Глава 7. Семейная драма

Бондарик и Зося уехали, а дед Матвей вдруг припомнил, как некогда тот же Бондарик слишком уж часто приходил в их дом к его единственной дочери Павлине.
Павлина тогда была совсем молоденькой семнадцатилетней девушкой. У молодого человека, разумеется, были серьезные намерения, но все же отец не разрешил тогда Павлине выходить замуж так рано. Пусть девушка окрепнет, возмужает. И покладистый Бондарик согласился, по взаимному уговору, ждать желанную невесту еще целых два года. Но случилось иное. Как-то раз барин Раевский увидел Павлину и попросил деда отпустить ее в горничные к своей жене. Жена Раевского оказалась болезненной женщиной, и врачи навсегда запретили ей иметь детей.
Павлина прослужила у Раевских почти год, когда однажды весной дед Вишневский пришел и твердо заявил, что забирает дочь домой. “Жених не хочет ждать два года, и я готовлю им свадьбу”. Раевский взмолился и стал просить Вишневского отстрочить венчание хотя бы на полгода, так как врачи посылают его жену немедленно лечиться в Италии или в Швейцарии. Без горничной она поехать не может, а другую горничную наспех не найти. И Вишневский согласился подождать со свадьбой дочери.
Но какой же был удар для отца Павлины и ее жениха, когда Павлина по возвращении из Италии вдруг отказалась от свадьбы. А вскоре выяснилось, что она беременна. Отец рвал на себе волосы, а жених ходил, как в воду опущенный. Когда Вишневский спросил, зачем же Раевский сотворил эту подлость, тот ответил, что все случилось по доброй воле Павлины. Он желал иметь наследника, а его жена к этому неспособна.
– Но, как же тогда быть Павлине?
– Мы скажем, что Павлина там, за границей, вышла замуж, но муж оказался непостоянным и бросил ее.
– И что же дальше?
– А дальше ничего страшного. В своем завещании я отпишу половину имения ее ребенку, а после моей смерти оно полностью перейдет к ней.
– А на чьей же фамилии будет ребенок?
– Пока он будет на фамилии Вишневских.
– Ах, Раевский, какой же ты негодяй! Зачем ты сделал такую подлость и испортил девушке всю жизнь? Я так оберегал ее, нашел достойного жениха, сам во второй раз не женился, чтобы никакая мачеха не обижала мою дочь, а ты! – и бедный отец заплакал.
– Слушай, Вишневский, не плачь. Я и сам теперь жалею, но уже поздно. Знаешь, я поддался уговорам жены. Это я правду тебе говорю. Она принудила меня дать слово, что после ее смерти я ни на ком не женюсь, разве только на Павлине. И даже сумела Павлину уговорить, чтобы та подарила ей своего ребенка, если только ребенок будет от меня. Когда сказал, что это невозможно, она заявила, что очень даже возможно. И чтобы я непременно дал Павлине богатое приданое, а за такое богатство Павлина найдет себе любого жениха. Но будет лучше, если я сам на ней женюсь.
– А откуда такая уверенность, что жена обязательно умрет? Разве врачи боги, чтобы точно определить?
– У жены такая болезнь, что она в точности должна умереть.
– И что же это за болезнь? Говори уж до конца.
– Не знаю, как она называется, но врачи сказали, какое-то неизлечимое воспаление в желудке.

