Путешествие Степана. Часть 6, глава 3

3.
  НЕ СТРОЙ СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ, ПРИСТРОЙ СЕМЬ ДЕТЕЙ
На другой день я пошёл в мой лес, как и раньше. Семь лет назад я запретил охоту в нём. В глубине леса, на моей поляне нашёл пень, который уже почти рассыпался от старости. Я сел на него и стал смотреть вокруг. Как же хорошо мне стало на душе! Давно я так не радовался. Восемь лет ждал этого дня. Лес разросся, появилось много новых деревьев, а тех зайцев, белок, медведей, волков и лис, которые были моими друзьями, уже не стало. Помнит ли меня кто-нибудь из моих друзей животных? Но к моему удивлению, как и раньше, из леса стали выходить и подходить ко мне животные — зайцы, лоси, кабаны, барсуки, лисы, волки. На краю поляны стояли и смотрели на меня косули. Слёзы радости едва не полились из моих глаз, но я сдержал их. Как могут дети и внуки животных, любивших меня и любимых мной, знать обо мне? Кто им рассказал про меня? Уж не Леший? Неужто они помнят то добро, которое я и мой дед делали для них? И снова синицы прилетели ко мне и кружились рядом. А вон там, на берёзе сидят снегири, а на сосне — сойка. Я, как и прежде, достал из мешка и раскидал вокруг корм для птиц и зверей, который взял с собой. До самого заката солнца я ходил по лесу, радуясь знакомым с детства ручейкам и тропинкам, пока не пошёл дождь. Я вернулся домой. И за столом, в большой семье мне было радостно. Мы снова пели любимые песни. Мне больше не надо было никуда спешить и думать о срочных делах.

Прогостив пять дней у родных, я с женой и детьми поехал в Коростелёво, к тётушке Маланье.
Тётушка Маланья совсем состарилась за эти годы, но была весела и мудра, как и прежде. Теперь Семён, её старший сын — кузнец, как и Глеб. И стал таким же умельцем во многих делах, как и Яков. Он живёт со своей женой и двумя детьми в соседнем доме. Как и Маланья, он был рад встрече с нами.

Как и дома, я захотел пойти в лес один. Оставив детей и жену у дорогих друзей, я поспешил в лес, к Красному Кабанчику. Теперь он живёт только в лесу. Искал я его недолго и нашёл в стаде диких кабанов, которые рылись в земле в поисках корешков и ели жёлуди, падающие с дуба. Я не сразу узнал Кабанчика, ведь он был уже не красный, а чёрный, с длинной косматой шерстью и большими клыками. А когда он бросился ко мне навстречу, радостно хрюкая: «Степан, я здесь!», кабаны удивлённо посмотрели на нас и снова принялись рыть землю и поедать жёлуди.

