразного поста, не употребляя пищу и воду в светлое время суток, есть и пить разрешалось только от захода и до восхода солнца.

       По вечерам, в течении этого месяца, младшие дети ходили по дворам, распевая характерные стихи, за что их обязательно угощали сладостями и давали деньги.

«Рамазон айтиб келдик эшигизга,
Кочкордак бола берсин бешигизга»
(Мы пришли к вам распевая рамазан,
Пусть в колыбели вашей будет здоровый ребенок!) (Перевод смысловой).

       Такие очень доброжелательные пожелания в стихах из уст малышей, конечно же не могли никого оставить равнодушными и благодарные келинки-невестки спешили наградить детей, которые получив заветное, уже бежали к следующей двери.

       Хаит проходил три дня и в эти дни было принято в первую очередь посещать дома родственников и соседей, которые на протяжении года понесли тяжелые утраты, похоронив близких.

       Посещения эти носили кратковременный характер, люди приходили почтить память ушедших, читали краткую молитву и уходили, освобождая место другим.

       Естественно, что хозяину дома, понесшего утрату, обязательно полагалось быть дома и именно поэтому Ибрагим-ака, будучи человеком дисциплинированным, разрывался между необходимостью соблюдать традицию и невозможностью нарушить трудовую дисциплину.

       Понимал это и Зиёд Алиевич и поэтому решение которое он принял, было хоть и слегка авантюрным и рисковым, но единственно верным.

       Хаит пришелся на рабочие дни, трудовая жизнь на заводе кипела и вроде никто не замечал, как время от времени, кое-кто из заводского начальства вдруг отлучался со своего рабочего места, чтобы затем, с чувством выполненного долга, вернуться исполнять свои трудовые обязанности.

       Был среди этих «неблагонадежных» руководителей-коммунистов и начальник цеха Зиёд Канибадамов, который нашел время и съездил почтить память матери Ибрагим-ака в самый разгар религиозного праздника хаит.

       А в табеле, который принесла старательная Тамара, напротив фамилии Ибрагим-ака, Зиёд Алиевич лично исправил «минусы» на жирные «плюсы», добавив вертикальные черточки.


Рецензии