Сверчок, что прыгал по звездам и однажды упал

I
Поздний вечер. Природа готовится к большой грозе: гнутся деревья под гнётом ветра, небо затянуто свинцовыми тяжелыми тучами. Весь город зажег свои огни.
Пустая улица. Старый дом. В старом доме лишь одно окно горит. На пятом этаже, с краю.

Вся квартира спит, кроме одной комнаты. В этой комнате беспокойно расхаживал юноша 25 лет. Он трогал свои белые волосы, всё время что-то бормоча. Это Михаил. Он перебирал бумаги на столе, убирая их в папки и доставая назад. Он всё время что-то искал. Тревожно искал. От этих долгих поиск о решил отдохнуть, покурив на балконе. Швырнул бумаги и ушел курить. Михаил был чем-то серьезно обеспокоен. Он хмурил свои белые густые брови все время смотря куда-то в даль. Скажу наперед- он и сам не знает почему он так обеспокоен.
Михаил начал курить уже вторую сигарету, наблюдая за маленьким, стареньким двором. Ему нравится такая погода ночью: прохлада, все готовится к грозе, деревья танцуют под музыку ветра, бросая вниз свои тени, вдали стоят черные дома, в окнах которых отражаются фонари, тишина. " Молчание. Какая хорошая погода, и какая красивая картина- совершенно пустой город, словно тени и есть его жители. Как славно... Я бы вечно наблюдал за этой красотой, но скоро пойдет хорошая гроза, и после неё будет опять стоять жаркое солнце, и я буду медленно гореть от её тепла. Какая... хорошая погода..."- грустно сказал юноша. Он докурил сигарету и направился опять к себе в комнату. В спальне царил беспорядок: везде бумаги, тетрадки, одежда, не заправленная постель, часы, идущие на 5 минут позже других. Такое только в спальне, кухня, гостиная, уборная в полном чистоте, ничего нигде не валяется, только комната. Квартира небольшая: она узкая и длинная, три комнаты с высокими окнами и дверями. Светлые обои в теплых тонах, старый паркет. Михаил сидел на кровати и оглядывал свою комнату, чувствуя тепло и уют, что она отдает.

Михаил прилег на кровать. Он смотрел в потолок. Просто в потолок. Юноша все равно чувствовал беспокойство и тревогу, но со временем он стал догадываться почему. Он решил написать письмо. Михаил сел за письменный стол, достав конверт, бумагу, ручку. Сначала он долго думал, что он напишет, что он хочет сказать, он не знал, почему он хочет написать письмо, и кому. Ему в голову пришла мысль :" я смогу все сказать в письме". Михаила беспокоило молчание. Молчание его и Инги...

II
Михаил встретил Ингу ещё поздней осенью. Они встретились случайно, они вообще не должны были встретиться. Юноша работает художником, а Ингда заказала у него свой портрет. Рисуя её, он -влюбился. Инга снилась ему, он о ней думал целыми днями. Михаил однажды решился на шаг - письмо. У Михаила и Инги есть общие знакомые. Это Илья и Саша.