Мы с Кабанчиком уселись под старым дубом. Я рассказал ему, что я — больше не царь и теперь мы сможем чаще и дольше видеться.
— Раньше ты гостил здесь недолго, — сказал Кабанчик, — и мало рассказывал мне о великанах. А теперь расскажи о них побольше.
Я рассказал ему о великанах и вдруг вспомнил сон, недавно приснившийся мне.
— Кабанчик, — сказал я ему, — вчера во сне я увидел двух великанов, Андра и Аранид. Андр сказал мне: «Теперь ты не царь. Не хочешь ли ты стать великаном, как мы? Ведь ты так хорошо знаешь и любишь Природу и животных, и готов спасать их, что мы хотим взять тебя в великаны!» «Какой же я великан?» — удивился я. «Мы сможем тебя сделать великаном, — сказала Аранид, — и ты проживёшь ещё семьсот лет и послужишь Земле. Можешь взять с собой и жену свою, которая стала очень хорошим врачом, её мы тоже сделаем великаншей. Если хочешь, и Кабанчика своего возьми с собой».
Тут Кабанчик хитро посмотрел на меня и спросил:
— Они тебе не сказали, сколько я проживу?
— Нет, — ответил я. — Но, думаю, лет сто или сто пятьдесят ты бы у них ещё прожил.
— А я тоже стал бы кабаном в три раза больше обычного?
— Не знаю, не сказали.
Кабанчик вскочил на ноги, засмеялся и захрюкал:
— Какой смешной и странный сон ты увидел! Давно я так не смеялся.
Он обежал вокруг дуба два раза. Его рот и глаза улыбались.
— Что ты им ответил? — спросил Кабанчик.
— Я отказался. Мне нужно жить среди людей и моих детей. А ты, Кабанчик, так хорошо умеешь слушать, что сейчас я вдруг понял: мне надо попросить нового царя назначить меня посланником, проверяющим, как сохраняется в нашей стране природа и все животные. Летом я возьму с собой ребят из моей школы, они будут помогать мне. И я хочу побывать с ними на севере нашей страны и встретиться с людьми, живущими у моря. А также я буду рассказывать детям, чему научили меня великаны. А если и птица Сирин мне поможет, то мы много сделаем.
Тут сверху раздался чарующий, нежный, певучий голос:
— Я буду помогать тебе, Степан. Ты затеял хорошее дело.
И мы увидели недалеко от нас, на ветке вяза птицу Сирин. Её перья и волосы сверкали на солнце. Через миг она исчезла.
Ослеплённые красотой птицы Сирин, мы улыбались и молчали.
— Какая радость! — сказал я. — Девять лет я не виделся с ней! В эти годы, порой, когда я проезжал мимо какого-нибудь леса, вглядывался в деревья, но она не являлась мне.
— Видать, птица Сирин не показывается царям и королям! — усмехнулся Кабанчик. — Придётся тебе взять меня с собой в эти поездки по лесам. Иначе, без меня ты нужного дела не сделаешь. Лес ты хорошо знаешь, но за эти годы, пока был царём, порастерял своё чутьё. А я знаю его тайны больше тебя, а теперь узнал ещё больше.
Я задумался:
«А ведь прав Кабанчик. Сколько раз он меня спасал! Поможет и сейчас».
— Я приеду за тобой, — сказал я ему, — весной, когда прилетят соловьи. Со мной в повозке приедут десять учеников моей школы. И мы будем снова помогать лесам и их жителям.

Мы долго молчали. Кабанчик улыбался. Наконец, он сказал:
— Сейчас и я тебя удивлю.
Он взвизгнул и громко захрюкал. К нему прибежали пять молодых кабанов. И среди них я увидел кабанчика с красноватой шерстью.
— Это мой внук, — сказал Кабанчик. — Один из сыновей моих тоже бегал на огород к тётушке Маланье. И мой внук, как и я, родился от домашней свиньи. Он прибегает к нам из дома Маланьи почти каждый день. И я учу его говорить по-человечески.
Я с удивлением смотрел на нового Красного Кабанчика. Он храбро подошёл ко мне, захрюкал и весело сказал:
— Здравствуй, Степан. Дед рассказал мне о тебе. Не пришла ещё пора бить драконов?
Я от души засмеялся. И мы вдвоём с молодым Кабанчиком, смеясь и хрюкая, дважды обежали вокруг дуба.
Молодые кабаны ушли в лес, а новый Красный Кабанчик сел рядом с нами и стал слушать наш разговор дальше. Старый мой друг Кабанчик сказал:
— Хорошо, что ты и в нашем лесу запретил охоту. Наш Леший просил поблагодарить тебя. Скажи мне, Степан, а Сысоя ты давно не видел? Если приедет, привези его ко мне. Я помню, как он нас с тобой защищал в Кондрашове. Хороший человек.
— В прошлом году он приезжал ко мне в столицу со своей семьёй. Теперь у него пятеро детей.
— Так много? — удивился Кабанчик.
— Двое своих. А троих сироток, пострадавших от правления Камышихи, он взял в свою семью. Как говорится, «не строй семь церквей, пристрой семь детей». Старший сын Сысоя умён и на все руки мастер. На следующий год он будет учиться в моей школе. Кроме того, Сысой узнал, что Василий, сын Даниила, который с нами путешествовал, был лучшим учеником в моей школе. И он захотел увидеть его. И мы с ним поехали в дом Даниила. То-то было радости у всех при встрече с Сысоем! Он рассказал, что происходит в Кондрашове, о том, как за ним приезжал Пафнутий и звал его с семьёй к себе в Староград, в свой театр. Но Сысой ответил ему: «Пока не могу с тобой поехать, ещё не всё сделал для города». И Пафнутий уехал. А затем Сысой спросил Василия, ставшего рослым, красивым парнем: «Я слыхал, что ты во многом преуспел в школе. Хочешь поехать со мной? Я доверяю тебе, ты будешь помогать мне, а потом я сделаю тебя правителем в Кондрашове». Василий ответил: «Благодарю, но я не хочу быть правителем, я стал сказителем. Мы с Макаром Емельяновым слагаем большую былину о путешествии скоморохов, а когда у нас выходит складно, мы радуемся и хохочем. А потом вместе её поём под гусли».
— В другой раз привези ко мне Василия, Даниила, Фёклу и сказителя, — попросил Кабанчик. — Мне так хочется их увидеть. Сможешь?
— Привезу, — ответил я.
— А как поживает твоя жена и дети?
— Ирина хочет открыть свою школу для девчонок, где будет учить их врачеванию и живописи. Уже давно она об этом мечтала. И хочет, чтобы в её школу хотя бы на месяц приезжали повар Серапион, который будет учить детей стряпать, огородник Леонтий, который будет рассказывать детям о растениях и об огородничестве, и Пафнутий, он будет показывать, как изображать разных людей.
— Как же она всё успеет, у неё своих детей трое!
— Успеет. Пока мы с ней были царём и царицей, и путешествовали по иноземным странам и по нашей стране, везде, где побывали, завели столько хороших друзей, что они могут приехать к нам из наших городов и других стран и станут учить детей в школе. А я буду порой рассказывать детям о зверях, птицах, рыбах и прочих существах.
— Приведи ко мне завтра жену с детьми, я хочу посмотреть на них и поговорить с ними. А сейчас иди к Маланье с моим внуком, и передай, что я всегда помню о ней.

