1964 год Букварь и другие книги

    Книги 1964 года... Возьмём самое элементарное, что попадало в руки подрастающему поколению - букварь. Не пишу - самое первое, потому что к 1964 году детей, научившихся читать до школы, было, по крайней мере, больше, чем году в 1934-ом. Этот букварь оставался почти без изменений, по крайней мере, до 1971 года, когда автор этих строк пошёл в школу. По какому-то недосмотру оставили, например, такое:
      Славные машины
      сеют кукурузу,
      Быстрые машины
      перевозят грузы.
    Кончалось это стихотворение эпохи НТР так:
      Мирные машины
      работают дружно.
      С этими машинами
      подружиться нужно.
    Кроме дружбы с машинами, букварь нацеливал юных читателей и на космос:
      Взлетел в ракете русский парень,
      Всю землю видел с высоты.
      Был первым в космосе Гагарин…
      Каким по счету будешь ты?
    Тут же текст об атомном ледоколе "Ленин": "Атом может быть грозным. Атом может быть добрым и мирным. Наша страна, наша партия борются за то, чтобы атом был другом людей." И. конечно, портрет самого "дедушки".  Был и материал о Хрущёве - только его и убрали в следующем году. Брежнев же появился в букваре ещё очень нескоро.
    А вот учебник 2-ого класса по русскому языку:
      В сказочной ракете-семилетке
      В будущее мчится человек.
      Вот бы удивились наши предки,
      Хоть на миг попав в двадцатый век!
    В том же учебнике были и стихи, написанные школьницей:
      Мы железо найдем в Антарктиде,
      Мы отыщем страну Атлантиду,
      К ясным звёздам помчимся в ракетах,
      Мы прорвёмся к далёким планетам.
      Мы зажжём новый свет над Землёю,
      И могучей, всесильной рукою
      Мы проложим пути сквозь столетья.
      Пусть гордятся потом наши дети!
              Подпись: Ученица Оля П.
    Мечты детей, которым рассказывали прекрасные сказки об их будущем, в котором "и на Марсе будут яблони цвести"...
    Ещё один учебник - по истории средних веков - одно из первых изданий учебника Агибаловой и Донского, выдержавшего переиздание на протяжении почти тридцати лет. Бросается в глаза оформление обложки: на французском гербовом щите в одном из полей изображены восставшие крестьяне, в другом - горящий замок. Крестьяне - ясное дело, на белом форе, замок - на чёрном. Сразу ясно, чтО вменялось подчёркивать в истории.
    А в выпускном классе впервые сдавали экзамен по обществоведению по новому учебнику, во введении к которому говорилось: "Сознательное отношение к жизни требует от каждого человека ясного понимания, в чём состоит смысл современной жизни, в каком направлении движется история".
    Перечислив научно-технические достижения ХХ века, авторы утверждали: "Но при всём значении великих научных открытий не они определяют главное направление в развитии общества... Главная характеристика ХХ столетия - это глубочайшие революционные преобразования, открывающие путь к коммунизму". И, конечно, наверху эпиграф:"Партия ставит задачей воспитание всего населения в духе научного коммунизма..."(Из Программы КПСС). В "Главе заключительной" делалась попытка уточнить стратегию генерального "пути": "А когда социализм и коммунизм одержат окончательную победу на всей планете, сбудутся самые прекрасные мечты и чаяния народов... Поэты изображали счастье синей птицей...Теперь мы крепко его держим. Оно в нашем труде, в благородстве нашей цели, в стремлении бороться за её конечное достижение. А там откроются новые рубежи, новые дали..." К слову сказать, в перелатанном виде этот учебник сохранился до начала перестройки.
    Конечно, не только такое могли прочитать юные люди в 1964 году. Одно за другим выходили произведения детских писателей, ставшие настольным чтением вплоть до наших дней.  Правда, социальный утопизм и упрощённые представления сказывались и в художественной литературе. Космическая эйфория отразилась в новой сказке Н.Носова "Незнайка на Луне". Полюбившиеся детям коротышки летят на Луну, где встречают скрытую поверхностью жизнь на внутреннем ядре спутника Земли и сталкиваются в тамошнем обществе лунных коротышек с "диким" капитализмом. Капиталисты без конца едят, пьют и катаются на аттракционах, а бедняки прозябают в трущобах. Всё определяет наличие денег. Впрочем, как современному читателю понравится, например, такой финал акционерного общества по гипотетической продаже семян гигантских для Луны земных растений, в которое втягивают Незнайку местные жулики:
