Братья

Отрывок 2, из повести «1932-ой, жестокий»


        Одним из встречающих был Петро, лепсинский казак, призванный ещё в финскую войну, воевавший с немцами в Первую Мировую, награжденный за отвагу и доблесть Георгиевским крестом, потом революционер, участник штурма Зимнего дворца и в довершение активный сторонник установления Советской Власти в Средней Азии, воевавший с Кор-Шерматом вплоть до самой границы.

        Петро был одним из тех солдат, что встречал Ленина на финском вокзале в Петербурге, когда Ленин с башни бронемашины, произносил свою пламенную речь.

        Правда, когда люди, узнавшие про это интересовались о чем говорил Ильич, Петро честно отвечал, что видеть-то Ленина он видел, а вот о чем говорил не слышал, далековато от бронемашины стоял.

        Но люди всегда настойчиво спрашивали, а какой он был, Ильич? На что Петро тоже честно отвечал - маленький, невысокий человек.

        У Петро  была одна завидная черта- он обладал поистине фантастической памятью, всегда помнил все даты и все фамилии и имена сослуживцев, а работая заведующим складом и снабженцем в колхозе, помнил наименование и количество всех товаров, материалов и оборудования наизусть, никогда не ошибаясь и не заглядывая в книгу учета, которую, тем не менее аккуратно вёл.

        И ещё Петро был превосходным столяром- мебельщиком, его изделия очень ценились и пользовались спросом у жителей всего Семиречья.

        По служебным делам Петро часто бывал в Чаушеке и подружился с Юлдашем, мужем Гуландом, у которого покупал много товаров для своего колхоза.

        Была и ещё причина по которой Петро захаживал к Юлдашу - одним из приказчиков у Юлдаша был родной брат Петро, по имени Сашко, у которого были веские причины не возвращаться в родное Семиречье.

        Два родных брата в период гражданской войны стали классовыми врагами, оказавшись по разные стороны баррикад.

        Пока Петро воевал на западе страны, совершая октябрьскую революцию и штурмуя Зимний, его родной брат был мобилизован в белую армию Дутова, где верой и правдой служил Белому движению, есаулом в личной гвардии самого атамана, обеспечивая его безопасность.

        Обеспечивая, но не обеспечив.

        Ловко войдя в доверие, пользуясь именем известного туркестанского купца, выдавая себя за его племянника и, якобы, представляя в Синцзяне интересы антибольшевистского движения в Туркестане, готовящегося к воссоединению с Белым движением, агенты ЧК из Ташкента сумели хитростью проникнуть в кабинет Дутова и расстрелять его и его адьютанта.

        Застрелив Дутова и его адьютанта, а также еще двоих казаков, охранявших вход в кабинет, агенты скрылись в неизвестном направлении, предварительно создав ложный след, по которому и пустилась в погоню атаманская сотня в сторону советской границы.

        Атамана Дутова похоронили с почестями на третий день утром, а вечером, притаившиеся в противоположном от границы направлении, чекисты, вылезли из своего убежища и, осквернив могилу, вытащили и обезглавили тело убитого, и затем сумели ускакать на советскую территорию, забрав голову с собой, в качестве доказательства выполненного задания.

        А есаула Сашко бывшего в тот злополучный день начальником караула у штаба, где находился кабинет Дутова, арестовали и военно-полевым судом приговорили, за халатность, к расстрелу, но не чувствовавший за собой вины Сашко, воспользовавшись суматохой, возникшей на кладбище, сумел с помощью односельчанина, бежать из-под стражи и спрятаться на одном из хуторов, принадлежавших Юлдашу, который прятал его, выдавая за своего работника.

        Есаул прижился у Юлдаша и имея множество трудовых навыков выполнял самую различную работу, тем не менее отдавая предпочтение привычной работе в конюшне и на пасеке.

        К тому времени, когда происходили описываемые события с возвращением Гуландом домой из поездки в Ташкент, Петро и Сашко уже давно помирились, забыв классовую неприязнь, обзавелись семьями и хозяйством, правда по разную сторону от границы - Сашко решил не рисковать возвращаясь в Союз и остался жить в Чаушеке, работая в хозяйстве у Юлдаша.

        Сашко ожидал Гуландом с детьми в ближайшем к границе хуторе, держа наготове подводу.

        Но границу ещё предстояло перейти.


Рецензии