На ночь глядя...

   По вечерам Наташа, как и всегда, была очень занята – стирала бельё, гладила его, готовила пищу. Мы кормили детей ужином, затем усаживали их перед телевизором, и они смотрели передачу для детей «Спокойной ночи, малыши». Затем мы перед сном купали детей, нередко этим занимался я, чтобы хоть немного освободить мою жену Наташу, и так бесконечно устающую с ними.
   
   Поскольку они в это время уже были в одних ночнушках или трусиках, я стал называть эту передачу «Спокойной ночи, трузера». После передачи мы выключали телевизор, и звучала команда:
   
   – А теперь – по горшкам и спать!
   
   Спать, конечно же, дети не хотели, поэтому нам с Наташей – кто в тот момент был из нас более свободен – приходилось укладывать их в постели: Улю внизу на 2-ярусной кровати, Сашу – вверху. Уже большой и более старший Дима и маленький Андрюша спали каждый на своём диванчике. Дима был старше Саши с Улей на 2 года 3 месяца, а младший Андрюша – на 2 года 8 месяцев был моложе двойняшек. Я садился к кому-то из них на диванчик, а позже, устав, даже ложился рядом.
   
   Детям мы с Наташей читали перед сном самые разные сказки, у нас их было много: русские народные сказки и сказки других народов – карельские, немецкие, французские… Нередко дети сами выбирали книгу, из которой мы им читали.
   
   А после выключался свет и начинались разговоры. Теперь они просили рассказать сказки. Мы с Наташей вспоминали сказки, которые мы знали, и рассказывали их детям. А они всё просили ещё и ещё… Когда уже мы не могли вспомнить ничего нового, мы начали сочинять свои сказки. Договорились придумывать и рассказывать по очереди: сначала – я, потом – дети. Они, конечно же, рассказывали мало, больше слушали.
   
   Но самым неутомимым выдумщиком и рассказчиком на удивление был самый маленький – Андрюша. Уже все дети уснули, сопели и похрапывали, а он заплетающимся голосом всё рассказывал свои фантастические сказочные истории. Потом и он засыпал на полуслове…
   
   Нередко у меня, когда я рассказывал, голос мой тоже обрывался  на полуслове, я засыпал, тогда кто-то из детей будил меня словами:
   
   – Папа, не спи! Говори, что было дальше!
      
   Я просыпался, с удивлением обнаружив себя уснувшим, рассказывал или читал детям ещё какое-то время. Услышав и убедившись, что все дети уже спят, я прикрывал их одеяльцами и тихонько выходил из детской…


Рецензии