про шары

       Сан Саныч настойчиво выплавлял ладонью круглое окошечко в тонком слое наледи на стекле. Чтобы смотреть достопримечательности. Достопримечательностей было много ... Вот здесь был штаб лидера Белого движения Колчака ... А тут, в "шарашке Туполева", отбывал срок секретный конструктор Королёв ... В этом доме сто лет тому назад писатель Гашек жил-работал  ... А там кадеты Петя Клодт, Лаврик Корнилов и Митя Карбышев "грызли" военную науку ... А это "дом со шпилем". А вот, глянь, метромост. А метро нет ... И не будет. Слишком дорогое удовольствие, говорят,  в слоёном пироге здешних недр. А как же качество жизни, скажете?! Ну вы ещё про её смысл спросите. Говорят же, дорого ... Не столица, чай.

       - Слушай, а что правда "Омск" расшифровывается как "отдалённое место ссылки каторжан"? - Стекло затуманивалось быстрее, чем Сан Саныч его оттаивал.

       Почему-то после "вчерашнего" в транспорте всегда  запотевают окна. Особенно, когда в салон автобусика китайского формата набивается человек тридцать. И все после "вчерашнего". А снаружи несколько прохладно ... под минус сорок с ветерком. Ветер тоже здешняя достопримечательность. Запотевание на глазах становится наледью. Протирай, не протирай ...

        Кстати, не замечали?! Самые "светлые" головы частенько бывают после "вчерашнего". Порой кажется, воистину "меньше знаешь, крепче спишь, больше знаешь, крепче пьёшь". Как-то связано между собой приближение к пониманию сущего и стремление чуть приотпустить мозги. Не перегрузить.  А может карма догоняет. Под видом мудрости прошедших поколений. Помню, Поликарпыч будит нас. Семь утра. А угомонились пару часов назад. Всё за науку дискутировали. Лица припухшие, серые, под глазами мешки. От хронического недосыпа. Море же, бархатный сезон, серьёзные вопросы решаем. Оглядел он нас ... относительно молодых тогда ... и молвит:"Как говаривал мой учитель ... академик Перегудов... пусть от вас поутру пахнет лучше свежим, чем вчерашним!". Открывает холодильник, достаёт  пузырь. Через час на заседание. И ведь всё, что работает в стране сейчас, тогда и было заложено. В том числе, светлой памяти, томским академиком и его учениками.
 
       Вот интересно ... От какой точки место считается отдалённым? И кем считается? Ведь одно время Омск был вполне себе эпицентром событий. Запросто мог стать и столицей России. И не на год-полтора ... И даже столицей Казахстана. К примеру, Акмолинск, ныне Нур-Султан, входил в состав Омской губернии.  А саму Акмолинскую крепость, кстати, заложил петербуржец, комендант Петропавловской крепости.  "Нур", заметьте, с арабского - Свет.

       А на "О" ещё много слов можно припомнить.  И "особый". И "отдельный". И "отмороженный". И "окаянный". И "отятой" ... Все они этой местности подойдут. Вот бы Достоевского спросить. Как игрока и мастера передачи угнетённого состояния. Про его личные ассоциации. Он же тоже  здесь ... четыре года "от звонка до звонка". А дни на каторге долго тянутся. Много слов можно подобрать.

       Подобрать-то можно, а сказать иногда трудно. Бывает, даже выдавливать из себя слова приходится. Как в Ачаирском монастыре ... И места, вроде, живописные. И храмы. И горячий целебный источник ... А тянет помолчать отчего-то. И пусто внутри.  Не то, жёсткий ветер с Иртыша ... душу выдувает. Не то, судьбы сгинувших тут на себя прикидываешь. И неспроста здесь ни одного прямого ствола в берёзовой роще. Неспроста ... Гнёт их, видимо, жуткая память каторжной земли ... винтами крутит. Спиралями. Вихрями.

       Крутит. Ой, крутит! И не только здесь. По всей огромной нашей территории гуляет ветер. Постоянно. То в одну сторону подует, то в другую. Так и живёт народ на сквозняке. Причём, на всех уровнях ... В давнем прошлом ещё, в той стране, один мой товарищ на Старой площади работал. Говорит, мол, нас руководитель аппаратный с утра собирал у себя, наливал по полстакана спирта. Выпивали, слушали инструкции  и по рабочим местам. В вихрь событий. Спрашиваю его, а как же вы работали-то после полстакана? А он говорит, так нормально, до обеда хватало, потом добавлялись. А без этого нельзя было. Свихнулись бы ... Сейчас-то, думается, там сплошь трезвость. В центре вихря.

       - Сказки это. Местный фольклор. Просто речка называется Омь. Сравни, к примеру с Томском. Там речка Томь.

       На первый взгляд логично, конечно. Только вот Томь в Томске главная река. А Омь речка маленькая, с виду тихая. Хотя, в прежние времена была судоходной. Но с яростным Иртышом ей, конечно, не сравниться. Я раз полез в него ... освежиться слегка. Хорошо не успел далеко отплыть и ребята рядом были. Река сразу сбила и с ног, и с толку. И поволокла ... А октябрьская вода, как наждак  ... чёрный, злой наждак.

