Мысли программиста об атеизме, науке и религии

Размышления навеяны недавним постом известного популяризатора науки, биолога и атеиста Александра Панчина, в котором он разбирает известный диалог неверующего профессора с верующим студентом.
Александр приводит цитату из этой "притчи":
"Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?
Студент: Боюсь, что нет, сэр.
Профессор: И ты до сих пор в него веришь?
Студент: Да.
Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?"

Далее Александр комментирует: "Конечно, наука ничего не будет утверждать на основании приведенных выводов – это абсурд. Однако ученый может утверждать, что нет оснований верить в Бога, ибо не только через пять чувств, но и никакими экспериментами, никакими приборами нельзя показать, что он существует. Не обнаружено способа различить гипотезы, что Бог есть и что Бога нет. Бог – это не фальсифицируемая, ненаучная идея. В этом смысле Бог не лучше и не хуже, чем любой другой вымышленный персонаж, будь то Дед Мороз, леприкон, невидимый единорог или фея, в которых здравомыслящие люди не верят"

По мысли автора, здравомыслящие люди в Бога не верят, потому что верить в Бога - это примерно то же самое, что верить в Деда Мороза или лепрекона.
Мне как разработчику стало интересно поразмышлять на эту тему. У человека есть непреодолимое желание создать себе подобного, чтобы этот "подобный" был не просто заточен под несколько задач (как смартфон или стиральная машина), но чтобы он мог мыслить, говорить, обучаться, вступать в диалог с людьми. Человечество стремится создать искусственный интеллект. Мне кажется этим человек похож на христианского Бога, у которого также в определенный момент возникло желание создать похожее на Себя существо.
Например, я как программист могу создать программу, при запуске которой на экране будет появляться змейка и ползать туда-сюда. Я могу сделать координаты (двумерное пространство 100x100) в котором мое существо будет ползти в одну сторону. Конечно мне будет интересно сделать ее более живой и добавить в нее элементы случайности. Я сделаю специальную функцию "ползти()", а внутри этой функции добавлю какой то фактор случайности, например, каждые 10 секунд змейка будет менять направление движения. Но почему каждые 10? Можно взять не 10, а случайное количество секунд от 1 до 30 и тогда она будет двигаться в разные стороны непредсказуемо. Это будет весело и интересно. Дальше мне захочется создать какой-то мир для моего подопечного: кусты, деревья, ягоды. Возможно сотворю для змейки пару и сделаю функцию размножения. Возможно добавлю в сущность змейки какое-то примитивное сознание, чтобы она различала еду от камня, своего партнера от дерева. Вообщем, таким образом сложность программы будет увеличиваться и строк программного кода будет становиться все больше и больше пока я не решу остановиться. Возможно сделаю из этих змеек маленьких человечков, которые начнут есть, спать, и размножаться. Возможно решу добавить им речь и сознание, чтобы они могли создавать культуру.
Но понимаете, что здесь интересно? Человечки обо мне ничего не знают, они живут и двигаются в заданных мною координатах, в заданных мною законах. Думаете мне сложно нарушать свои же законы и творить чудеса в их мире? Нисколько. Одна строка кода и "чудо" обеспеченно, но только для меня это не чудо и я даже не считаю это нарушением каких-то законов. Это даже как-то странно звучит, я ведь даю законы этому миру и я с этими законами могу делать все-что угодно.
Вообще говоря если бы я был очень умным, я мог бы попробовать написать программу под названием "эволюция" с массой галактик, трехмерным пространством и временем. В этой программе маленькая змейка с её примитивной ДНК начинает развиваться до разумного человечка, который может мыслить, переживать, писать стихи или философские трактаты, создавать удивительную культуру, писать прекрасные картины и музыку, заниматься наукой. Для своих человечков я выбрал бы маленькую солнечную систему в одной из галактик. Это бы обеспечивал специальный алгоритм, который я мог написать если бы был очень умным. Дальше я просто наблюдал бы за процессом. Нет, не просто наблюдал бы… Все мое внимание было бы приковано к этому мирку и к этим человечкам. Ведь они бы становились все умнее и умнее, они бы радовали меня каждый день. Я боюсь, что у меня бы возникли даже проблемы на работе, потому что все мое внимание было бы приковано к этому миру. Кстати, по поводу времени, которое я создал бы: вы понимаете, что я живу не в их времени? Я могу делать с их временем, что угодно, могу замедлить их время, а могу ускорить и они даже не знают, что есть такое место в котором нет их примитивного пространства и их примитивного времени.
Я бы с интересом наблюдал за их мыслями. Наблюдал бы и радовался их первым достижениям в области культуры. Смотрел бы как у них появляются разные мировоззрения. Особенно было бы интересно, что они думают обо мне. Кто-то из них, вероятно пришел бы к выводу о том, что их мир существует вечно и что я тоже являюсь частью этого мира, что дерево, камни, море это тоже я и что все человечки это тоже я. Меня бы это улыбнуло.
Кто-то бы из них, думал, что я являюсь солнцем. Кто-то бы думал, что их мир держится на четырех слонах. Кто-то бы думал, что существует множество божков, которые создали их мир и он начал бы создавать для них храмы и поклоняться им. Кто-то бы подумал, что их создатель - это безликая, бесконечная энергия, в которой нет ни ума, ни сердца.
Особенно меня бы заинтересовали те, которые начали бы приходить к мысли, что у их мира, вероятно, должен быть один создатель, который превышает их по уму и способностям. Кто-то бы из них начал бы искать меня и тут передо мной стала бы дилемма: давать ли им, что-нибудь знать о себе или не давать? Конечно, я хотел бы открываться им, особенно учитывая, что некоторые начали бы терять смысл жизни пока не ответят для себя на этот вопрос. Я бы что-нибудь открывал им о себе, но только таким способом, чтобы в их коде не произошел сбой от увиденного и услышанного. Им ведь и так пришлось бы несладко: многие бы начали считать их сумасшедшими.
Я осознаю, что над теми, кто пришел к мысли о моем существовании и поверил в меня, смеялись бы. Кто-то, верящий в мощь науки и позабыв о её границах стал бы говорить, что я - это не фальсифицируемая, ненаучная идея. Такие ученые, конечно, забывают, что их наука работает только в их пространстве и в их времени и они не могут выйти за их пределы, как бы они не старались. Кто-то бы говорил, что вера в меня ни чем не отличается от веры в Деда Мороза или лепрекона и что здравомыслящие люди в меня не верят. Я не желал бы быть помехой для их жизни, я не хотел бы творить перед ними чудес и фокусов, чтобы они поверили в меня, потому что я не хотел бы нарушать их свободы.
Вот такой у меня получился мысленный эксперимент, который убеждает меня в том, что наш мир и все мы люди можем быть созданием одного умного Программиста, который находится за пределами нашего пространства и времени, но который может иногда давать о Себе знать.


Рецензии
5 чувств для познания мира недостпточно. Если никто не видел разум, значит, у человека нет разума? А кто видел метр? Палку метровую все видели, но метр никто не видел, но он есть, и им пользуются.

Андрей Браев-Разневский Абр   21.08.2019 02:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.