Вспомнив тот непростой разговор с Раевским, дед Матвей тяжело вздохнул и пошел в дом. Лежа в постели, он думал свои думы: “Да, и Бондарик простил моей Павлине ее проступок, любит ее до сих пор и готов хоть сейчас на ней жениться. И почему Павлина не хочет, сам не знаю. Неужели она до сих пор не может забыть Раевского? Значит, она действительно его любила. Эх! Что было, то было, спи, дед Матвей, а то ночь разберут без тебя. Да, хорошо говорить спи, когда не спится. Ну, и что же получилось? Моя дочь родила Зосю, а спустя три месяца Лиза Раевская родила Янину. Кто же отец Янины, если Раевский был с женщинами только две недельки? Павлина говорила, что после отъезда Раевского в свое поместье, Елизавета ежедневно ездила на прогулки с каким-то итальянским вельможей, дома ее почти никогда не было, только ночевала, и то, не всегда. И зачем Лиза так поступила? Была ли это любовь, или всё-таки месть мужу и Павлине? Но, она же сама этого хотела. Ох, эти женщины, такие твари, что их и сам леший не поймет. Вот хотя бы посмотреть на Янину, почему, к примеру, она сегодня кидалась то в зло, то в добро. Непонятная, как и ее родная мать. Другое дело Зося, прямая, открытая. Алик ей как раз под пару, пусть бы на ней женился. Надо ее постеречь, чтобы не получилось, как с матерью. Да, но кто их устережет, когда за ними, за этими женщинами, так и ходит по пятам этот с хвостом, о ком не говорится вслух. Вот, например, Зося, характером и лицом вся в Раевского. Но, однако просидела сегодня где-то с сержантом, а окажись он прохвостом, и все бы могло случиться. Эх, бабы-бабы, нет на вас управы. А Раевский был, в сущности, хорошим человеком. Да, интересно все-таки, решится моя Павлина выйти замуж за Бондарика или нет? Он, дурак, еще ее ждет, все простил. Или же Янина, ведь узнает она когда-нибудь о проступках своих родителей. Как она к этому отнесется? Думаю, ей будет очень тяжело. Она ведь самолюбива, да еще с большим гонором. Не то что Зося, мирная тихая овечка. Ну, дед, кажется всех перебрал, слышу уже петухи на утро поют. Спи, дед, спокойной тебе ночи. А-а-а, еще забыл об Агате. Ну, что ж, первых двух женихов она отправила восвояси, а больше у нее их уже не было, так и осталась в девках. Ну, а старый лакей Юзеф служил еще у старого Раевского. После смерти старика остался дослуживать и доживать свой век у молодого Кароля Раевского. Вот теперь конец моим рассуждениям. Постой, Матвей, еще минутку. Вспомни, как звали итальянского вельможу. Тебе же Павлина под большим секретом сказала. Ага, вспомнил, имя Мартинэ, фамилия Зильгари. Да, точно так, Мартинэ Зильгари. Он-то и есть настоящий отец Янины. Интересно, знает он что-нибудь о своей дочери или нет? Надо спросить Павлину, она-то больше меня знает”, – зевнул дед и уснул.

В доме Раевских никто не спал, все сидели в столовой и каждый высказывал свои мысли и предположения. Рассыльные все уже вернулись. Один из них сказал, что кто-то из людей видел Зосю у моста с молодым солдатом, а куда они подевались потом, никто не знает. Все в доме тут же заключили, что Зося сбежала с сержантом. Правда, еще ждали Бондарика.
Но вот двери открылись, и вошли Бондарик с Зосей. На нее накинулись с упреками и вопросами, где была и почему так поступила.
– Мы думали, ты сбежала с этим солдафоном. Ведь тебя люди видели с ним, не будешь же ты отпираться, – злобно затрещала пани Агата.
– Почему солдафон? – возмутилась Зося, – То был сержантом паном Алексой Бродницким. Все его уважали, а теперь вдруг солдафон. А что этот солдафон чуть не поплатился жизнью, укрощая Буяна, так об этом никто не подумал. Ну, что же, мне нечего отпираться. Да, я видела Алика у моста. Он мыл свою лошадь, мы немного поговорили, и он поехал своей дорогой, а я поехала к дедушке.
– Но дедушки не было дома, и ты это знала, – сказала пани Агата.
– Конечно, знала, – ответила Зося.
– Так с чего же ты вдруг поехала догонять сержанта? – с ехидцей спросила Янина.
– А если бы и догонять, твоё какое дело? – отрезала Зося.
– Вот как. Ты посмотри, тетя, кем она себя вообразила. Скоро она будет тебе и мне диктовать, а не мы ей, – заносчиво сказала Янина.
– Успокойся, панна Янина, диктовать я тебе не собираюсь. Я сейчас же могу с мамой пойти к дедушке, мы не бездомные. Мы, панна Янина, живем здесь по просьбе вашего отца. Я хорошо помню. Но его уже давно нет, и мы можем уйти и не слушать, кто здесь хозяйка. Я и сама знаю, кто. Давай, мама собирайся, а я пойду телегу запрягу, я это умею. Хватит тебе уже батрачить, пусть другие займут твой пост, – высказавшись, выбежала Зося.

