Сумалак. Жизнь в тупике. Часть 7

       Весна. Навруз. Сумаляк. Эти три понятия стоят рядом. Мой папа говорил, что сумаляк весной очень полезен, потому, что употребив его, человек компенсирует утерянные за зиму витамины и микроэлементы, которыми очень богата эта божественная еда. Может быть это и есть манна небесная, или её вариант шоколадного цвета.

       Двор наш в тупике был самый большой и поэтому все массовые мероприятия проводились у нас. Приготовление сумаляка это не только коллективный процесс, но и долговременный, требующий непрерывного перемешивания в течении целых суток. Женщины, которые собираются для приготовления сумаляка, давным- давно превратили этот изнурительный процесс в своеобразный праздник с музыкой, песнями и танцами, длящимися целые сутки без перерывов.

       Каждый раз у нас во дворе, в специально вырытой яме, устанавливался гигантский котел, собирались соседки и родственницы и начинался праздник. Сумаляк варили каждый год, но мне особенно запомнился сумаляк 1954 года. Во всем виноваты женские разговоры, о том, что камни, которые кладут в сумаляк приносят счастье.

       Пока, хорошенько промытую речную гальку, которую собирались бросить в котел, держали в небольшом тазике, я успел пересчитать количество камушков. Затем я пересчитал количество присутствующих женщин и понял страшную правду - на всех счастья не хватит. А мне очень хотелось, чтобы одному человеку очень повезло.

       У моей бабушки был единственный брат, который женился перед самой войной. Он ушел на фронт, оставив дома беременную жену. И пропал без вести. Его жена, которую все уже считали сумасшедшей, потому, что она категорически не хотела верить в его смерть, громко и настойчиво убеждала всех, что он жив и не может вернуться домой, потому, что враги мешают. Слово «враги» она произносила многозначительным шепотом, с оглядкой по сторонам.

       Моя мама была её единственной родственницей по мужу и она часто приходила к нам, вспоминала мужа и они обе тайком плакали. Вот я и хотел, чтобы ей обязательно повезло, чтобы она стала счастлива и моя мама больше не плакала. А тут, камней на всех не хватает!

       Надо сказать, что дед мой был ювелиром и работал директором ювелирного магазина. Его магазин находился в центре рынка «Чорсу», там, где до недавнего времени, во внутреннем дворе готовили и продавали самсу, плов, нарын и хасып.

       Я, в силу своей природной любознательности, заметил куда дед спрятал коробочку с какими-то камешками.

        И вот.... я вспомнил об этих камешках и, поскольку, других камней поблизости не было, отобрал самые крупные, с горошек, красного и зеленого цвета и незаметненько  бросил их в кипящий котел, уверенный в том, что теперь то справедливость восторжествует и счастья хватит всем с лихвой.

       Всё бы прошло гладко, если бы дед не обнаружил свою коробочку с прозрачными мелкими камнями на земле, недалеко от котла. Я же отобрал только крупные цветные камни, а мелкие оставил в коробочке, которую бросил на землю за ненадобностью.

       Дед, хорошо меня знавший, сразу понял с кого надо спросить и спросил, тихо прижав меня в углу. Я во всем честно признался. Он сначала разозлился, но узнав зачем я это сделал, вдруг обнял меня, защекотав меня своей бородой. Мы с дедом договорились, что никому ничего говорить не будем и он отправил меня спать, предварительно дав мне слово, что проследит, чтобы тёте Дилбар достался камешек из сумаляка.

       Я не знаю, чем закончилась эта история, кому достались цветные камешки моего деда, знаю только, что тёте Дилбар камешек из сумаляка всё же достался.

       Принес он ей счастье или нет, судите сами. Через полгода пришло извещение, что могила маминого дяди найдена в лесах Беларусии. Тётя Дилбар, к этому времени уже умерла и на могилу отца, через много лет, ездила его повзрослевшая дочь.


Рецензии