       Тут, Сан Саныч, не только с названием города вопросы. Тут во всей истории такого наворочено .... И несусветного величия, и ярчайших имён, и архитектурного сумбура, и явных следов игры провидения ... в самых критических ситуациях. Голографический эффект. В  судьбе одного города отражается суть всего государства. Целиком. Вся жизнь-планида казачья ... То воюем, то пашем, то горюем, то пляшем.  И всё по кругу, по кругу ... В клубок мотается.  Не зря памятник основателю, Ивану свет Бухгольцу, в виде бильярдного шара. И не случайно он пару раз с постамента скатывался. Колобок этакий ... Теперь вот стоит, закованный, в бетонном круге. Пока, во всяком случае, стоит. Очень даже символично ... Неустойчивое равновесие, как сущность и внутреннее состояние данного места.

       И всё бы ничего, да вот загвоздка ... Такие же каменные шары катают лапами каменные львы в Петербурге. Даже ангел на Петропавловке на шаре крутится. И на фоне этого наблюдения судьба Бухгольца выглядит чуть иначе. Да и миссия тоже. Похожие геометрические фигуры ещё Николай Рерих рисовал. Три штуки. Внутри круга. А сам Рерих искал Шамбалу. И Беловодье. И, судя по дневникам, даже нашёл. Да ещё и утверждал, что Шамбала и Беловодье одно и то же. Столицей же Беловодья был Асгард Ирийский. Ирийский, само собой, по названию реки. В современной транскрипции называемой Иртыш. И был Асгард, какое совпадение, основан в день трёх лун. Луна, как известно, весьма любопытный астрономический объект. Всегда повёрнутый к Земле одной стороной, большой каменный шар. Исследование которого отчего-то немного заморозилось.

       Асгард. Авангард. В Омске это название местной хоккейной команды. А в военной терминологии - передовой отряд.

       А вот возьмём и Беловодьем назовём окрестности чёрной реки ... Вместо Ирия-Иртыша в название города поставим речушку Омь. Входы в катакомбы древней столицы поименуем метро. С единственной веткой. И опять же "заморозим" строительство. Ленинградским метростроевцам не привыкать сложные  "плывуны" замораживать. В питерских болотах натренировались. А ещё весь центр города объявим землями Минобороны. Запрещёнными для строительства с его неизбежными котлованами. А что уже отрыли, закопаем. Ну вот, вроде, замаскировались ...

       Император Пётр тоже был большой затейник. Да и насчёт выпить, кстати, не дурак. Города просто так, для перезимовать, не основывал. И учитывал опыт побед предыдущей династии. Рюриковичей. Ведь, скажем, не будь плацдарма Свияжска за спиной, взял бы Иван Грозный Казань? Вряд ли. Вот и город Святого Петра, как краеугольный камень новой империи, не просто так заложен. Не в произвольном месте и не в честь себя, любимого. Удивительным образом расположился Санкт-Петербург точно на широте Старой Уппсалы. Родины Рюрика. И там, Сан Саныч, тоже есть кое-какие достопримечательности. "Королевские курганы", например. Древнейший символ Швеции. "Тре крунур", как их хоккейную сборную иногда называют. Самого пьющего, кстати, государства. Так вот, в трёх курганах лежат там три самых главных в скандинавской мифологии аса: Тор, Один и Фрейр. А Уппсала раньше именовалась, вот те раз, опять же Асгард. Только Свитьордский. А потом, ррр-ааа-ззз, Полтава, откуда ни возьмись. И Швеция как-то вдруг утратила и земли свои, и могущество. И что ты теперь про миссию Бухгольца скажешь?

       - А я читал, будто Колчак ещё до революции искал "Землю Сальникова"?!

       Ага. Он и в Арктике что-то искал. И на Командорских  островах . И в Жёлтом море. Страсть, как любил искать. При первой же возможности даже Государственную охрану организовал, как орган политического сыска. По аналогии с опричниной. Потому что самые главные враги любого государства всегда поблизости от верховной власти. Это удобно. Потихонечку, исподтишка власть расшатать и перехватить. И любой правитель это понимает. Потому и позволяет окружению ближайшему воровать прилюдно. Так они себя сами скорее опорочат. А дворцы и парки потом, всё одно, народу достанутся. Главное, чтобы сыск момент поворотный не прозевал. Вот у Колчака прозевал, например. А его однокашник по Санкт-Петербургской гимназии, большевик Менжинский, сменивший самого "железного Феликса" в ОГПУ, всё правильно сделал. И НЭП сломал, и коллективизацию провёл, и даже упомянутые первые "шарашки" организовал. Прообразы "академгородков" и "наукоградов". Потому и похоронен его прах в стене с зубцами, а не где-то в тайге под Иркутском. 

       История же, Сан Саныч, шариком по кругу катится. То трагедия, то фарс. И, кроме символических повторов, ничего в ней не бывает навсегда. Важно только очередной Асгард вовремя найти. Их же несколько было. Вот, например, обрати внимание  ... Ещё один шар. Кроваво-алый, расплавленный. На белом фоне. Каменный шар Луны светит же нам отражённым солнечным светом. Светом с Востока. И, знаешь, один и тот же иероглиф и у драгоценного каменного шара. И у совершенного знания, несущего Свет во тьму. И у царя ... посредника между Небом и землёй. А в руке у царя держава ... символ царства небесного. И тоже шар. Так что, Саныч-сан, давай продолжай, вытаивай окошечко на замороженном стекле. Следи за омским Асгардом повнимательней. Всё опять впереди.


Рецензии