Святыни Русской Соборности

Глава третья. «Святыни Русской Соборности» или " Свидетели Славы Божией»
Все Святые – Соборная Святость!  Сколько же на Руси Святой храмов в честь Прославленных Угодников Божиих! Кончено, прежде всего вспоминается тот,                что на Мамаевом Кургане с Памятником Воинской славы соседствует.                Единство подвига военного и подвига молитвенного! Здесь, рядом с Родиной – Матерью оно, наверное, ярче всего явлено. И не только здесь, конечно…
    А мы всё же в нашу Древнюю Столицу мыслью перенесёмся...
Какое хорошее название – Красное село! Сколько «красных» сёл на Руси! А здесь оно ещё и станция метро название подарило. Словно «горящая к небу свеча», возвышается       в Красном селе Храм цвета пламени. Невольно вспоминаются и другие слова русского мыслителя кн. Е.Н.Трубецкого: «Молитвенное горение к небесам». Здесь он зримо воплотилось.
    Кстати, теперь это не просто Храм Всех Святых, а возрождённый Алексеевский Монастырь. По велению Святителя Алексия возвели в четырнадцатом веке Обитель сию в честь Древнего Святого  - Человека Божьего Алексия.
  Конечно, после возрождения Обители внутренне убранство несколько изменилось – некоторые образы места свои поменяли –  но не так это важно.
  «Дивен Бог во Святых Его» - Слова Псалтири почти под куполом - словно                с Небес  к входящим в Обитель спускаются.
  Пройдём немного вглубь... Здесь, чуть слева от Царских Врат, всегда стоят люди, погружённые в чтение Акафиста Матери Божией пред Образом Всецарица.                По молитве Матушке Заступнице пред Чудотворным Образом самые страшные недуги отступали.  А по воскресеньям Акафист батюшка читает. Читает, даже во время Великого Поста, – потому что, как сказала одна из прихожанок, рак ждать не может. Читается, потому что для христианина Любовь и Милосердия выше самого справедливого закона, выше самого жёсткого церковного правила!
 Всецарица! Какое ёмкое, всеобъемлющее название! Самую суть выражает!                Она Царица Небесная! Она над всей жизнью нашей! Она не отворачивается от самого заблудшего, самого грешного! (У автора есть упоминание о Святом Образе Всецарица                в другом очерке). 
  В этой части Храма, наверное, особенно ощущается Присутствие Матери Божией – совсем рядом Киево-Печёрский Образ Ея. Перед Ней преклонили колени те,                с которых Русская Святость, как великая река с едва заметного ручейка начиналась. Святые Феодосий и Антоний Печёрские! Впрочем, и о них самих, и о том, чему  научает нас, через тысячелетие живущих, подвиг первых Киево-Печерских Монахов, уже говорилось…   
  И, конечно, Образ Ея Казанский – чуть ближе к выходу. Без Казанского Образа, наверное, ни одного православного храма нет…
      У Алтаря Образ Святителя Филарета. Святителя, спасшего от уныния,                от отчаяния Солнце русской поэзии  - ныне хорошо известен этот поэтический диалог.                А ещё один -  мозаичный образ Святого Митрополита  у ворот  Обители. К нему подходишь прежде, чем в сами ворота войти... 
 «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» -   совсем рядом Крест со словами молитвы у подножия...
 А ещё здесь Преподобный Сергий и Святитель Николай - явленная в образах «сверхвременная» Соборность – явленная, конечно, не только здесь.
   Чуть сзади на одной иконе Святые, чьи имена с Северной Столицей неразрывно связаны. Блаженная Ксения Петербуржская и  Всероссийский Батюшка – Иоанн Кронштадтский. Думаю, имена эти каждому православному христианину знакомы.
   Рядом со Святителем Николаем тезоименитый Царь – Мученик с Царицей                и Наследником. А с двух сторон по бокам (нет, не в клеймах) Святые Царевны.
 Бесам, к власти пришедшим, надо было сей род благодатный – единственную Богом данную власть уничтожить. При взгляде на Образ сей главная русская трагедия с особой остротой ощущается...
    Совсем рядом с Казанским Образом уже упомянутые ранее Святые, чья земная жизнь на годы татаро-монгольского лихолетья пришлась. Святой Благоверный Князь Московский - Князь-Миротворец Даниил  и Князь Черниговский, мученическую кончину от рук нечестивых ордынцев принявший - Михаил. Их мы тоже уже вспоминали, говоря о невозможности разделения Святой Руси...
       Хотелось бы только ещё заметить: почти на всех иконах в руках Святого Князя Даниила храм, очевидно, созданная им Обитель. Храм нередко держат в руках  и другие Угодники Божии – но Князь Московский ещё и правой рукой на Святыню указывает. Указывает как на единственно верный жизненный путь. (Это даже умные мусульмане понимают. Из личного опыта)...   