Пани Агата и Янина обозлились еще пуще.
– Как она смеет нам так говорить? Она, что, не знает кто она такая? Или ты ей не сказала? Она думает, что молочные сестры, это уже родня? – вспылила пани Агата.
Тут-то Павлина и возмутилась не на шутку Выпрямившись во весь рост и подбоченясь, глядя в упор то на Агату, то на Янину, вдруг сказала:
– А вы-то сами знаете, кто такая Зофия и кто Янина?
– Ну, и кто же? – спросила Агата.
– Вам и в голову не придет, кто они такие.
– Так, кто же они, говори! – потребовала пани Агата.
Но Бондарик, который стоял и не вмешивался в бабий спор, положил этому конец.
– Павлина, не надо спорить и доказывать, кто какой. Выйди на воздух и успокойся. О. Господи! Или покупатели принесли сегодня такой нечистый дух, что все если не бегают, то так спорят, чего раньше у нас никогда не было. Пошли, Павлина, а то, я вижу, ты скоро разрыдаешься, – и, взяв ее за руку, вывел во двор потому, что она действительно тут же разрыдалась.
– Павлина, успокойся. И в самом деле, тебе Зося правильно сказала, до каких пор ты будешь батрачить. Пошла бы ко мне жить, уже была бы полной хозяйкой. Пора уже и меня пожалеть. Сколько я буду тебя ждать, до могилы? Меня не устраивает, если мы вместе в гроб ляжем. Смотри, я уже седею.
– А разве ты меня по-настоящему простил? Не будешь упрекать? – сквозь слезы спросила Павлина.
– Павлина-Павлина, и ты еще сомневаешься? За столько лет терпеливого ожидания?
Бондарик обнял Павлину и поцеловал. Это был их первый поцелуй.
Возле конюшни послышалось фырканье лошади. Павлина и Петро опомнились и побежали туда. Зося уже запрягала лошадей в телегу.
– Зося, что ты делаешь, разве завтра дня не будет? Хочешь дедушку перепугать? – с упреком спросил Бондарик.
– А где же я буду ночевать, если не у деда? Туда, в барский дом, я больше не пойду,– ответила Зося.
– Туда, если не хочешь идти, не надо, – ответил Бондарик.
– А где же мне быть? Туда не надо, к деду нельзя.
– Будешь вместе с мамой у меня ночевать.
– У вас? А это с какой радости?
– А с такой, что я на твоей маме женюсь.
– Это правда, или опять какие-то шутки?
– По-моему, сегодня никаких шуток не было, скорее плачь. Но, плакать тоже ни к чему. Ну, пошли девочки.