Октябрь. Михаил сидит в мастерской, доделывая портрет Инги. Он очень кропотливо работал над её кистью руки. Михаил в принципе имел особое отношение к картинам. К своей работе. В этот момент в мастерскую влетел Илья. Он был весь промокший: серое пальто, шляпа, туфли, брюки. Михаил вынул из-за холста голову, и увидел своего товарища:
- А, Илья, привет! Проходи!- сказал юноша, смешивая краски на палитре.
- Привет Миша! Слушай, ты не занят?- спросил его Илья.
-Да, но сейчас я дорисую кисть и ухожу на обед. Будешь чай?- Михаил стал внимательно разглядывать парня.- Илья, ты промок.
-Ещё бы я не промок! Посмотри, какой ливень! Вот как по окнам лупит.
- Я и не заметил...- прошептал Миша.
- В смысле? Как можно не заметить грозу? Ты любишь такую погоду, и не заметил?
- Я день и ночь работаю над заказом, поэтому не удивительно, почему я такой невнимательный сейчас. Ты будешь чай?
- Да, конечно.
Михаил прошел на кухню, вслед за ним пошел Илья. На кухне продолжилась беседа, за горячем чаем и конфетами.
-Ну всё. Я в отпуске. Я так устал от этих всех бумаг, отчетов. Я так ненавижу все это дело. Причем эти отчеты не кончаются. Однообразные, похожие друг на друга.- Илья резко замолчал. Михаил устремил взгляд в окно. Он не слушал товарища. Думал о своём.
- Миша.- стал расспрашивать Илья.- Миша! Ты слушаешь меня?
Михаил вздрогнул, смотря на все растерянным взглядом.
-А?! А, Илья, прости, я что-то задумался.
-Как и обычно. Что на этот раз тебя тревожит? Неправильный свет? Краски? Старая палитра, а может рваный холст? Ты хоть когда-нибудь начнешь слушать меня?- Илья встал из-за стола и стал расхаживать по кухне.- Ты все время думаешь о картинах! Ты хоть иногда думаешь о чем-то другом?
-Думаю,- ответил юноша- но мне куда интересней думать о картинах, нежели о погоде или политике. Я весь отдан им - весь. Всё моё время уходит на них.
- Вот именно! Ну, почему тебе не живется как всем? Ну, вот, зачем они тебе?
- Они мне нужны настолько же, насколько тебе нужна еда, воздух, вода.
-Ты неизменяем... Ладно, покажи хоть кого рисуешь. Миша и Илья прошли в саму мастерскую. Там все ещё пахло холстом, красками, табаком. Илья оглядывал высокомерным взглядом комнату, мольберты, стоящие рядом с дверью, нарисованные портреты, что тут своих заказчиков, и его непризнанные картины. Парень глядел на всё это, считая художество Михаила - лишь порчей холстов и переводом красок. Не более чем.
-Вот Илья. Вот эта девушка. Она мне так понравилась, что я хочу сделать её своим шедевром. Такие черты лица, рук, шеи. Я больше нигде не найду такую девушку...- шептал юноша. Его товарищ внимательно оглядел картину, и узнал в этой девушке сестру своего коллеги Ингу.
- О, Это же Инга!
- Стоп, ты знаешь её?
-Да, это сестра Никиты Ретсковского. Она у тебя портрет заказала, я так понимаю.
-Д-да...- заикаясь, ответил Михаил. Пауза. Юноша подошел к Илье поближе, смотря на портрет барышни
-А ты с ней сам знаком?
- Да.
- А, что ты можешь о ней сказать?
- Девушка милая, но совершенно обычная. Инга ничем не отличается от других; следит за модой, если в моде розовый, она оденет розовый, настолько же обыкновенен и её круг общения, учится на медика, обычная мечта увидеть Париж и Нью-Йорк. Понятие таланта, саморазвития нет, её потолок - родись, гуляй, умри. Всё время красится в каштановый цвет волос, хотя она блондинка, при ярком макияже выглядит как все, у неё нет того, что зацепляло бы и вызывало интерес. Обычный зеленый человечек с светофора.
- Обычный человечек с светофора? Почему такое сравнение?
- Ну, обычная она. Все её интересы - учеба, прогулки и кутеж. Она не способна на большее. А тебе вообще зачем?
- Просто понравилась...- тихо сказал Михаил, потупив свои глаза в пол. Он медленно стал краснеть.
- О-о-о-о-о... видимо всё хуже, чем есть... ладно, оставляю тебя с картиной, все - таки это не моё дело и думать тебе, а не мне. Ладно, удачи, может быть, позвоню тебе. - Илья надел пальто, шляпу и покинул мастерскую, Михаил остался один.

Поздним вечером из мастерской ушёл и сам художник. Юноша попал под дождь. Благо дождь небольшой. Фонари тускло освещали город, а в некоторых частях и вовсе не горели и темнота полностью царствовала. Михаил о чем-то задумался, поэтому он не сильно следил за дорогой. Спотыкался, наступал на лужи, не замечал ямы и люки. Но вскоре его внимание привлек женский силуэт: тонкий, высокий, было видно, что девушка одета в платье и в длинном пальто. Это была Инга. Она спешила, держа крепко свой зонт, который ветер так пытается унести. Девушка стучала каблуками вдоль улицы. Михаил поздоровался с ней, но Инга проигнорировала его. У юноши остался горький осадок.
Придя домой, художник долго не мог найти себе место. Всю ночь он ходил по своей квартире, что-то рисуя на бумаге, холсте, иногда ходил на кухне, но в основном он уходил на балкон курить, и любовался природой, что тихо спит после грозы. На это чистое небо и двор, усыпанный старыми жужжащими фонарями. Рядом с Михаилом стояла ваза с красивыми ветками мимоз. С них скатывались капли, вся квартира пропахла этими цветами. Михаил смотрел на эти цветы. Смотрел внимательно, словно запоминал каждый элемент. " Как красивы цветы. Они олицетворяют всю закономерность искусства - умереть во имя своего дела. Я их сорвал с дворовых кустов для моего натюрморта, оттого они тут стоят, потому что они часть моего труда. Как они красивы..." - думал Михаил, смотря на мимозы. Момент его созерцание упавшая в спальне кисть. Балкон расположен не правильно: он сильно сближен с окном спальни, поэтому на балконе легко услышать, что упало в комнате. От неожиданности юноша вздрогнул, но не более. Ему лишь на мгновение показалась какая - то тень, но только на мгновение. Михаил прошел в спальню, где увидел лежащую на полу кисть. Единственное, что его удивило- это то, что кисть мокрая, хотя она не стояла в воде, но мало ли художник оставил в стакане с водой, у него много кистей, и каждую где она и рисует ли ей - он не запоминает.  Художник просто положил кисть обратно в вазочку, не придав ни малейшего значения.
Михаил лег спать лишь под утро. Всю ночь он думал о Инге. Он жалел, что взял её заказ, и что он дает вольность своим чувствам, хотя не должен.

