Люди сумерек и тьмы

 

                ЛЮДИ СУМЕРЕК И   ТЬМЫ
            
       О  творчестве Михаила Зуева: – сборник рассказов «Облом» (М.:2008); книга прозы и стихов  «Сумерки людей» (М.: 2018)   

      
      Современная литература   в основном  продолжает традиции  своих предшественников с учётом тех изменений, которые стремительно  происходят в мире, где зло активно  продолжает  в людях оттеснять добро, когда оно   торжествует и одерживает одну за другой победы, а добро  превращается в слабость и терпит поражение.  Современная проза и поэзия   также отражает коллективный страх перед монстром абсолютной власти, как и русская литература сто и двести лет назад. Заодно с этим   литература и искусство отображают в той или иной степени  духовно-нравственный  кризис  своего времени, коллективное помешательство и  массовую  легко управляемую идейную  экзальтацию, патриотическую эйфорию граждан авторитарного государства, ибо  многие деформации в сознании и психике человека, как правило, порождаются     тревожными ожиданиями и коллективным  страхом нескольких  поколений людей.
      Чтобы выжить в условиях великого Заточения и Страха, граждане несвободной страны готовы бесконечно долго  терпеть немыслимые страдания, гнёт и унижения, сходить с ума и терпеть своих  «родных» мучителей до самой смерти. Не этим ли тотальным страхом перед  властью и не общим  ли сумеречным помутнением  гражданского  сознания объясняется то, с каким остервенением  русские люди защищают  своё наследственное рабство и своё безрадостное, нищенское  существование. До сих пор вызывает удивление, как  такое глубоко больное советско-русское общество было способно рождать в ХХ веке   таких  «великих разумом Невтонов и Платонов», таких  подвижников  научно-технической мысли, как конструкторы космической техники Сергей Королёв и Олег Ивановский, как  физики-атомщики   Андрей Сахаров и  Игорь Курчатов.
      Поразительна живучесть советских людей и  не менее поразительным и  даже ошеломляющим  является то их холодное  равнодушное отношение  к чужой жизни и смерти.  Поразительна ещё и та  слепая и бездумная  готовность советских рабов  идти ради власти на немыслимые жертвы, и то  стойкое нежелание подводить  итоги своих подвигов, устанавливать настоящую  цену своим победам и достижениям. Трудно осмысливать и анализировать  мотивы и стремления  народа-победителя, который в итоге всегда оказывается  в числе  проигравших и побеждённых народов.  Трудно жить в стране, где платой за смертельный страх является  милостиво разрешенная жизнь, и где  полноценно прожитая жизнь  сама по себе является подвигом.
      Удивительно дело, но сегодня, в мирное и относительно благополучное время, страх перед  правящим режимом, перед самой  жизнью  и  своим будущим, точно такой, каким он, по рассказам моих родителей, был перед советско-германской войной и  даже после неё. Жизнь, в лице верховной власти,  на протяжении сотен лет пугала наш народ  внезапной, неминуемой  войной,  тотальной засухой, лютым  голодом, повсеместной  чумой и тифом. Чудом выжившим в очередной мясорубке или после «великих переломов», обвалов и социальных катастроф, всегда непогрешимая власть назидательно говорила: «Скажи спасибо, что живой!»
      У каждой эпохи своя история людских страхов и  массовых психических расстройств, свои способы защиты от них, свой уровень привыкания личности  ко всему негативному, страшному, гнусному и безобразному. Какая эпоха, такая и культура повседневности, такая и литература, свои жуткие и страшные рассказы и повести,  свои романы ужасов и  пьесы абсурда. 
      Людей в современной  литературе вполне достаточно, а вот писателей, которых бы волновали  и беспокоили  проблемы разрушения  как  культуры в целом, так и литературы, с её проблемой гибнущего человека и судьбами мира,  таких писателей, увы, почти нет. Болотная, смрадная и беспринципная жизнь литературных героев современной молодой прозы,   всех этих чудиков, чудаков и  социальных монстров, городских  и сельских сумасшедших, лишена  этической тверди и нравственных ориентиров, похожа на бездну Достоевского, на «чёрную дыру», в которой гибнет время и пространство, свет и душа. Есть незримая духовно-нравственная   таинственная связь между «Повестью временных лет», «Голубиной книгой», «Словом о Законе и  Благодати» и творчеством всего пушкинского круга, который писал и думал по-французски и по-немецки (Пушкин, Жуковский, Карамзин) и являлся своеобразным литературным   русско-немецко-французским  филиалом  Западной Европы.
           Историками культуры давно отмечена  прямая и   тесная зависимость  искусства  от  социально-экономического  духовно-нравственного состояния общества, прямая зависимость развития культуры   от дальнейшей судьбы страны. У современной литературы, в основном, постмодернистской, антиутопической, «страшной и ужасной»  распад человеческой личности отражён на фоне распада и разложения общественного  мироустройства.  Цель современных писателей  – убедить читателя  окончательно смириться перед  всеми ужасами жизни, смиренно и мудро  принять их как  данность  и  полностью подчинить свою волю   хищной воле её главных хозяев.
