Художники Парижской школы-Генрих Лянгерман

 ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1920-е гг. Париж стал школой для Г. Лянгермана и М. Фоерринга, которые вначале 1930-х гг. вернулись во Львов, сохранив верность живописной раскованности Ecole de Paris. Генрих Лянгерман (Henryk Langerman, 1896, Дрогобыч подо Львовом – 1944, Львов) начал свою профессиональную карьеру в Веймарской Академии Художеств, потом несколько лет провёл в Вене, активно участвовал в еврейской художественной жизни Львова.
В 1920 г. стал членом Художественной секции львовского «Общества любителей еврейского искусства», регулярно выставлялся на его выставках.
Впервые художник показал свои работы в 1919 г., в 1920 г. экспонировался на «1-й выставке еврейского искусства» во Львове, и в том же году состоялась его
персональная выставка.

В 1924-33 гг. Лянгерман жил в Париже. За неполные 10 лет он смог приобрести известность: его имя, также как и М. Фоерринга, фигурирует в «Биографическом словаре современных художников» (1910 – 1930) Эдуарда-Жозефа, изданном в Париже в 1930 г. Он выставлялся в Осеннем салоне, салоне Независимых; в 1927 г. персональные выставки художника прошли в галерее Торо и салоне д’Эскалье в Париже. Он регулярно показывал свои работы во Львове (выставки 1930, 1931, 1932, 1937 гг.). В приглашении на выставку 1930 г., проходившую во Львове в «Пассаже Миколаша» указывалось: «Генрик Лянгерман. Художник живописец из Парижа». Его «Бретонки» из собрания Львовской галереи искусств – типичный пример живописи Парижской школы.

Картина написана свободными быстрыми движениями кисти, в условности и обобщенности форм угадывается точность схваченных характеров.

Большинство работ Лянгермана до Второй мировой войны находилось в собрании у львовского мецената Кароля Каца (дальнейшая их судьба неизвестна).
 Больше информации о художнике можно прочесть в книге  искусствоведа Галины Глембоцкой « Художники- евреи Львова. Жизнь. Творчество. Судьба», Львов 2015 г. -464 с.; 250 илл.


Рецензии