Днем к нему в мастерскую пришёл брат. Он проживает во Франции и редко приезжает домой навестить семью. Художник опять долго пытался нарисовать её кисти. Он психовал, буянил, но всё равно садился и делал. Дверь в мастерскую была открыта, поэтому его вошёл без стука невысокий, худощавый мужчина, с пышными белыми волосами, он был одет на французский манер, вся мастерская наполнилась дорогим одеколоном. Это был брат Михаила:
- Мишель! Здравствуй, брат! Как давно я тебя не видел! Ай, по прежнему рисуешь. - Он обнял Михаила от радости встречи.
- Коля! Как же я рад тебя видеть! Столько лет прошло с нашей последней встречи! - художник стал обнимать брата в ответ - А что мы стоим? Пройдем на кухню, я тебя чаем напою.
Мужчины прошли на кухню, расспрашивая друг друга о жизни, о погоде и так далее. Михаил суетливо накрывал на стол, что в итоге разбил одно блюдце.
- На счастье! - сказал Коля. Он помог художнику убрать осколки и накрыть на стол, ибо руки Михаила дрожали, а дрожали руки от радости. Они 5 лет друг друга не видели.
Николай работает переводчиком книг с русского на французский, но живет он во Франции совершенно не из-за этого. Коленька (как звали его в семье) с детства обожал всё, что связанно с этой страной: от сказок французских писателей и до языка. Оттого он и пошёл сначала к репетиторам французского языка, а потом и на переводчика. С тех пор, как Николай уехал, братья не виделись, лишь иногда друг другу писали.
За столом бурная беседа. Михаил и Николай  с энтузиазмом обсуждали последние новости, сплетни
- Ну, а ты как поживаешь?- спросил Михаил, попивая чай.
- Хорошо. Сейчас работы мало, так как книги для перевода мало приходит, поэтому я сейчас занялся тем, что пишу свои книги на французском. Я сейчас . Недавно ходил в выставочный зал на выставку деревянных старинных игрушек от какой-то коллекционерки. Было скучно, людей почти не было, какая-то старомодная и не в тему музыка, я спал на этой выставке. Да и сама коллекционерка, Жанна Павловна, та ещё женщина: тучная дама с перьями везде и всюду, как павлин, да и поведение у неё как у павлина, с кучей косметики, особенно пудры, которая сыпется с её щек. Мне с ней довелось пообщаться, такая самооценка, такое значимость себя, что павлин - обычный голубь! Б-р-р-р!
- О-о как! Я к Жанне Павловне не хожу с того момента, как она за порог выставочного зала, выкинула мои полотна, которые, якобы "занимают моё место, из-за тебя мою выставку перенесли". Очень большое значение у этой дамы.
- А на личном фронте как у тебя,а? - с ухмылкой спросил Коля, доливая кипяток в чай. Михаил засмущался, побледнел, но всё же рассказал:
- Есть, но я в сомнениях.
- О- о- о, и кто же эта избранница?
- У меня есть клиентка, которая заказала у меня свой портрет. Она мне очень понравилась.
- А, почему в сомнениях?
-  У меня очень смешанные чувства. Я не могу понять, что я чувствую, то ли люблю, то ли ненавижу.  Мне это не нравится...
- Эх, художник. Радуйся, у тебя появилась муза.
- Чему радоваться? Новым разочарованием? Я был влюблён в другую женщину, года так два назад, мне это ничего не дало, кроме как огорчения.
- И что теперь? не любить? Разочарование нас преследует везде, и смысл её замечать нет. То ли дело момент очарование. Вот этот период и есть самое ценное. Нас ожидает поражение также, как и победа. Влюблённость даёт эйфорию возвышенности, счастья, хоть и надолго, но разве это не хорошо? Это прекрасно.
- У нас разное видение на чувства. Симпатия, влюблённость, любовь - не более, чем химия, что сподвигает нас на размножение и не более.
- Тоже мне человек искусства! Ну и живи, тогда как собака на химии и инстинктах. Где же романтика? Как ты без чувств писать картины будешь? Искусство не живет без чувств.
- Я портретист и это мой потолок. Чтобы рисовать портреты, чувства не нужны.
- Но ты же рисуешь людей, люди не могут без чувств, а это значит, что ты должен давать им это, рисуя их лики на полотне. - Николай подошёл к портрету девушки в соломенной панаме, снял со стены и продолжил - Посмотри, она холодная, как кукла, у неё нет эмоций, а эмоции рождаются чувствами. Эта очень красивая девушка, но ей не хватает краски... понимаешь, о чем я...
- Понимаю...- грустно ответил художник. Он поник головой и просто молчал.
- Мишель, я не узнаю тебя. Ты же жил идеей стать великим художником, ты же хотел стать олицетворением своих трудов. Неужели ты продал свою идею в обмен на ту женщину?
- Я не знаю... я просто портретист... и всё...
- Миш, у тебя талант, ты можешь добиться большего...
- Я не знаю...
На кухне зазвонил телефон Николая. Мужчины ещё 30 секунд постояли в молчание, после чего Коля пошёл за своим телефоном. Михаил стоял рядом с портретам Инги, молчал, глядел на её. Любовался её большими карими глазами, тонкими чертами лица, длинной шеей, каштановыми волосами. Он считал её идеальной и не видел её пороков.
- Мишель, мне уже нужно идти. Ты - настоящий художник, не закопай меня. - брат уже держал в руках свой теплый сюртук. Они обнялись на прощание, через минуту Николай покинул мастерскую. Художник остался со своим творением и мыслями.