      Однако среди  многих авторов  безнадёжно  мрачных и   «страшных» произведений есть и такие, которые живут и творят не ради личной  славы, а ради жизни на земле.  Их цель не удивить, не  напугать читателя, а показать ему наглядно, внятно  и доходчиво  ту  омерзительную и зловонную жизнь, продолжать жить в которой недостойно для  любого  нормального и здравомыслящего  гражданина. Это те писатели, которые вслед за историком-писателем  князем Михаилом Щербатовым, автора трактата «О повреждении нравов»,  продолжают верить в то, что «литература  обязана  способствовать просвещению и исправлению нравов, а для сбережения читательского контингента  необходимо  срочно  повысить  уровень жизни простого народа».
      Среди таких  новых имён современной литературы, удачно совместивших в своём творчестве  внутренний психологизм Льва Толстого, социальную антропологию Антона Чехова и социально-психологическую мистику Леонида Андреева можно назвать пятидесятилетнего  писателя Михаила Зуева, автора недавно вышедшей  книги «Сумерки  людей (М.2018).
      В  книге в  иронично-сатирической, гротескной  форме представлен   паноптикум разношёрстных героев  гнусных 90-х и «нулевых годов, люди сумерек  и тьмы, в которых  удивительным ракурсом совмещены   внешний мрак и  внутренняя тьма. Герои  прозы Зуева – это жертвы людоедской эпохи первоначального накопления капитала, уголовники и проститутки, живущие кто где, кто на помойке, а кто в собачьей будке, чья жизнь не только не сложилась, а рухнула и  погибла. Среди героев этой книги легко узнаются  вполне конкретные люди, чьи имена у многих  политологов-публицистов и сегодня на слуху – уголовный авторитет и бизнесмен  Отари Квантришвили,  премьер  Егор Гайдар,  бывший политический лакмус России  Владимир Шумейко и представители трёх сил  правящего  клана – чиновники-предприниматели, чиновники-взяточники и    предприниматели-чекисты,   все плоть от плоти КПСС.  Среди героев прозы  Михаила Зуева –не только жертвы криминально-сексуальной революции и Смуты, но её глашатаи, лидеры и вожди,  бывшие постоянные клиенты вип-саун, ночных секс-клубов и садомазохических салонов, бывшие атеисты, принявшие в начале «нулевых годов» православие, остепенившиеся и заматеревшие во власти. Сегодня они учат нас,  как любить Отчизну, отца и мать, жену и детей, призывают юношество к жертвенному патриотизму. А  тогда, 20 лет назад они дуриком, близ  бани Ельцина, становились долларовыми миллиардерами, а по ночам ловили кайф и раскрепощались,   превращались после сомы (аюрведического растительного экстракта)  в какую-то  чудовищную помесь свиньи и лисицы, вампира и пса, ведьмы и ведьмака.
«…И только к вечеру, восстав, весь разбитый, ото сна, включил телевизор. В интервью молодой министр убедительно расписывал, какая благодать наступит после отмены льгот  для  всех и вся.  Что-то мне в его сытой физиономии  показалось до  боли знакомым. Я надел очки и непроизвольно  вздрогнул – это  же он хлебал кровь  тазами. Вот он снисходительно улыбнулся,   и обнажились  небольшие  снежно-белые клыки ещё вчера в запёкшихся сгустках крови, торчавшие ниже подбородка. В смятении  я нажал на пульт.
       На другом канале по ходу ток-шоу выясняли, сколько в России должно остаться народу по ходу реформ для соответствия требованиям  МВФ, МБРР и ВТО. Все: и ведущий не так давно бегавший на четвереньках за косточкой и гостья студии – стриженая под мальчика брюнетка не первой молодости, буквально вчера требовавшая разврата, сходились почему-то на пятидесяти миллионах. Меня опять почему-то затошнило» («Ночные грёзы»)
     Шумят о своём и личном  три чиновничьих сосны на  федеральном погосте  России. И  лежат без движения и взаимодействия  три  краеугольных камня  дальнейшего государственного  и общественного   развития  страны.  И продолжают  пребывать в сумеречном помрачнении сознания и в социальном параличе  люди, не имеющие представления  о счастливой и полнокровной жизни  и о счастье вообще, люди сумерек и тьмы, не умеющие читать, думать и мечтать.
       Сегодня нам, как никогда, нужна  острая социальная публицистика и умная, мудрая  сатира  в духе русских классиков. И весьма прав был  товарищ Сталин, когда говорил, что советской  стране нужно как можно  больше таких писателей-сатириков, как    Гоголь и Щедрин. Вот только Михаилу Булгаков и Михаилу Зощенко немного не повезло, а также отдельным  крестьянским поэтам и поэтам-попутчикам, замученным на Лубянке.  Как сложится писательская  судьба сатирика Михаила Зуева,  покажет время. Слишком поздно замечено его творчество писательской средой, слишком  много в последнее время появилось новых литературных стай и тех, у кого крепкие зубы и острые когти, кто  не намерен  умное и доброе  чтение  сочинять, не романы сочинять, а «финансы и литературное  пространство осваивать» (Сергей Морозов)
    