Квартира Бондарика состояла из большого коридора, кладовки и двух комнат. Первая его комната была приемной и рабочей. Слева стояла длинная скамейка для посетителей, дальше под стеной стоял шкаф, где хранились бумаги. Напротив дверей, в конце комнаты, стоял письменный стол, пара стульев, а по правую сторону – большой диван, обтянутый кожей. Вторая комната была спальней Бондарика, но в ней, кроме кровати, был буфетный шкаф, еще один диван, гардеробный шкаф, прикроватная тумбочка, а посредине комнаты – круглый стол со стульями вокруг него.
– Вот вам, мои дорогие гости, кровать и диван, в шкафу чистое постельное белье, а я пойду и приготовлю что-нибудь поесть.
– Где же ты будешь готовить? У тебя кухни нет, – сказала Павлина.
– Есть у меня и кухня, и кладовка, и все, что надо. Хозяйки нет. И дом с обстановкой в селе есть, а хозяйка где-то кому-то служит, а мне не хочет. Вот я вам все сказал и иду готовить ужин.
Бондврик ушел, а женщины занялись постелью.
– Мама, а где же он будет спать, если мы займем кровать и диван?
– Мы обе ляжем на диван. Видишь, какой он широкий, а он пусть спит на кровати.
– Мама, я сама приготовлю постели, а ты иди к нему и помоги готовить ужин. Он из-за меня сегодня не обедал и не ужинал, голодный, как волк. Посмотри, чтобы он наелся. А я не голодная.
Зося приготовила постели и, не дожидаясь ужина, легла на диван и уснула.
– Ты почему сюда пришла? Видишь, какой здесь беспорядок. Посуда не мыта, пол не подметен, – засуетился Бондарик.
– Петро, это все не важно. Где твой огонь, на чем готовишь, и что хочешь приготовить? – спросила Павлина.
– Огонь это спиртовая машинка, а готовить я могу только яичницу, картошку и чай.
– Давай все это сюда и воды.
За пятнадцать минут все было готово: жареная картошка, яичница и чай. Все это аккуратно было подано на стол. Бондарик достал из буфета бутылку малиновой наливки. Павлина все подкладывала Петру в тарелку. Петро, действительно, ел как волк, любуясь приготовленным. Утолив первый голод, он обратил внимание, что Павлина ничего не ест.
– Павлина, почему же ты ничего не ешь, только в меня пихаешь, как в бочку.
– Я сегодня немного поела. Ты вот скажи, где Зося была? И правда, что она с сержантом была у моста или еще где-то?
– Конечно, она с ним там была. Но ты никому не говори и ей не препятствуй. Она девушка самостоятельная, и парень тоже неплохой. Хватит, что наша жизнь искалечена, так хоть ей не калечь. Павлина, скажи правду, чья она дочь, какого-то итальянца-забулдыги, или-или?
– А разве и так не видно? Она же его копия.
– Но, как это получилось? Я его считал честным человеком.
– Виноват не он, а его жена Елизавета и, конечно, я.
– Как же так может быть?
– Нас обоих Лиза уговорила. Ей нужен был ребенок, а другой женщины она не хотела. Я была польщена и вдобавок крепко глупа. А тебя избегала, боялась упреков. Вот и все.
– Хорошо, я тебе верю. Но тогда зачем она родила, если к этому вас обоих принудила? Зачем Раевский согласился?
– Раевский не соглашался, и Янина не его дочь.
– Господи, помилуй меня грешного, – перекрестился Бондарик, – И чья же она?
– Отец Янины итальянский вельможа.
– И Раевский это позволил?
– Она все время с ним гуляла. Я тогда Лизу спросила, зачем она меня принудила, если сама теперь хочет рожать? Она сперва сказала, что не мое это дело, а потом подумала и ответила: “Павлина, не беспокойся, твоему и моему ребенку я сделаю завещание, разделю все поровну. И знаешь, Павлина, я скоро умру, но впервые по-настоящему полюбила и хочу эти несколько месяцев пожить вволю”.
– Вот негодяйка, искалечила судьбу девушке, мужу принесла такое горе и сама исчезла.
– Петро, не надо о покойнице так говорить, ее душа уже стоит у ворот судилища. Совсем недолго, и я с ней рядом встану.
– Прости, Павлина. Хороший я тебе прием устроил. Больше этой темы касаться не будем.

Вечером, когда Павлина ушла из барского дома, две женщины, молодая и старая, сидели ошеломленные поведением своей ключницы и ее дочери. Первой отозвалась пани Агата, обращаясь к старому лакею, который сидел у двери, сутулясь от старости.
– Ты посмотри, Юзеф, как наша Павлина с дочкой о себе вообразили, и еще какие-то намеки бросают на Янину, что ты, дескать, не знаешь, кто она такая. Ну, что бы ты на моем месте ей сказал?
– Наверно, она что-то знает, если так говорит. Павлина даром говорить не будет.
– Ты смешной, Юзеф. Что можно сказать про Янину, что она подкидыш? Или ты ее матери и отца не знаешь? Или, может быть, с Бондариком или с каким-то конюхом нагуляла, да?
– Я, пани, ничего не знаю. Павлина сказала, ее и спрашивайте. А за покойной Раевской я не ходил и не следил, что она делала.
– Ну, так и не говори, что Павлина что-то знает.
– Не знаю, пани, не знаю. Спокойной ночи, иду спать.
Старик, конечно же, знал больше, чем пани Агата, но вмешиваться в чужие дела не хотел.
– Слушай, тетя, на что это Павлина намекает? – спросила Янина.
– Не знаю. По-моему, рассердилась за дочку, что ты ее поругала, – с достоинством ответила пани Агата.
– Между прочим, тетя, я нетактично поступила с Зосей. Знаешь, тетя, я сегодня злая, как никогда, и Зосю незаслуженно два раза упрекнула, что она здесь не хозяйка. Я сама не знаю, чем, но меня этот сержант просто раздражал. Знаешь, еле сдержалась, мне хотелось его выгнать.
– Ну, это уже напрасно. Он славный парень. Веселый, отважный. Смотри, как Буяна приструнил.
– А ну его, этого сержанта, идем спать. Интересно, где наши обиженные дамы будут ночевать? Наверно, у деда?

