Ч. 108 Ответной любви не было

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/07/04/1015

Экспедиция Тимофея Феофановича Нифантьева, в которую включили ещё одного немца,  ботаника Карла Федоровича Мейнсгаузена, проделала огромную работу и с военной, и с научной точки зрения.

Но в Генеральном штабе требовали ещё более глубокого исследования. В 1856 году в Среднюю Азию отправили экспедицию Петра Петровича Семёнова.

Он, как сказали бы в наше время, заочно окончил Петербургский университет, а затем обучался в Берлинском университете и стажировался в Швейцарии, Италии и Франции.
 
Для генштабистов важно было то, что до университета Семёнов окончил престижную Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Прекрасное сочетание для такой разведывательной экспедиции – научное и военное образование.

Ему выдали все необходимые сопроводительные документы и тысячу рублей от Географического общества. 1 июня он добрался до Омска, где на следующий день представился генерал-губернатору Западной Сибири генералу от инфантерии Густаву Ивановичу Гасфорту.

За недолгое время пребывания в Западной Сибири молодому человеку не составило большого труда ознакомиться с бытом местного населения.

Сибирские крестьяне, не знавшие крепостного права, по его мнению, были уверенными и открытыми людьми, по сравнению с забитыми и неискренними крестьянами Европейской части России.

В этом Семёнов, сам крепостник, который взял с собой крепостного слугу, разбирался очень хорошо. Хозяйство у свободных крестьян было крепкое, а их общины умело отбивались от местных чиновников.

Сибирские чиновники были ворами и мздоимцами. Чего нельзя было получить у крестьян, они с успехом отбирали у киргизов и воровали у государства.

В Омске Пётр Петрович Семёнов познакомился с двумя выпускниками Омского кадетского корпуса, Григорием Николаевичем Потаниным и Чоканом Чингисовичем Валихановым, которые, как и Семёнов, вошли в историю завоевания Средней Азии.

Любопытную характеристику дал Пётр Петрович Потанину:
«В это время казачьи офицеры в чине хорунжего получали в год всего только по 90 рублей жалованья и пополняли свои бюджеты легкими при их командировках и исполнении служебных обязанностей в Киргизской степи поборами с киргизов.
 
Но в этом отношении один Г. Н. Потанин составлял исключение. Действуя неуклонно по своим чистым и честным убеждениям, он не собирал с киргизов никаких поборов и ухитрялся жить на свои 90 рублей».

Семёнов оставил очень интересные записки о своей поездке из Омска в крепость  Верный. В Семипалатинске он встретился с Фёдором Михайловичем Достоевским, с которым был знаком по Петербургу.
 
Как отметил Семёнов, «в Сибири вообще к находившимся уже на свободе ссыльным или поднадзорным начальство в то время относилось благодушно». Писатель в ссылке особенно не бедствовал и не страдал.

Дорога из Семипалатинска до города Копала контролировалась станциями, в каждой из которых находились пикеты из двенадцати казаков, а путешественников охранял казачий конвой.

С кочующим местным населением казаки не считались, грабили, забирали лошадей из принадлежавших кочевникам табунов. Рассчитывать на ответную любовь не приходилось.

Начальником Копальского округа был полковник Абакумов, соратник исследователя Григория Силыча Карелина, о котором я уже писал. Абакумов многому научился у Карелина, умело и со знанием дела собирал орнитологический, энтомологический и ботанический материалы.

Семёнов обрадовался, что обнаружил учёного соратника, пока не выяснил одну слабость полковника. Вот, что он об этом написал: «…слабость эта – та самая, которой страдало в то время огромное большинство самых талантливых деятелей наших захолустных окраин, – была алкоголизм, в силу которого Абакумов после каждого обеда находился в состоянии полной невменяемости».

Из Копала Пётр Петрович отправился в Верное. Здесь основу пикетов составляли беглые ссыльные из Сибири, которые захватывали у киргизов женщин, иногда выкупали за калым и селились на этих землях под прикрытием русских войск. Это вполне устраивало русских колонизаторов.

Во время пребывания Семёнова в Верном приставом Большой орды, а, следовательно, и начальником всего Заилийского края был полковник Хоментовский. Вот как характеризовал его Пётр Петрович:
 
«Воспитывался он с успехом в Пажеском корпусе и при своих дарованиях был бы выдающимся человеком, если бы не имел того недостатка, который парализовал столь многих из наших лучших в то время окраинных деятелей, – алкоголизма».
 
Хоментовский объяснил Семёнову, что для поездки на Иссык-Куль тогда  было очень удачное время из-за того, что между племенами каракиргизов и богинцев, испокон веков, живших в этом благодатном крае, происходят кровавые распри.
 
Русскую администрацию это очень устраивало, в зависимости от обстоятельств, можно было поддерживать ту или другую сторону.

Семёнов стал свидетелем прибытия в крепость первых русских поселенцев со своими семьями. 2 сентября 1856 года Семёнов в сопровождении охраны отправился к Иссык-Кулю.

Это был его первый ознакомительный поход, который прошёл благополучно.
Изумительная природа, прекрасные земли, отличный климат. Когда вернулись, узнали, что был ограблен караван русских купцов, направлявшийся в Ташкент.

Семёнов принял участие в карательной экспедиции, предпринятой полковником Хоментовским.
 
Отряд Хоментовского состоял из трёх сотен казаков, роты пехоты на лошадях. С собой везли две горные пушки и несколько полевых ракетных станков конструкции генерала Константинова.
 
Отряд перешел через высокий перевал и спустился в долину реки Чу, ниже кокандского укрепления Токмака. Русский отряд разгромил и разграбил аулы каракиргизов, захватил табуны и отправился в обратный путь.

Однако, каракиргизы, которые сначала бежали от нападавших, теперь перешли в контратаку.

Семёнов отметил, что те, не имея огнестрельного оружия, бросались в атаку с «необыкновенной храбростью», несмотря на то, что несли большие потери от стрельбы ракетами, которых они раньше не видели, и от ружейного огня казаков.

Русский отряд потерял 17 человек убитыми и тяжелоранеными. Каракиргизы понесли несравненно большие потери.

Чтобы оценить обстановку, Хоментовский поручил Семёнову с отрядом из 90 казаков и четырёх проводников проникнуть до западной оконечности Иссык-Куля и вернуться через уже известные Семёнову проходы Заилийского Алатау в Верное.

Разведывательный поход Семёнова со всякими приключениями длился с 21 сентября по 1 октября. Как писал Пётр Петрович: «Особенно радовались нашему успеху два интеллигента этой юной колонии, которой предстояла такая блестящая будущность, – полковник Хоментовский и артиллерийский капитан Обух.
 
Этот последний был очень симпатичным и талантливым человеком, к сожалению, не чуждым общего порока лучших людей нашей юной колонии – алкоголизма. Впоследствии он первый с известным путешественником Н. А. Северцовым вошел при взятии Ташкента на вал крепости, но был сражен здесь вражеской пулей».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/07/06/671


Рецензии
Да, Владимир, извечная русская болезнь. Почему-то зачастую спиваются лучшие люди. А слово "чиновник" для меня стало уже ругательным.
С уважением и те6плом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   04.02.2020 00:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Ваши отклики меня согревают.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.02.2020 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.