Театр. Жизнь в тупике. Часть 1

       Недалеко от Хадры,  в пяти минутах ходьбы по направлению к Бешагачу, до недавнего времени стоял Дом детского творчества с башней для астрономических наблюдений.

       Этот Дом, в начале шестидесятых, был построен на том месте, где было наше «родовое гнездо» и где, вплоть до сноса, жили потомки моих прадедов. Это были восемь дворов, расположенных в одном узком тупике. Тупик был настолько узок, что въехать в него не могла даже ишак-арба «шара-барашника». Ни одно окно не выходило в тупик, только небольшие, резные калитки с обязательными железными кольцами вместо ручек и, глухие, длинные, глиняные дувалы с нависающими, кое-где, козырьками крыш. Вплоть до сноса, в тупике сохранялась часть построек с плоскими, глиняными крышами, которые весной покрывались ярко зеленой травой с алыми вкраплениями цветущих маков.

       Водопровода во дворах не было и в помине. Зато через все дворы, весело журча днем и ночью, протекал небольшой, но полноводный арык. Водой из этого арыка и умывались, и поливали дворы и небольшие огороды. Для питья и приготовления пищи пользовались водой из колодцев, которые были в каждом дворе, а с начала пятидесятых носили воду из водопровода, расположенного метрах в трёхстах от тупика, на улице Профсоюзной.

       Детворы в тупике было много, только в семье Хадичи и Тошкина Муминовых их было аж десять. Они жили в небольшом дворике с громадным тутовым деревом, плодов которого хватало на всех жителей тупика. Калитки дворов в ту пору запирались только на ночь, а днем все двери были нараспашку - детвора шумной толпой носилась со двора во двор, развлекая сама себя.

        В группе младших школьников верховодил Кадыр. Это он придумал игру в театр, натянул веревку поперёк улицы в самом конце тупика, перед своей калиткой, устроил занавес из простынь и .... занялся постановкой спектакля «Мать» Горького.

       Сначала он распределил роли, определив для себя роль Матери, поскольку считал эту роль главной. На роль Павла, почему-то, никто не соглашался и только Нигмана удалось уговорить сыграть эту роль за три грецких ореха.  «Эх, продешевил!» долго ещё бормотал Нигман, покорно подставляя руки «полицейским»- двум младшим братьям Кадыра, которые категорически не соглашались ни на какую другую роль и с ожесточением крутили руки «арестованному».

       Прошло много лет, тупик снесли, уже снесли и Дом творчества и строят на этом месте Ташкент-Сити. Уже давно наши « актеры» стали бабушками и дедушками, уже и самым младшим за семьдесят и все счастливы, каждый по своему, хоть и никто из них не связал свою жизнь с театром. Только Кадыр, как взошел на сцену в далеком детстве, так и не сходил с нее всю свою жизнь, и зовут его теперь Кадыр  Тошкинович  Муминов и стал он великим хореографом и Заслуженным деятелем искусств Узбекистана.


Рецензии