Утром, когда пани Агата еще спала, ее разбудил стук в дверь.
– Кто там? Это ты, Павлина? Заходи, – отозвалась пани Агата.
Вошла озабоченная женщина в аккуратно повязанной косынке и чистом переднике.
– Нет, это не Павлина. Я пришла спросить, кто мне даст продукты на завтрак и на обед. И вообще, что варить? Вы мне вчера не сказали, и Павлины нигде нет, – сказала повар.
– И я тебе тоже ничего не дам, ключи-то у нее.
– Нет, ключи почему-то оказались у меня на столе. Кто и когда положил, не знаю.
– Ну, что же, пойдем вместе, там и посоветуемся, что готовить.

Янина слонялась из угла в угол. Ей стало нестерпимо стыдно за свой вчерашний поступок. Она сама себя спрашивала, почему так поступила, отчего обозлилась на этого молоденького солдатика? “Что, Яня, неужели приревновала его к Зосе? Неужели, потому что Зося понравилась ему с первого взгляда? Но ты тоже понравилась, и не одному, а сразу двум офицерам. И никто на тебя не злился, а наоборот, только способствовали твоему счастью”.
Так слоняясь, Янина пошла в гостиную, открыла крышку рояля и хотела поиграть, но лишь провела пальцами по клавишам, и звук струн забренчал как-то нескладно и жалобно. Янина опустила крышку на место и невольно посмотрела на картину с пастухом, которая висела над роялем, и вздрогнула. Ей показалось, что пастух следит за ней глазами. Ей стало жутко, и она ушла. “Нет, я так больше не могу, пойду найду Зосю и извинюсь. Ушла Зося, Павлина, и в доме стало пусто, как после похорон”, – размышляла Янина.

В коридор кто-то вошел. Янина взглянула и обрадовалась. Это были Павлина и Зося. Янина обняла Зосю и попросила прощения.
– Зося, прости меня, этого больше не повторится. И больше не уходи никуда.
– А мы пришли за вещами. Отдай их мне, если они мои, а если нет, то я и так уйду.
– Зося, зачем ты так говоришь? Бери, что хочешь, только не уходи. Я с ума сойду, если ты уйдешь.
– Зачем тебе с ума сходить? Вот скоро приедет твой любимый Густав, и тебе будет весело.
– Ты думаешь, что я его так уж люблю?
– Так зачем же он тебе?
– Знаешь, зачем? Хочу быть женой военного.
– Как хочешь, я советовать не буду.

Все кончилось тем, что Зося смягчила свое сердце и осталась. В это же время Павлина и пани Агата вели более серьезный разговор.
– Что ты говоришь, Павлина? О каком уходе?
– Разве вам не понятно? Я вам ясно сказала, что ухожу от вас. Янину я выкормила, вынянчила, она уже взрослая, и моего ухода ей уже не надо, а ключницу вы найдете другую.
– Но, разве тебе у нас плохо?
– Надоело мне, пани, служить прислугой, хочу стать самостоятельной хозяйкой. Я еще побуду, пока вы не найдете на мое место другую женщину. Буду приходить утром, а в пять часов вечера уходить домой.
– Но, разве ты сможешь каждое утро так далеко ходить, чтобы не опоздать? Ты хочешь уйти к отцу?
– Нет, я буду жить временно тут, в вашем хозяйстве.
– Так, какая разница, если ты будешь жить в десяти шагах от нашего дома?
– Разница та, что я выхожу замуж за Бондарика и пока буду жить в его квартире.
– Вот неслыханные дела! А когда же свадьба?
– У меня не было первой свадьбы, не будет и второй. Только повенчаемся. А вот дочери своей справлю свадьбу на все село. И за нее, и за себя.


Рецензии