Творческое наследие художника иконописца Татьяны К

Иконопись как вид искусства содержит уникальную градацию эстетических ценностей.
Иконописные произведения не перестают быть источником эстетической радости, обладают вдохновляющей силой воздействия на человека. Таким вдохновляющим искусством можно считать творческое наследие художника и преподавателя Татьяны Ивановны Климовой.
 
Татьяна родилась в городе Канске, несколько лет жила и работала в Томске, затем вернулась в родной Канск.
Татьяна Климова написала около тридцати иконописных работ, выполняла работы и в технике лицевого шитья. Готовые иконы освящались, их использовали в богослужении. Многие из них  можно увидеть в Спасской церкви города Канска. Большая часть творческих работ Татьяны Климовой  передана родственниками в дар Канскому краеведческому музею.

Подготовиельным этапом для освоения иконописи в творчестве Татьяны Климовой можно считать городские пейзажи и портреты.
    Две эюдные работы под названием «Старый дом» характеризуется как  пленэрная живопись, написаны в период жизни в городе Томске.  Масляной живописи  присущи насыщенные цветовые контрасты, она дает  возможности пастозного мазка, когда объем предметов дополнительно подчеркивается густотой красочного слоя. Татьяна изучала сложное геометрическое устройство зданий, особенно интересовалась старинными постойками, относящиеся к концу XIX началу XX века. Сюжеты, связанные с этим временем она  изображала на холсте.
   
Портреты приковывают к себе внимание пластической выразительностью, хотя в них нет резких контрастов ситуаций и характеров. В реалистичной манере исполнен портрет Тамилы, студентки ТГУ.

    Важным в истории реалистического портрета было открытие Леонардо да Винчи трехмерного изображения. Лица перестают быть плоскими, появляется объём. Совсем

иначе пишутся иконы, лики Святых. В отличие от реалистического портрета, построенного на тональных отношениях, оттенков, приближённых к привычному восприятию цвета, в  портрете девушки в подвенечном головном уборе выделены яркие акценты. В организации живописного пространства прослеживается соединение разных стилей. Более реалистично прописан головной убор, сама же девушка предстает в образе сказочной принцессы, с прекрасными голубыми глазами и золотистыми локонами, обрамляющими восторженное, слегка удивлённое лицо. Прототипом для создания портрета была Оксана Мельник родная племянница Татьяны Климовой.

Портретное изображение  молодой невесты  напоминает рисунки принцесс, которых Таня Климова в большом количестве рисовала в детстве.
 
Особое значение  в иконописных картинах придается композиции цвету, сюжету и перспективе.

Листы  в технике гуаши «Святой Феодор Томский» и схожая  по композиционному замыслу работа без названия созданы в Томске.  Центральный образ -  Святой Феодор Томский, изображён на первом плане листа. Он жил в Томске в XIX веке. Вокруг старца показаны люди, разворачивается  городской пейзаж. То, как выглядят люди, указывают на удалённость во времени происходивших событий.

Автор органично соединяет в одном произведении разнородные  по смыслу и технике исполнения элементы. В образе старца мы видим свойственные иконописи принципы изображения вертикальных складок одежд, плоскостное изображение лица. Иконописная фигура сочетается с вполне земным сюжетом, бытовыми сценами из жизни Томска XIX века и городским пейзажем. На принадлежность ко времени и месту указывают исторические черты в облике города, архитектура старинных зданий, внешние черты и  одежда людей.

По оформлению и сочетанию структурных элементов с картиной «Святой Фёдор Томский» схожа работа, которая осталась без авторского названия. В произведении «Без названия» действие выявлено настолько образно, что начинаешь понимать даже недомолвки художника.

Мы можем «прочитать» сюжет. Изобразительный образ рассказывает историю, в которой юноша, показанный на первом плане, имеющий отношение к Православной церкви, о чем свидетельствует иконописный стиль создания образа, читает молитву благословение перед началом всякого дела, выполнения работы. Юноша находится в диалоге с мужчиной, который протянул в его сторону руку. Этот мужчина и собирается начать строительство, он сидит на бревне, в лежащее неподалёку бревно воткнут топор. Мужчина обратился к юноше с просьбой прочитать молитву по книге, возможно, сам строитель грамоте не обучен, и ему понадобилась помощь образованного человека.
На втором плане листа группы людей, здания. Лист обрамлён золотисто-желтого оттенка небом.

В картинах соблюдается принцип линейной перспективы - удалённые в пространстве предметы меньших размеров, горизонтальные лини сходятся. Для икон характерна обратная перспектива, когда расширяется пространство фона, происходит более глубокое зрительное погружение в изображение.

Автор картин, несомненно, знала искусство западно - европейских иконописцев, иначе трудно было бы объяснить присущий работам особый сине- сиреневый, пурпурный колорит.
Картины выдержаны в одной гамме красок- светлой и праздничной.
Удивительные по своей красоте краски взаимно обогащают друг друга. Фигуры прописаны с особой каллиграфической тщательностью.