    " Коротышки поднимали акции кверху, размахивали ими в воздухе и кричали:
    - Пустите нас! Пусть нам вернут наши деньги! Нас обманули! Оказывается, никаких гигантских растений нет!
   ...Козлик вошёл в контору и заглянул в комнату, где стоял несгораемый шкаф... Козлик заглянул в него, и увидел, что внутри было пусто.
    - Незнайка! - закричал он испуганно. - Деньги исчезли! ..Оказывается, Мига и Жулио уже сбежали и, конечно, денежки прихватили с собой.
    ...Толпа акционеров прорвалась в здание и бежала по коридору... Козлик недолго думая подбежал к окну и распахнул его. Глянув вниз и убедившись, что прыгать с высоты третьего этажа небезопасно, он достал из несгораемого сундука обрывки верёвок, которыми были перевязаны пачки с акциями, и начал связывать их между собой..."
    Интересно, сколько будущих клиентов МММ, "Хопра"и прочих "пирамид" прочитали это в детстве? Наверное, мало... У лунных жителей, конечно, всё закончилось хорошо: Знайка с друзьями привезли семена, чудеса агротехники преобразовали жизнь местных трудящихся, а с помощью искусственно создаваемой невесомости уняли всех толстосумов, которым пришлось теперь тоже трудиться...
    На страницах журнала "Наука и жизнь"печаталась из номера в номер ещё одна третья часть сказочной серии - "Семь подземных королей" А.Волкова. Здесь также знаменитая Элли и её друг Фред с помощью своих друзей перевоспитывали уже не подлунных, а подземных жителей, каждый из семи королей которых нашёл полезное занятие. А всё началось с весьма актуальных рассужденийц Хранителя времни Ружеро:
    "У каждого из семи королей имеется свой штат министров, советников и придворных... Они помогают своему повелителю править государством только в течение одного месяца из семи, а остальные шесть месяцев ведут праздный образ жизни. А почему бы не существовать одному штату?.. Я подсчитал, что не менее шестисот бездельников могли бы заняться полезным трудом. А когда все эти дармоеды слезут с народной шеи, нам вполне хватит наших ресурсов".
    Особенно привлекательным в сказочных книгах Волкова для наших детей был мир волшебниц, гномов, приобретаемых героями способностей делать чудеса. Это заменяло у нас неоромантические книги Толкиена, Ле Гуин, уже  тогда ставшие очень попудярным на Западе и как бы вернувшие в сознание западно- и североевропейцев их нацциональную мифологию, ставшую не менее популярной, чем античная.
    У каждого поколения юных россиян в ХХ веке были любимые герои-сверстники. В начале века это были Рыжик и Сибирочка, в тридцатые годы - Алька, Серёжа-барабанщик, Тимур, в сороковые - Васёк Трубачёв, в пятидесятые - Мишка с Колькой. Самым известным мальчиком шестидесятых в литературе стал, конечно, Денис Кораблёв из рассказов Э.Драгунского. Новые рассказы продолжали печататься и в 1964 году.* Секрет популярности Дениски - в его узнаваемости, это портрет поколения, любившего цирк и хоккей, велосипед "Орлёнок" и конфеты "Мишки", уже не представлявшего собой законченные дворовые "команды", ещё не вполне загипнотизированного телевидением, считавшего высшим счастьем знакомство с известным артистом или - вдруг! - с космонавтом.
    Однако хорошая детская книга была в те годы не слишком доступной. Гораздо проще было услышать рассказы Драгунского или Р.Погодина по радио, купить пластинку с инсцкнировкой приключений Незнайки или пойти в театр на кукольный или игровой спектакль по книгам Волкова. Только через десять лет начался "макулатурный" бум, не только заставивший полки красивыми корешками, но и способствовавший к началу перестройки возрождению интереса детей к чтению.
   
*1964 год - сборник «Девочка на шаре», новые рассказы - "Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах", "Хитрый способ", "На Садовой большое движение","Сверху вниз, наискосок! , "Поют колёса — тра-та-та " , "Куриный бульон","Заколдованная буква ", "Шляпа гроссмейстера", "Гусиное горло".
   


Рецензии