Последний лепесток или Про сосуд любви

По мотивам сказок «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
 Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
 Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
 Освобождая от работ,
 Она последнюю рубашку
 С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
 Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
 Училась заново она.
 Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий, 1958

Отдельно хочется остановиться на авторе со светлой памятью и словами благодарности, ведь росла я на его сказочных историях и думаю, что вернусь к ним еще не раз.
«Цветик-семицветик» — сказка Валентина Катаева, которую он посвятил другому автору – Борису Левину. Исцеление мальчика Вити – попытка «исцелить» судьбу автора Левина.
Творческие люди – народ удивительный, тонко чувствующий, они словно зеркало, отражают внешний мир, а также выражают скрытое в глубинах бессознательного.
И эти истории определенно влияют на нас с самого детства. И одно и то же произведение может оказать абсолютно разное влияние на детей, выросших в разных семьях, ведь одну и ту же сказку можно интерпретировать по-разному и такими своеобразными фильтрами на пути к сказке являются родители.
Сказка обладает особой ценностью, потому, что затрагивает в каждом его глубинные части.
Так и родитель, читая сказку ребенку, или просто транслируя ему свои ценности и идеи, может увести дитя в сказку совсем не теми дорогами.
Все-таки, в сказке надо ребенку позволить увидеть что-то важное для него, лишь направить его душу к сказке, а не давать свои интерпретации. На то и сказка, что она сама собою структурирует внутреннее пространство ребенка, ведя его не одной, а минимум тремя дорогами. Таким образом, сказка, в отличие от многих родителей (к сожалению) предоставляет ребенку выбор.
Вот и в сказочной истории Катаева «Цветик-семицветик» у девочки Жени появляется выбор аж из семи вариантов!
Конечно, по растерянности и из-за понимания собственных желаний девочка Женя сначала «бросается во все тяжкие»: и на Северный полюс, и желает игрушек самых лучших и неограниченное количество! Что девочка и получает!
Вспоминаю свое ощущение от эпизода с игрушками, когда Женю буквально атакуют говорящие куклы! По мне так круче любого триллера!
Именно такие истории намекают нам «Бойтесь своих желаний!».
Вот и Жене приходится потратить лепесток, чтобы отменить это опрометчивое желание.
Но когда у нее остается последняя возможность, она поступает самым человечным способом, потому, что слушает свое сердце, а ведь сказка всегда говорит нам «Поступай согласно желаниям сердца!».
Голубой цвет последнего лепестка не случаен, тут снова не ошиблось бессознательное автора, ведь голубое цвет – цвет Видшухи – горловой в учении о чакрах.
Проявить голос, заявить о своих истинных желаниях женщине помогает Анимус  и на мой взгляд история голубого лепестка – история исцеления инвалидизированного Анимуса, которую нам и рассказала Анима автора-мужчины.
Т. о. исцеление Анимуса и их союз с Анимой возможны только через соединение сердца и головы, где мостом между разумом и чувствами и становится горловая чакра.
Фактически, когда родители лишают ребенка голоса, возможности самовыражения, творчества, не дают выбора, они разрушают мост между сознанием и чувствами – разрушают гармонию мужского-женского.
В истории Жени и Вити мы видим как женское, встав «на место» в сердечную позицию, делает правильный выбор и исцеляет мужское. Так, противоположности соединяются в гармоничное целое.
Часто родители, желая добра своим детям ведут их «дорогой ада», навязывая свои совсем не сказочные представления, понимая буквально назначение женского и мужского как набор функций, исключая духовное содержания, обесценивая и убивая душу ребенка.
Женское – это сердечное и именно это основная цель женского развития, мужское – это разум и это цель мужского, но задача (и его, не всегда осознаваемая цель) каждого человека не зависимо от пола – гармония, т. е. соединение мужского и женского начал!
Не могу не вспомнить одну из самых моих любимых в детстве сказок Катаева «Дудочка и кувшинчик». Символы мужского и женского заявлены уже в названии.
Надо сказать, что у меня в детстве была не только книжка «Дудочка и кувшинчик», но и вполне реальная земляничная поляна и мечта о дудочке тоже! И ощущение противоречия, которое так разгневало героиню сказочной истории, когда она поняла, что нужно делать выбор между дудочкой и кувшинчиком.
Думаю, противоречия я могла бы избежать, если бы мужчины моей семьи не внесли свой вклад (в первую очередь отец и дед) в виде трансляции о том, что женская доля – это тяжелый бытовой труд, а женщины моей семьи (мама и бабушка) не жертвовали собой, такой костной мужской позиции подчиняясь.
Мое поколение, все мы выросли на идеях функционального назначения, и лишь немногие, счастливчики из нас, узнавали о душе и духе и о том, что «душа обязана трудиться».
Я до сих пор сталкиваюсь с идеей, в среде психологов в том числе, когда труд понимается очень буквально, когда транслируется мысль, что «надо много работать и тогда…». Боюсь, что «тогда» не наступит никогда и такой труд приведет к усталости, болезням и страданиям.
Внутренняя гармония, ведет к внешней и она приводит человека не к «лучшей и выгодной профессии», а к полному раскрытию заложенного потенциала, его реализации, воплощению в мире.
Тут, надо отдельное спасибо бабушкам сказать, ведь они, читая сказки не нагружают сюжет интерпретациями, а просто делают свое дело, передавая «из уст в уста» народную мудрость. Воспитание вообще женский функционал, тогда как учение – мужской. Но, увы многие мужчины и женщины эти роли никак поделить не могут, да и в наших школах учителя в подавляющем большинстве женщины. Ну, это другая история…
Вернемся к нашей героине, которая выбирала между дудочкой и кувшинчиком.
В конечном итоге выбор она сделала правильный! А вот почему и что мешает делать выбор быстро и правильно об этом ниже.
Мне ли, как носителю советско- и постсоветской культуры и наследнице патриархального мышления, не знать…
Как же я ребенком пяти-шести лет мучилась, когда воспринимала историю дудочки и кувшинчика как выбор в пользу физического труда. А как собирать лесную ягоду я знаю не понаслышке. У меня теперь весь морозильник запасами с лета забит, да только далеко не сразу я от сбора ягод научилась удовольствие получать.
Это теперь я хожу по лесу хоть по грибы, а хоть по ягоды и песни напеваю и во время умею остановиться, не пытаясь утащить все дары леса зараз.
Сколько возьму, то мое!
Ну да ладно, загулялась я в лесу, предвкушая отпуск.
О чем же сказ про дудочку и кувшинчик?
Ягода-земляника (вот и в названии тема земли проскочила, а это о женском)  – всего лишь метафора, показывающая, что соединяя женское и мужское, женщина все равно опирается на женское в себе. А мужчина на мужское, не исключая противоположности, и рассказывает она нам о том, что женский сосуд (кувшинчик) с детства надобно учиться наполнять. И это совсем про другой труд.
Только женщина с наполненной душой может быть счастлива в отношениях! Так и получается, что мужчина ищет в женщине душу (Аниму), а женщина в мужчине дух (Анимус).
Вспомните, как раньше муж к жене обращался: «Душенька моя!».
Т. о. задача женщины/мужчины обрести в партнере мужской / женский принцип, а не мать или отца, которые будут выполнять определенные функции.
P. S. Дорогие родители, не ломайте души своих детей, ведь у них столько работы! А что до женских/мужских навыков, то тут на помощь ваш личный пример!
Желаю вам гармонии души и духа!


Рецензии