Многомерные и картонные персонажи

Авторы часто допускают ошибку, именуемую "плоский" или "картонный" персонаж. Стремясь сделать своего героя "выпуклым", "многомерным", они наделяют его многими привлекательными, по их мнению, чертами: репродуктивный возраст, рельефная мускулатура, волевой подбородок, стальной взгляд, сексуален, шикарный автомобиль, элегантная одежда, образование, доходная должность, необычайное упорство, искрометный юмор и тому подобное.

Я ранее говорил о двух обязательных умениях писателя:
- вызывать эмоции у читателя;
- писать красиво.
Обладая вторым из вышеуказанных умений, "писать красиво", такой автор может создать привлекательное статичное изображение героя, но герой остался "плоским", мы полюбовались им и отвернулись, не цепляет. Почему?

Вы ежедневно видите много разных людей, даже отмечаете некоторые их внешние качества, проходите мимо и, предаёте забвению. Но вот Вы увидели, как один догоняет другого и бьёт по голове, другой начинает сопротивляться, Сразу двое проявляют свои внутренние качества, скрытые в обычной обстановке. Вы остановились, у Вас возникли вопросы, проявился интерес. Возможно, Вы станете переживать, вступитесь за одного из них, и окружающие скажут о Вас восторженно: "Не перевелись ещё достойные люди на земле!" У окружающих тоже возник интерес, не только к тем двоим. Вы тоже приоткрыли им свои внутренние качества, частицу своего характера. Теперь ни они, ни Вы не предадите этот случай забвению.

Дело в том, что человек является не тем, что проявляет внешне в обычном состоянии, а тем, что скрыто внутри него и проявляется в иных, экстремальных ситуациях. Внешние признаки являются оболочкой, маской, если хотите, скрывающей сущность человека. Мы видим маски постоянно, на каждом шагу, они нам "приелись", не показывают человеческой сути, поэтому не интересны и мы проходим мимо.

Внешне, мы представляем для окружающих не то, что мы есть на самом деле. Мы все носим маски, "рисуемся" перед другими, говорим, приукрашивая свою сущность, и в этом нет ничего дурного. Представьте, что маски сорваны, все видят друг друга насквозь, внутри у Вас нет никакого личного пространства, скрытого от чужих "алчных" взоров. Я уверен, такая жизнь Вас не устроит.

Зато, до сущности других людей нам очень хотелось бы добраться. Именно внутренняя сущность, скрываемая за внешними атрибутами, интересна нам в человеке. Мы хотим знать каков он на самом деле, внутри: мудрый или глупый, добрый или злой, бескорыстный или жадный, смелый или трус, заслуживает доверия или лжец, порядочный или подлец, и решаем, иметь с ним дело или держаться от него подальше. И определяем всё это не по внешним признакам и не по словам, а по решениям и действиям человека, совершаемых в неординарных ситуациях.

Есть такое выражение: "Человек поступка", это о человеке, который выражает свою сущность не словами, а поступками, неординарными, поражающими воображение. Он, рискуя жизнью, бросится в ледяную воду чтобы спасти утопающего, или скажет своё слово тогда, когда другие предпочтут трусливо промолчать. Именно по таким поступкам, воздействующим на наши чувства, вызывающим у нас эмоции, мы определяем сущность человека. Потому, что собственным чувствам мы доверяем. Себе доверяем, а не чьим-то словам.
А как иначе? Человек существо стадное и хочет иметь достойное окружение. Мы хотим видеть рядом того, кто не подведёт. Поэтому мы и стараемся добраться, иногда не осознанно, инстинктивно, до внутренней сущности окружающих.

То же самое происходит и во взаимоотношениях между читателем и литературным героем. Читатель хочет добраться до сокровенной сущности героя и понять его. И только поняв эту внутреннюю сущность, прочувствовав её, начинает сопереживать. Сопереживание это важнейший момент, без которого автору не вызвать отклика в душе читателя, не вызвать эмоций, порождающих бурю чувств.

Автор должен вызвать в читателе не просто симпатию к персонажу, а именно сопереживание. Сопереживание можно вызвать даже к несимпатичному, отрицательному персонажу. А как это делается, я более детально изложил в своей книжке "Азы писательского ремесла".

