Я богач!

      - Послушай полковник Простаков, - начал адвокат Авигдор Аркадьевич тихим голосом, который иногда заглушали приступы отчаяния. – Ты ведь понимаешь, как люблю я деньги! Когда я их считаю, то вижу, как они удваиваются благодаря моей бережливости. Терплю всевозможные лишения для обретения чувства обладателя сокровищ.  В этом моя радость и блаженство!  Да, обладать есть блаженство, но не для того, чтобы тратить, а для того чтобы копить, и в этом мой смысл жизни.  Если бы мне сказали: жизнь или богатство, то я бы пожертвовал жизнью.
   - Зачем же тебе такие сокровища, если ты стар и немощен?
   - Тогда спроси меня господин полковник: для чего иметь, если не используешь то, что имеешь? Разве я, обладатель сокровищ, вёл жизнь богача? Нет, я жил как адвокат по назначению. Мне нравится владеть состоянием – ради обладания.
   - Ещё раз спрашиваю тебя, для чего обладать огромным богатством, если умираешь? - возопил полковник.
   - Умереть богатым, это значит: До последнего момента наслаждаться этой радостью обладания сокровищами. Понимаешь ли ты, что намного приятнее умереть так, чем жить, мучительно сознавая, что лишился всего, собранного ценой таких мучений, таких опасностей!   Говорить себе каждую минуту, каждую секунду: «У меня было более миллиарда, я терпел самые тяжёлые лишения, чтобы сохранить и приумножить эти сокровища. Я бы мог в течение десяти лет его удвоить, утроить…, а теперь у меня пусто». Это гадкое чувство! Это означает умирать не каждый день, а каждое мгновение.  Конечно, страшной агонии, которая будет тянуться, быть может, годы, я предпочёл бы мгновенную смерть, которая наступить раньше, чем меня лишат богатства.  И постараюсь умереть с возгласом: я богач!
    Полковник посмотрел на адвоката с глубоким удивлением.
    - Перестаю тебя понимать. Зачем же ты тогда работал на генерала Мамедова, который по мановению ока мог лишить тебя жизни?
    - Вот почему, - сказал адвокат глухим голосом. - Только в риске умереть приобретаешь значительные суммы.
    - И ты надеешься что-то отхватить у Мамедки? – в этом нет здравого смысла.
    - Как мало ты веришь в мою сообразительность, господин полковник!
    Ответ адвоката глубоко поразил полковника. Он попрощался с адвокатом с чувством, лишённого беспокойства и тревоги.


Рецензии