Одиночество в Сети, почему я рыдаю?

Это будет достаточно личная статья, но не пугайтесь, мы постараемся обойтись без особых “соплей”. Всё личное будет заключаться в небольшом предисловии и в том, что вся эта тема затронула меня очень сильно.
Собственно, приступим к предисловию. Многие отличные книги, как ни странно, появляются в моей жизни абсолютно случайно. Всё начинается с подруги, с которой вы обмениваетесь книгами, а заканчивается рыданиями. Это забавно.
Теперь можно переходить к делу. Так почему я рыдаю?
Януш Вишневский явно умеет нажать на нужные рычаги и вызвать у читателя нужные эмоции. Он сделал это мастерски, так, что становится больно даже от прокручивания в памяти нужных моментов.
Поговорим о личности Якуба. Он действительно однозначно хороший персонаж. Под конец романа не остаётся сомнений в этом. Всё плохое, что могло быть в нём, меркнет на фоне его поступков и всего хорошего, что в нём есть. К сожалению, на этом фоне меркнет и главная героиня.
Таких людей, как Якуб, просто не существует. Может, когда-то они были, но вымерли, потому что такие замечательные не размножаются, но об этом мы поговорим позже.
Честно говоря, во всём этом есть огромный минус данного романа. Почти все герои теряются на фоне исключительного Якуба, который этой своей исключительностью отбирает интерес читателя ко всем остальным частям истории. Он буквально перетягивает на себя одеяло читательского внимания, оставляя даже главную героиню почти ни с чем. Это же Якуб. Он своего рода Доктор, только без ТАРДИС. Но, удивительно, даже без неё он успевает оказываться в нужное время в нужном месте и почти всех спасать. Одинокий ангел (да, верно, это слова мадам де Помпадур о Докторе, но тут они как нельзя кстати).
Насколько люди любят, чтобы всё было по правилам. В конце истории принц обязательно должен получить свою принцессу, потому что он точно прошёл через множество испытаний и точно выстрадал своё счастье. Это справедливо, в конце концов, а люди любят такую приятную справедливость. Точно вам говорю, что “Изобретение лжи” потерял бы уж точно четверть (а то и больше) своего эффекта, если бы главный герой в конце концов не получил свою ненаглядную. Как и многие другие фильмы, впрочем.
Сюжет, где прекрасный принц получает свою принцессу и обретает счастье, даёт некоторое чувство завершённости, ведь он означает, что все те испытания, через которые прошёл главный герой, и все те подвиги, которые он совершил, не были напрасны и привели к чему-то важному, а читатель может отпустить персонажа.
Якуб действительно много пережил, чтобы его принцесса была с ним. И, как стойкий оловянный солдатик, он доказал, что смерти на свете нет, своим опозданием на злополучный самолёт. Но он ничего не получил. Не получил свою прекрасную танцовщицу, не получил счастья с ней и, чёрт возьми, не получил хоть что-то, способное хоть в какой-то мере это всё заменить.
Якуб не только пережил, он любил. Его любовь к героине была достойна счастливого конца. Разве нет? Для меня невозможно поверить, что он не любил её.
Якуб - существо, что любило по-настоящему и прошло через многое; существо, которое настолько измучили одиночеством, что дальше так продолжаться не может; существо, которое просто невозможно назвать хоть сколько-нибудь плохим. И он не получает, чёрт возьми, ничего! Вот те главные рычаги давления на читателя, которые превращаются в один гигантский рычаг и одним нажатием разбивает сердце!
А что потом? Что ещё? Почему, чёрт возьми, так больно? Ещё и потому, что героиня променяла Якуба буквально на ничто. Не на счастье и не на спокойствие, а на полное ничто. Конечно, не совсем правильно строить теории в духе “если бы, то…”, но всё же это моя писанина и я имею право делать что-либо не совсем правильное. Неужели Якуб не принял бы свою принцессу и её ребёнка? Неужели он был бы хуже козла (как это преподносит автор), с которым героиня в итоге осталась? Нет, нет, не надо, он мог бы быть замечательной парой ей и замечательным отцом её ребёнку. Он не бросил бы её, ведь это Якуб. Героиня потеряла бы прежнюю жизнь, в которой мало что действительно её держало, но взамен получила бы Якуба и его заботу, любовь. Это не меньше, чем то, что дал ей муж. Она буквально променяла Якуба на ничто.
И после этого оглушительного удара, после рыданий и боли читатель приходит к выводу, что такие Якубы не размножаются, потому что их никто не выбирает, чёрт возьми! Последний маленький рычаг, который автор применил, - ощущение несправедливости этого мира, исходящее от несправедливости концовки. Мозг пытается найти выход и достроить что-то более приятное, привычное, счастливое, но это невозможно, потому что приходит важное осознание. Эта история не могла кончится в людском мире иначе, потому что условий для неё нет. Никто не выбирает Якуба.
Поэтому так больно. Поэтому я рыдаю и боюсь, что не выдержу просмотра экранизации.
Достаточно обширный ответ на вопрос, не правда ли?


Рецензии