      Читая книгу Михаила Зуева и прозу условно молодых прозаиков (из которых многим  сегодня  далеко 30 и 40 лет), приходишь к неутешительному выводу: прожитая нами эпоха, эпоха Смуты конца XX  и начала XXI  века станет самой позорной страницей нашей Отечественной истории из всех её страшных и скорбных страниц. Надо было  иметь особые воровские таланты, чтобы сделать из самой большой и богатой страны мира ничтожную и мерзкую Панаму.  Надо было   суметь так подло и ничтожно прожить свою жизнь, чтобы  потом наши потомки стыдились бы  за нас и за свою страну. Историкам будущего для  объективного  освещения нашей эпохи  документального  материала  мы  наплодили   в чудовищном  изобилии. Их вполне хватит и для десятков Международных трибуналов   и  сотен арбитражей  мирового масштаба. Их  вполне хватит и для честных  историков и для  благородных беллетристов. Сегодня, чтобы не выглядеть в будущем  смешными, глупыми, подлыми и нелепыми, нам  не следует  особо кичиться перед всем  миром  своими мнимыми достижениями и успехами, доказывать всему мировому сообществу   своё  особое, большевистское превосходство. Надо не забывать, что все мы и наша правящая  элита носим на себе несмываемой позорное  клеймо «страны рабов, страны господ», что все мы – постсоветские люди, ползающие  у разбитого  колхозного корыта, ЛЮДИ СУМЕРЕК И ТЬМЫ  без нормального настоящего и светлого  будущего.
    Все обречены, а многие  давно умерли раньше срока, задолго до своей физической смерти, но продолжают  мучить мир нормальных живых.  (Сельский вечер или Живой труп») Дети перестройки-«катастройки», интернационального советского блуда – самоед и арий, татарин и монгол, зверь и шаман, абориген и пришлый  «новый хозяин» вылезли  из-под глыб  рухнувшего СССР и  заполонили  российское время-пространство, стали нашей общей проблемой и национальной бедой.  Дети   эпохи приватизации и  бандитского накопления  капитала –   стали нашим стыдом и позором, немым укором, результатом  никчемной и напрасной  жизни  всех трёх поколений советских людей. Среди них  есть те, кто окончательно «созрел» для   новой, буржуазной  «правильной» жизни и  окончательно утратил  человечность. О таких умерших до срока людях   горько  плакал Христос,  о таких живых трупах  во  все времена  напрасно молятся   безутешные  родители. Но есть и такие индивиды,  кто «ещё может заиметь в себе человека».  На них-то  и вся наша надежда  и наше упование.


07.07.2019


Рецензии