Попрощавшись с Кабанчиком, я с его внуком пошёл к дому тётушки Маланьи. Во дворе её дома мы увидели ещё одну повозку. Это приехала Марфа, её дочь, с мужем Яковом. Увидев меня с молодым Кабанчиком, Яков выбежал из дома, за ним выбежали во двор мои дети и дети Семёна, с которыми они играли.
— Как хорошо, что я увидел тебя! — сказал Яков. — Степан, обещай мне, что ты не бросишь школу, которую создал! Хоть ты и назначил меня её начальником, настоящий её начальник только ты. Она как корабль, которым ты всегда управлял и должен управлять дальше.
— Обещаю, — сказал я. — Школу не оставлю. И буду часто бывать в ней.
И мы стали смотреть, как наши дети хотят залезть на молодого Красного Кабанчика и покататься на нём. Наконец, мои сыновья Пётр и Авдей усадили свою сестрёнку Олю на Кабанчика. Кабанчик повёз Олю, а братья, придерживая её, шли рядом. Наконец, Оленька слезла с Кабанчика и побежала к маме. Тётушка Маланья, Яков и Марфа стояли рядом со мной и, улыбаясь, смотрели на детей и Ирину.
— Твоя жена расцвела, как роза, — шепнула мне Маланья. — И дети твои умны и пригожи.
Мы увидели, как теперь на молодого Красного Кабанчика забрался мой средний сын Авдей. Кабанчик вёз его и улыбался. К нам подошла Ирина с дочкой и сказала:
— Как хорошо у вас, тётушка! Я умею неплохо врачевать. Если у вас что-то болит, скажите мне.
— Хорошо, милая, — ответила Маланья.
В это время мои сыновья уже покатались на молодом Красном Кабанчике и побежали ко мне, протягивая руки. За ними бежала и Оленька.
— Тятя, ты так же ездил на Красном Кабанчике, как мы сейчас? — спросил Пётр.
— Да, — ответил я.
Я подхватил сыновей и дочь на руки. Они были счастливы. И вдруг я вспомнил тот свой сон, который видел девять лет назад, когда меня лечили великаны. В том сне мои дети так же бежали ко мне, протягивая руки.
— Солнце садится. Пойдёмте в избу, — сказала тётушка Маланья.





ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО ЧИТАЛ - МОЛОДЕЦ!
2017 г.


Рецензии
Замечательная, добрая сказка, прочитала с удовольствием! А главное, что всё закончилось хорошо!

Катя Раскина   07.07.2019 12:04     Заявить о нарушении
Спасибо! Рад, что вам понравилось!

Сергей Орешко   07.07.2019 12:27   Заявить о нарушении