К вечеру в эту же мастерскую посетила Инга. Она вошла без стука, оглядывая полотна, краски, старые мольберты и старые обои. Высокомерный взгляд сочился из- под ресниц. Инга ждала, когда Михаил её заметит. Она считает не принятым оповещать свой приход, так как хозяин должен быть внимательным и заметить гостя сам. Она в принципе считает, что все должны, а она должна только благородно на всё взирать. Михаил вскоре девушку заметил:
- Ой, здравствуйте Инга. Вы за портретом?
- Да, я за портретом. Он уже закончен. Проходите.
Они прошли в мастерскую, где на мольберте красовался лик Инги. На белом фоне, тонкими масками, теплыми  тонами портрет Инги. Девушка долго разглядывала полотно: трогала, брала в руки, все время расспрашивала:
- А какими красками вы рисовали? - спрашивала девушка.
- Это акварель.
- Ясно. А к полотну прилагается рамка?
- Конечно. Вот сзади вас разные рамки, деревянные, ручной работы, тоже я делаю. - с улыбкой говорил Михаил. Он смотрел на Ингу нежно, совершенно не так, как он смотрит обычно. Он любит её... и ненавидит... Странно, но всё же.

Прошло два месяца с того момента. Михаил не видел Ингу больше, только на полотнах, которые он по памяти рисует. Или же рисовал...

III

Михаил сидел за столиком, он дописывал последние строки в своём письме. Он спешно писал, что-то коверкая, где-то оставляя кляксы, но он всё ещё писал. Наконец-то, последние строки, точка. Художник спешно складывал письмо в конверт, после резко двинулся в постель. Выключил свет и лег спать.

Во сне Михаил видел театр теней. Пустой зал, где нет стульев, только подушки на полу. На стенах красовались статуи высоких женщин с очень тонкой и не пропорциональной фигурой. Эти женщины держали в руках фонари, что так тускло горели, что казалось и не горят вовсе. Сам юноша был не взрослым мужчиной, а мальчишкой 7 лет, в широкой ночной рубашке, с белыми кудрями. Он сел на подушку и началось представление.

За белой ширмой появилась тень женщины в пышном платье, с помпадуром*  на голове. Вокруг женщины распустились красивые пионы. Даже через ширму были видны, какого цвета кусты и бутоны цветов. Черная тень села на пол и стала смотреть на Михаила. Вскоре она заговорила...

