Художники Парижской школы - Леопольд Готтлиб

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
В формировании Парижской школы общепризнанной остается роль художников евреев – выходцев из Центральной и Восточной Европы. В 1985 г. в Еврейском музее в Нью-Йорке состоялась выставка «Монпарнас. Еврейские художники в Париже в 1905-1945 гг.», подготовленная Р. Голан и А. Коэном. Это была одна из серии выставок, посвященных влиянию еврейских художников на мировые столицы в ХХ веке – Лондон, Париж, Нью-Йорк.

Одним из первых приехал в Париж из восточной Галиции младший брат знаменитого Маурицы Готтлиба – Леопольд Готтлиб (Leopold Gottlieb, 1879, Дрогобыч – 1934, Париж). В семье владельца нефтяной скважины в Дрогобыче четверо сыновей – Маурицы, Филипп, Марцин и Леопольд посвятили себя живописи. Леопольд учился в Краковской Академии Художеств (1896 – 1902) у Я. Мальчевского, Т. Аксентовича, потом, получив стипендию, – в Мюнхене у А. Ашбе.
С 1904 г. художник с некоторыми перерывами жил в Париже.
В 1910 г. недолгое время Л. Готтлиб заведовал кафедрой живописи в Школе искусств («Бецалель») в Иерусалиме.
Его первая индивидуальная выставка состоялась во Львове в 1912 г.
Во время Первой мировой войны он служил в польских легионах австрийской армии, создал большое количество рисунков на военную тематику. Готтлиб тесно связывал себя как с еврейской, так и с польской культурой, в окружении которой он вырос.
В 1920 г. художник принял участие в «1-й выставке еврейского искусства» во Львове, в 1921, 1922 гг. экспонировался на выставках еврейского искусства, проходивших в Варшаве.
В начале 1920-х гг. Готтлиб вернулся в Париж.
В 1934 г. прошли его персональные выставки в парижских частных галереях. Он регулярно принимал участие в Салоне Независимых, Осеннем салоне, поддерживал тесные контакты с польскими художественными организациями в Париже.

Пожалуй, самыми выразительными в его творчестве были портреты. Он всегда точно находил позу изображаемого человека, уже в ней передавая его характер и состояние. Манера художника отличалась плоскостным изображением и выразительностью контуров.
Все эти особенности видны на «Женском портрете» 1903 г. из собрания Львовской галереи искусств. Созданный еще до отъезда во Францию, портрет свидетельствует о том, что Готтлиб уезжал в Париж сложившимся мастером.
Около 1908 г. Готтлиб обратился к темам Старого и Нового Завета.
После войны он работал над многофигурными силуэтными композициями, изображающими труд женщин, сбор урожая. Его живопись стала более плотной фактурной, колорит отличался тонкими гармоничными комбинациями разбелённых красок.

Картины художника можно посмотреть на сайте
http://art.lviv-online.com/leopold-gottlieb/


Рецензии