    До того, как стал Храм монастырским, справа от Царских Врат был Образ  Всех Святых. Сейчас на этом месте Человек Божий Алексий, в честь которого, как мы помним, и была возведена Обитель сея. Угодник Божий, от земной жизни которого нас отделяют более полутора тысяч лет. Угодник Божий, много лет претерпевавший лишения, унижения, земное благополучие презревший ради стяжания Богатства Иного. Как созвучен молитвенный подвиг его Святым Земли Русской! ...
   А ещё, конечно, не может в Святой Обители  не быть Преподобного Серафима                и Пророка Илии - чуть ближе  к выходу. Они рядом  - но о том уже ранее говорилось…
    Сама же Храмовая Икона чуть ближе к выходу стала, но, конечно, рядом со Святым Угодником Божьим Алексием. Сонм Святых, от века Просиявших!!! А в самом центре Христос Воскресший! Невольно вспоминаются малоизвестные, к сожалению, строки И.С.Тургенева:
  Христос воскрес! А если бы не так,
Все светлое давно б окутал мрак,
И Солнца Правды не узнали б мы,
И не было бы выхода из тьмы.
И если б Он из гроба не восстал,
Не влек бы нас высокий идеал,
И даже мыслью мы бы не могли
Подняться над растлением земли.
 Конечно, не было тогда Сонма Святых Угодников, за Христа до конца претерпевших! Не было бы высоких творений ума человеческого!
Да и слово «Мученик» изначально значит «Свидетель». И смотрит на нас со Святых Образов, как сказано в Писании, «Облак Свидетелей»!  Свидетелей Славы Божией, Свидетелей того, что смерть побеждена. Свидетелей того, что «из мрака скорбного могил Свет воссиял великий», как воскликнул однажды в Светлый День Воскресения Христова Великий Князь, истинно русский, православный поэт К.К.Романов...
  Святые Угодники – Пророки, Апостолы, Отцы Церкви, Благоверные Князья, Святители Московские, Ростовские и Киевские, Святые Монахи Земли Русской, Новомученики и Исповедники, от рук богохульников смерть принявшие! Молите Милостивого Бога за Отечество наше, за многострадальный народ! …   
    Монастырь женский – а потому тот, кто настоятелем Всесвятского Храма был, стал теперь духовником Обители. Человек удивительный – светлый! В годы «официального» безбожия преподавал он литературу в школе, а теперь, кроме пастырского служения,                ещё и душеполезные книги пишет. (Автор очерка сего получил от батюшки благословение на очень серьёзный проект по творчеству Н.С.Лескова и книгу в подарок.
Проект уже несколько лет с успехом работает)…
   Почти невозможно представить, что здесь, на месте «сумасшедшей» Рижской эстакады несколько веков протекала  размеренная  жизнь монастырская. Теперь же Обитель лишь с одной стороны – а с другой стороны высится  белоснежный, ранее монастырский, а теперь просто восстановленный Храм в честь Человека Божия Алексия  - того самого. Купол похож на византийский – «небо, покрывшее землю», как написал не раз упоминаемый князь-философ Е.Н.Трубецкой.
    Что ещё можно сказать об одной из многих и многих святынь, к великому счастью, возрождающихся и в Древней Столице нашей, и по всей Руси Святой?!
  Наверное, люди воцерковлённые помнят изображения Деисуса. На троне Господь                в Царственном Облачении - а перед Ним склонились Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Здесь же, над входом,  вместе с Матерью Божией пред Христом склонил голову Человек Божий Алексий. Но разве противоречит это Истине?! Перед Царём Небес и земли склонили головы  Все Угодники Божии, весь род христианский!!!
  И ещё: есть в Алексеевском Монастыре Скит – это уже упомянутый в очерке                о Пресвятой Троице Храм Святителя Тихона Задонского, что словно среди деревьев Парка Сокольники схоронился. (Храм Святителя Тихона не только здесь ранее упоминался – у автора два очерка ему посвящены)...   
    Возрождается Святость Московии, Святость Руси! Возрождается, даже рядом                со скоростной трассой и шумным торговым центром!
 Да, кстати, а Рижская эстакада ведёт не только к «одноимённому» вокзалу, но и к ещё одному Московскому Храму, в котором совершаются молебны пред Чудотворным Образом Матери Божией Знамение – Главной  Храмовой Святыней и пред Чудотворным Образом Святого Целителя Трифона. В честь Целителя-Мученика и улица неподалёку названа. (Очевидно, большевики «проглядели»!).
   Думаю, многие помнят слова из очень мудрого фильма «Покаяние» о дороге, которая должна вести к Храму… Теперь Храмы с обоих концов одной из самых шумных, самых напряжённых «дорог» Столицы нашей. Главное, чтобы прежде всего душа к Храму стремилась…
 Святые Угодники! Укажите нам путь праведный!  Все Святые! Молите Бога о нас!


Рецензии