" В лесу жил маленький сверчок. Он любил прыгать, веселиться, лежать на цветочках. Он не знал ни горя, ни печали. Он всегда вставал с восхода солнца, и засыпал с его уходом, поэтому он никогда не видел звездное небо, хотя знал, и Сверчок хотел бы увидеть, хотя бы на миг звезды.
Однажды ночью сверчку не спалось. В тот момент сверчок увидел красивое небо. Полностью черный небосвод, расшитый звездами, прозрачными облаками, а в центре величественно глядел золотой месяц. Среди густых облаков пробивался маленький-маленький свет, но яркий. Позже облака разошлись и засверкала самая яркая звезда на небе. Сверчок влюбился в неё, ведь он никогда не видел раньше её, и он очень обрадовался ей. "Какая яркая звезда! Никто вокруг неё так ярко не горит!", - подумал Сверчок.
- Привет Звезда! - крикнул громко Сверчок, чтобы она услышала. Но звезда не слышала его. Тогда он решил подойти к ней поближе. Он залез на высокое дерево, на самую его макушку и опять закричал:
- Привет Звезда! - она услышала, но внимания не обратила. Тогда Сверчок решил подойти ещё ближе. Он стал прыгать по звездам, чтобы достигнуть её. Он прыгал, прыгал. Ему оставалась всего две звезды, но он однажды упал.
Он летел вниз, ненавидя Звезду за это, и это чувство. Да, такое бывает. Мы порой переоцениваем свои чувства к чему-то. Кажется - это стоит подвигов и жертв, а потом думаешь - это ни гроша ни стоит. Так и летел вниз Сверчок в пруд, и у самой воды он понял - не любит, но было поздно, он утонул в пруду.

Сверчка съела рыба, а Звезда всё продолжает гореть, так и не узнав ничего о Сверчке..."

Женщина смотрела на Михаила, и художник, вдруг, почувствовал печаль и заплакал. Он чувствовал тоску, как больно в груди. Женщина всё ещё смотрела на него. Долго смотрела. Потом сказала: " Час пробил, пора отправляться в путь...". " Но куда?",- подумал Михаил. " Ты узнаешь куда, когда однажды проснешься и поймёшь что к чему...".

Михаил проснулся и резко направился к письменному столу. Он что-то дико писал, черкая, ставя кляксы. Потом поспешно положил в конверт, сам конверт он положил в стол и убежал куда-то.
Целую неделю никто не видел Михаила. Он не брал трубку, когда звонил ему Илья, клиенты не могли забрать свои картины, никто не видел художника и никто с ним связаться не может. Единственный, кто мог как-то связаться с Михаилом и вообще знал, что происходит- это Николай. На вопросы " Где Миша?", он отвечал " Не знает", но он отмазывался от этих вопросов, ибо они одни и те же, а также и омерзительные. На очередной вопрос "где", Николай не сдержался, сказав очередному человеку всё, что думает: "Хватит! Отстаньте от него! Он рисовал ваши физиономии, а вы, как важные особи смотрели с высоты ваших самомнений! Уйдите! Откуда вас столько берётся? Уйдите! Все Уйдите!".
Так прошёл целый месяц...


IV

Декабрь. Город весь пахнет выпечкой, мандаринами, конфетами. Кругом белый снег. Он лежит на всём как вата. Играют и плачут дети на площади, вдали звучат колокольчики саней, всё пахнет скорым праздником.
Важно по снегу расхаживала на высоких каблуках Инга. Она шла из пекарни, причём шла поспешно. Её догнал Николай. Он молча вручил письмо, лишь сказав: "Просили передать". Коля передал ей то письмо, что поспешно писал Михаил, но Инга холодно положила его в сумку.
Она так и не прочитала это письмо, швырнув куда-то в комод. Шло время, письмо лежало там, Инга успела два раза выйти замуж, столько же развестись, Михаил окончил художественную академию и уехал к брату, где открыл музей русской живописи.

Письмо девушка прочитала лишь спустя 12 лет. Она проводила уборку, и наткнулась на него. Инга уже не помнила от кого, и когда получила, но решила прочитать:

" Здравствуй.
Я знаю, что это письмо тебе не нужно, но мне уже без разницы, я напишу его и отправлю тебе. Я не буду писать, что ты плохая или хорошая. Я расскажу тебе, про то, как Сверчок, очарованный яркой и высокой Звезды, прыгал по звездам и однажды упал. Он упал в пруд, успев только разлюбить ту Звезду. Сверчок утонул, а Звездочка так и не узнала о нем. Эту историю я (ты не поверишь), услышал во сне. Она напомнила меня. Я увидел символ - жертвенные старания во имя того, кто не видит тебя, и момент разочарования.
Не думай причем тут история, я просто хотел рассказать тебе. Ещё я хочу сказать - я уезжаю. Я не скажу куда, тебе всё равно, просто скажу, что уезжаю. Для тебя мой отъезд лишь новая, новость не более.
Я однажды проснулся и понял - я не люблю тебя.
Прощай
Михаил"


Рецензии