Продолжение:
http://www.proza.ru/2019/07/16/580


Рецензии
Интересно утверждение: "Внешне, МЫ представляем для окружающих не то, что МЫ есть на самом деле. МЫ ВСЕ все носим маски, "рисуемся" перед другими, говорим, приукрашивая свою сущность..."
"Мы все" - это кто? Автор называет "мы"лично себя, как император Николай второй ? странно. А может быть он имеет в виду себя и читателей? Но я например никогда не носил маски. Может быть мои друзья, знакомые, родственники близкие и дальние? То же как-то не замечал...
Может быть автор проводил исследования, которые ему позволяют так лихо рассуждать от имени всех? Так отчего не поделился? Какая была выборка, сколько человек он опросил, чтобы сделать такой потрясающий вывод?
Или вот ещё перл: " Автор должен вызвать в читателе не симпатию к персонажу..."
Может быть автор лауреат нобелевской премии в литературе? Или профессор в престижном на весь мир известном литературном ВУЗе? И это дает ему право указывать всем нам неучам, как мы все должны писать? Отчего же не назвать себя? Что-то я не нашел на странице автора краткого резюме, подтверждающее его великие достижения в литературном творчестве. Звания, награды, премии ...?
Но иначе возникает вопрос, отчего это никому неизвестный господин так лихо тут учит народ, как нужно жить? При этом даже не пытаясь намекнуть откуда у него такие твёрдые убеждения в своей правоте! Какие-то попытки доказать свою уверенность в сказанном? Это тоже императорские замашки? Может быть он добился в жизни других небывалых высот, а указанная на странице фамилия лишь псевдоним из скромности? А на самом деле он министр, депутат, или на худой уж конец писатель с всемирно известным именем? Так отчего же не подать пример- скинуть маску? Страна должна знать своих величайших мыслителей!

Николай Иванов 18   06.07.2019 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо Николай, за отзыв. Мне жаль, что он обо мне, а не по существу, но все равно спасибо!

Мы все, это и Вы в том числе. Если Вы не марсианин, то Ваше внешнее проявление (образно маска), не есть Ваша внутренняя сущность. Надеюсь, Вы понимаете - маска, более широкое понятие, чем атрибут бала-маскарада.

Я никому не навязываю своё мнение, просто делюсь, как делаю и что знаю я. Кому нравится тот пользуется, кому не нравится - гуляет мимо.
Кто не согласен, предлагает свои аргументы по поводу излагаемых мной вопросов, а не по поводу моей личности.

Переход на личность оппонента происходит при отсутствии аргументов по обсуждаемому тезису и является одной из глупейших логических ошибок. В теории аргументации такая ошибка называется "довод к оппоненту". Реально это выглядит примерно так:

- Я с Вами не согласен в том-то и потому, что...
- А ты чиферист! И сестра твоя...

Творческих Вам успехов, если творите.

Валерий Волченко   07.07.2019 05:58   Заявить о нарушении
Вы видимо не поняли, а скорее всего не захотели понять суть моих слов. Они к вам лично , как к личности совершенно не относятся. Повторюсь. Речь идёт только о способе, манере изложения ваших рассуждений, как автора..
И это обсуждать по-другому просто невозможно. То есть вы не предлагаете читателям свои идеи, вы не пытаетесь их обосновать, убедить в их правдивости с помощью хоть каких-то доводов, видимо полагая, что все читатели настолько глупы, что этого и делать то нет смысла (повторяю, я излагаю лишь свои ЛИЧНЫЕ впечатления от прочитанного, как читатель). Нет, вы просто произносите свои утверждения их имени всех, даже не интересуясь их мнением и не пытаясь привлечь на свою сторону именно по отношению к рассматриваемой теме,хотя права на это, насколько я понял, вам вряд ли кто-то давал. О чем я попытался вам объяснить. . То есть поступаете как бог, или великий вождь. Мол, "Я так сказал!!! Значит, это истина"! Кроме того, еще в завершении и прямые указания даете, что нам, бедным недоумкам-читателям нужно делать. Ну, точь, как в старые, добрые советские времена на пленуме ЦК. Это мало того, что звучит нелепо, вызывает улыбку, так и ещё и характеризует автора. Говорит о его крайней самоуверенности, полном пренебрежении мнением читателя и о неуважении к нему. А как вы хотели? Автор ведь обращается к читателю напрямую? Не замечать этого?
А кто на самом деле автор, его характеристики, достоинства или недостатки, зачем он так неуважительно относиться к читателям, этого я ни в коей мере не касался. Хотя , судя по своему жизненному опыту, так может вести себя бывший "крупный" начальник, в силу коренившейся привычки. Но я об это тоже умолчал. Вот и все. К вам лично я не обращался, если вы обратили внимание, делая это специально и предвидя реакцию, ведь проще всего воспринять чье-то нелестное для себя почему-то мнение, как это сделали вы, как личное оскорбление, вместо того, чтобы ответить по существу. Я в отношении вас, как к личности, не употребил ни одного обидного, или задевающего вас, как личность слова. Поэтому ваш ответ считаю неубедительным.

Николай Иванов 18   07.07.2019 09:57   Заявить о нарушении
Лично Вам, Николай, объясняю: речь у меня о литературных персонажах. Есть что сказать по существу, говорите. "Воду в ступе толочь" не следует, лишнее это. Я повторюсь, на всякий случай, кто не приемлет - вправе гулять мимо, зачем отнимать время понапрасну.

Валерий Волченко   07.07.2019 10:24   Заявить о нарушении
Как в свое время сказал персонаж к/ф Москва слезам не верит- Переведи (те)!

Николай Иванов 18   23.08.2019 23:29   Заявить о нарушении
Перевод в статье "Постскриптум к Многомерным и картонным персонажам", здесь:
http://www.proza.ru/2019/07/16/580

Валерий Волченко   01.09.2019 10:42   Заявить о нарушении