Учительница. Жизнь в тупике. Часть 3

       Зимние каникулы кончились и шла первая учебная неделя в новом 1956 году. Софья Израилевна была учительницей начальных классов и вела 1а-класс в 120-ой школе, на Караташе.

       Было, по зимнему, холодно и войдя в класс, где носились её первоклашки, она сразу почувствовала, что отопление всё еще не наладили.

       Завидев, входящую учительницу, малыши ринулись за свои парты и громко захлопали крышками, пристраиваясь на свои места. «Здрав-ствуй-те!» - хором поприветствовали они учительницу и, повинуясь движению её руки, опустились на скамьи, громко захлопнули крышки и сложили руки перед собой на парте.

       Софья Израилевна внимательно оглядела свой класс и отметила про себя, что три места за партами пустуют. «Болеют...» - подумала она и начав отмечать отсутствующих, вдруг почувствовала тревогу, вскинула взгляд на вторую парту в третьем ряду, и заметила, что её любимого ученика тоже сегодня нет на месте.

       Она уже знала, что сегодня обязательно пойдет по домам заболевших детей и решила начать со своего любимчика. Как и всякая учительница, она получала истинное удовлетворение от общения с умными, понятливыми детьми и, невольно их выделяла, хотя прекрасно понимала, что это антипедагогично. Но, Одила, так звали её любимчика, она любила не только за его сообразительность и живость ума, но и заметила в нем явные лидерские качества, он пользовался авторитетом и уважением одноклассников и добросовестно помогал учительнице наводить и поддерживать порядок в классе, причем делал он это не потому, что «так надо», а в силу каких-то своих внутренних убеждений. «Перфекционист» - вспомнила она, однажды, термин из учебника детской психологии и часто мысленно называла так Одила.

       После уроков, отпустив детей и сунув пачку тетрадей в сумку, она вздохнула, подумав, что сегодня, как и каждый день, ей придется сидеть за полночь, проверяя домашнюю работу своих учеников и, выписав, в учебной части, адреса отсутствующих учеников, двинулась на улицу Профсоюзную, разыскивая дом номер 115, где проживал Одил.

       Проходя мимо невзрачного домика продавца семечек Махсум-ака, она заметила его приоткрытую дверь и заглянула в неё, чтобы спросить далеко ли дом номер 115. Продавец семечек сидел в чапане в своей маленькой, холодной комнате и глухо кашлял. На вопрос учительницы он молча махнул рукой в сторону узкого, безымянного тупика.

       Тупик был настолько узкий, что въехать в него не могла и маленькая арба. Зная, что в округе много таких тупичков, Софья Израилевна, вдруг догадалась, что эта особенность местной архитектуры вызвана соображениями безопасности, ведь в тупик, даже конники могут въехать только по одному.

       Задумавшись на минутку, она и не заметила, как оказалась перед старенькой резной калиткой с железным кольцом вместо ручки. Дверь была приоткрыта и учительница поняла, что стучать нет смысла. «Живут с открытой душой и открытой дверью»- мысленно улыбнулась она и вошла во двор.

       Двор был старый, но всё еще хранил следы былого благополучия - центральное строение было двухэтажным, правда, от второго этажа остался только каркас, с сохранившейся кое-где кладкой.

       Из двери на первом этаже навстречу учительнице вышла молодая и очень красивая узбечка в безрукавке, надетой поверх скромного атласного платья. Заулыбавшись, она приветливо пригласила учительницу в дом. Софья Израилевна знала, что это мама Одила, на родительские собрания в школе она всегда приходила вместе с мужем.

       Дом состоял из маленькой прихожки и единственной большой комнаты, все убранство которой состояло из стопки ватных одеял- курпачи, железной кровати и напольной печи- танча, накрытой ватным одеялом. Вокруг танчи сидели, держа ноги под одеялом трое детишек дошкольного возраста. «Тоже Ваши?»- спросила учительница с изумлением, взглянув в лицо хозяйки. Та радостно-смущенно закивала в ответ. «А где ...»- начала было спрашивать учительница и оглянувшись, вдруг заметила Одила, спавшего в единственной кровати под двумя ватными одеялами. «Температура спала, теперь спит..» - пояснила мать и пригласила гостью за танчу, «за стол».

       Чтобы не обидеть хозяйку, гостья села, пристроив ноги под одеялом и почувствовав как тепло разливается по всему телу. Хозяйка быстро накрыла на стол: сахарница с наколотым сахаром, каймак в пиалушках и лепешки, которые она быстро наломала на куски и разложила по «столу» на скатерти. И конечно, горячий чай, который был очень кстати.

        Разговорились. Хозяйка рассказала, что живет в этом доме вместе с мужем- молодым врачем, и четырьмя детьми. Есть у них и корова-кормилица, которую купили у немцев из Тоболина и которую надо кормить, поить и доить строго по расписанию- так она была приучена. Кроме того, она пьет только водопроводную воду, вода из нашего арыка и даже из колодца ей не нравится.

       «Такая вот капризная корова»- рассмеялась хозяйка, подливая чай гостье.

       За разговорами пролетело время и учительница, пожелав Одилу скорейшего выздоровления, заспешила домой, мысленно упрекнув себя в том, что не успела навестить остальных детей.


Рецензии