Марш свободы

Марш свободы

Последние находки в зарубежных и отечественных архивах значительно меняют наши представления о становлении национальных маршей в Узбекистане. Фото, ноты, открытки, пластинки, мемуары дают основания полагать, что этот музыкальный жанр развивался у нас тесной взаимосвязи с общемировыми процессами. 

Известно, что ритмические рисунки маршей ведут своё происхождение от барабанной дроби и фанфарных сигналов. Местные традиции этой военной музыки формировались столетия назад, особенно же отчетливо – во времена Темуридов. Таблы (барабаны) были фактически государственным достоянием,  имели сакральное значение и многие из них – даже золотые надписи с назиданием потомкам.

В первой половине  XIX века в военно-музыкальные коллективы Кокандского, Хивинского, Бухарского ханств входили барабанщики, флейтисты, сурнайчи, трубачи. Во время военных кампаний музыканты шли в первых рядах после знаменосца – свидетельство значительной роли маршей в поднятии боевого духа. 

Во второй половине этого же столетия оркестры в двух ханствах оркестры создавали уже при каждом батальоне. Жалованье музыкантов было относительно выше, но здесь служили до 30-35 лет, после чего переходили в разряд рядовых сарбазов регулярной армии.

Своими впечатлениями о европейских оркестрах в своих путевых заметках делятся видный дипломат Ахмад Дониш и путешественник Мирзо Сиродж Хаким. Это подогревало интерес местной интеллигенции к эволюции отечественного музыкального искусства в тесной связи с общемировым.

Марши в Хиве и Бухаре исполнялись на парадах, праздничных шествиях, военных учениях, смотрах, строевых прогулках, во время выдачи сарбазам жалованья, при встрече иностранных делегаций, при других официальных церемониях.  Они повсеместно звучали в Ташкенте, Самарканде, Фергане, Новой Бухаре, а в пору «пробуждения Азии их европейские образцы проникают и через «живых хафизов» – граммофоны, патефоны, нотное письмо. Это послужило тому, что в рассматриваемую нами сферу вторгается многоголосие. Приход за рубежом к власти младотурков, младоегиптян, младоафганцев, влияние татарских и азербайджанских просветителей и местных джадидов, с их передовыми взглядами на музыку, значительно оживляют интерес к жанру, стимулировали симбиоз общечеловеческого, общевосточного и национального.

Фото 1909-1913 годов демонстрируют ханские духовые оркестры. Они насчитывали не менее 16 музыкантов. Как явствуют источники, с европейскими капельмейстерами, они, как явствуют источники, играли с гостевыми концертами даже в российских городах, исполняя при этом собственные сочинения. Изучение архивов подтверждает, что в распоряжении местных коллективов было много маршей, включая специально написанные чужими авторами. Есть версия, что некоторые марши выполняли и функцию военного гимна.

Также вплоть до Первой мировой войны Хива и Бухара выписывали из-за рубежа для значимых событий оркестры, с новыми необычными для жителей Средней Азии инструментами.

В Самарканде в феврале 1917 свободно, прилюдно, воодушевленно исполнялась французская «Марсельеза». Немного позже Садриддин Айни напишет на ее мотив «Марш свободы», ставший популярной в народе песней. Музыка эта требовала соответствующего выстраивания поэтических слогов, реформы стихосложения.

Есть данные, что в начале 1920-х азам военной музыки учили в Шарк мусика мактаби – первом узбекском профессиональном образовательном учреждении, связанном с именем нашего первого профессора Абдуррауфа Фитрата. Там получали знания будущие корифеи Мутал Бурханов и Мухтар Ашрафи, которых в последующем привлекали к развитию жанра, особенно в период войны с фашистами. Коллектив школы выступал перед военными и милицией.

Прекрасный национальный марш – олицетворение взаимовлияния восточных культур – звучит в фильме «Восход над Гангом», созданном в в 1975 году при участии узбекских и индийских кинематографистов. Звучит как назидание потомкам творить еще более высокую и тонкую музыку.

…Повествование было бы неполным, не упомяни мы о роли в укреплении творческих взаимосвязей,  развитии нашего направления в военной музыке ХХ века народных артистов Узбекистана – Николая Миронова, Виктора Успенского, Рейнгольда Глиэра, Алексея Козловского, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Совета Вареласа, заслуженного артиста Узбекистана Пулата Халикова, многих других талантливых мастеров.

Их дело следует достойно продолжать. Национальные марши требуют дальнейшего изучения. В них видится кладезь и для обогащения современной музыки.

Баходыр Эргашев,
доктор философских наук,
профессор
("Правда Востока», Ташкент, 22 июня 2019 года, №126 (29089))


Рецензии