Среди работ Татьяны Климовой, хранящихся в Канском краеведческом музее, есть изображения храмов, городов, связанных с историей Православия, таких как Назарет, Вифлеем, Иерусалим.

 В живописных работах есть черты, присущие иконам- наложение краски в виде прозрачного вибрирующего слоя, преобладание волнистой линии и такого же «дрожащего» мазка.
Художник использует пейзажные и архитектурные фоны.
    Фигуры, здания не имеют веса и объёма, это не реалистичное трёхмерное пространство, а некая умозрительная среда.

 Структурные элементы картин объединены  при помощи ритмов цвета и формы.  В  центре художник размещает  Божественный или Святой образ, за которым расположен сложный рисунок города.
  В цветовой гамме преобладают два основных цвета - золотой и красный в разных оттенках золотистого, охристого, коричнево- красного. Цвета в иконописных работах не соответствуют тем что мы привыкли видеть в реальности, они соответствуют тому смыслу, который в них вкладывает художник. Использование красного  в сочетании с золотистыми тонами - символика цвета русской иконы.

Большое значение имеет символика формы. Символично изображение городов, заключенных в восьмиугольник. Восьмиконечные очертания в русской иконописи  связанны с темой преображения, искупление мира земного.
По цветовому решению и некоторым условным отношением с реальностью   несколько схожи картины  «Старец» и «Два инока».

В картине «Старец» изображён путник  на фоне элементов материального мира,  мы видим человека на фоне гармоничной природы, среди цветущего луга, позади него показана река,  за ней аккуратно  «расставлены» стожки сена. Фигура путника воспринимается в пространстве, лишённом сдавленности и чётких границ. Окрашенная насыщенно синим фигура выделяется на ярком пейзаже. И удивительного цвета небо, состоящее из волнистых полос цветных облаков, прописанных круговыми движениями кисти, с чередованием голубых просветов. Глубокий синий цвет читается здесь как символ стремления к Богу, символ тайны, откровения и мудрости.

«Два инока»- на первом плане почти зеркальный рисунок фигур монахов, расположенных  напротив. Монахи держат краски, кисти, они расписывают стены храма. На стене элементы росписи - изображения Святых. Посередине, между иноками, художник изображает лестницу, как символ духовного возвышения. Два инока - это некое действие, освобождённое от всего случайного. Стоящие фигуры переданы слегка склонёнными вперёд, движения неторопливы, поступь неслышная. В этом искусстве нет ничего резкого, стремительного, шумного. По своей сути оно глубоко созерцательно.
   
Иконописные картины с изображением храма, монастыря построены на сложной геометрии, присущей храмовой архитектуре. Для создания таких произведений необходим предварительный рисунок, построение форм, пространства, цветового решения. Гармоничное чередование разнообразных форм, цветовой контраст, и свет,-  не обычный солнечный свет, а свет Божественный. Общее композиционное решение напоминает мозаику и находится в смысловом соотношении с византийскими фресками.

В работе «Храм» преобладает плотный тёмно- красный -  редко используемая в живописи краска, которую художники называют краплак. Свет показан в светло- голубых окружностях в значении чистоты и святости.
Редкостное умение мастера архитектурно упорядочить плоскость, в этом есть глубокая внутренняя логика в соотношении пропорций высоты и ширины каждого прямоугольника, фигур и фона.

Треугольник, четырёхугольник  или ромб, круг и овал - основные фигуры, применяемые в иконописи. Изображения ромба в овале художник использует для понимания  объединения человеческого и Божественного. Треугольник  воспринимается как образ Троицы. Чередование и повторы фигур создают особый музыкальный ритм.

«Неопалимая купина»- терновый куст, горящий, но не сгорающий. Волнистые линии, из которых составлена вся картина - это не просто ритм, но и особая мелодия.

Сюжет священной истории, о сотворении мира отражён в картине «Демиург». Божественный светлый образ в окружении небесных светил, геометрическое  устройство композиции - создаётся атмосфера яркого Божественного света, а дальше, за сюжетным центром -  темнеет бескрайняя глубина Вселенной.

Годы упорной ремесленнической работы приучили иконописца к безупречности в решении композиционных задач.
Если к творчеству Татьяны Климовой подобрать прилагательные, то наиболее подходящими будут «утончённое, изысканное, одухотворённое». Долгое  изучение, обдумывание, практика освоения иконописных традиций, способствовали созданию неповторимых произведений искусства. Когда в состоянии одухотворения художник берёт кисть, краски,  рука легко, линия за линией, мазок за мазком, создаёт глубокое по содержанию произведение искусства, основанное на авторской интерпретации  сюжета, обращённое к интеллектуальному и чувственному переживанию зрителя.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.