Когда затосковали уши

"Есть только два жанра музыки - хорошая и плохая" - эту фразу приписывают то одному, то другому великому композитору, дирижёру или музыканту-исполнителю. Вполне вероятно, что каждый из них когда-то говорил что-либо похожее, потому что так оно и есть, и это относится не только к музыке, но и ко всякому одухотворённому произведению человеческого разума и умелых рук. Музыке повезло больше других видов искусств: если достаточно значительная часть человечества вполне обходится в повседневной жизни без посещения художественных галерей, то без музыки в той или иной её форме удаётся прожить лишь немногим избранным. Основная масса обладателей пары слышащих ушей не имеет сил категорически отказаться от удовольствия напевать себе под нос мелодии, с которыми им легче продираться с боями через осложнённые проблемами выживания дни.
 
Как ни крути, а музыка - это наш постоянный спутник, почти бытовая необходимость. Конечно, как и во всяком деле, каждому своё в каждый отдельный период, в зависимости от настроения на тот момент. Даже самых утончённых ценителей высокого музыкального стиля иногда тянет послушать произведения «не аристократического» статуса, скажем, «попсню» с ресторанным привкусом, а то и ещё чего-нибудь покруче, в чём они никогда не решатся признаться своим коллегам по облёту элитных концертов классической музыки. Почему же они так смущены, что осмелились тайком изменить своему официальному музыкальному кредо и предались искреннему наслаждению менее эстетичными жанрами музыкального творчества? Да только потому, что в обществе укоренилось ложное представление о том, что есть классика в музыкальном аспекте этого слова.

Музыка, естественно, различается по стилям и жанрам, но у классики нет и не может быть жанра, потому что классика это всё, что надолго остаётся в памяти человеческой даже после того, как выходит из моды и больше не приплывает к нам ежедневно на услужливых радиоволнах. Классическая музыка – это не симфонии или так называемый классический рок, а любая музыка, которую хочется бесконечно слушать или напевать, потому что она привносит радость в самые пасмурные дни, придаёт силы встать, когда ты сбит с ног и снова идти, и надежду, что всё-таки дойдёшь, куда шёл. Классика любого жанра проверяется временем и не распределяет своих поклонников по возрастным категориям. Как подросток, любитель рэпа, может неожиданно для себя найти радость и утешение в сочинениях Вивальди, так и согбенному старцу иногда становится легче на душе от песен поколения его внуков. Правда, не ото всех, а только от тех, которые, как бы они не были гонимы на разных этапах, обрели свою жизнь вечную и бесконечную, потому что очень хороши. Всё просто: есть замечательные вокальные произведения и запоминающаяся инструментальная музыка, а есть просто музыкальный шум. И как бы этот шум не продвигали, какие бы барыши он не приносил своим создателям, не его будут напевать или насвистывать люди, занимаясь своими повседневными делами спустя многие годы, когда он наконец перестанет заполнять собой эфир.

Бывает, что и талантливые произведения на время оседают на полках, незаслуженно забытые там потомками, но они только ждут своего часа быть заново открытыми. И когда это происходит, так как это случилось с музыкой французского композитора Эрика Сати, автора знаменитых гимнопедий, выпавших лет на тридцать из поля зрения исполнителей, то эти произведения возвращаются к людям и снова радуют их богатством своей музыкальной палитры. Такое вряд ли может произойти с одномоментными коммерчески раскрученными суперхитами.

Так я размышляла, занимаясь скучными, но обязательными домашними делами под песню Виктора Цоя "Место для шага вперед", начинающуюся вот с таких слов: «У меня есть дом, только нет ключей, у меня есть солнце, но оно среди туч, Есть голова, только нет плечей, но я вижу, как тучи режут солнечный луч...»*  Автору поклонников было не занимать и при жизни, а уж тем более после того, как он стал легендой отечественного рока. Но мне-то ведь не довелось стать его фанатом сразу, как только его звезда озарила музыкальное поднебесье: ну, не до того было. «Широкие, трудящиеся массы», как нас всех скопом в те годы называли руководители страны, впервые познакомились с творчеством Виктора только в фильме Сергея Соловьёва «Асса», вышедшем на экраны в 1987 году. А 15 августа 1990 года случилась трагедия, и талантливого музыканта не стало. И вот, спустя более тридцати лет после этой первой экранной встречи с Виктором Цоем, я, фанат Рахманинова и Моцарта, слушаю песни Цоя, да ещё и подпеваю, надраивая свои многочисленные кастрюли. Почему? Потому что это классика, которая будет жить ещё много-много лет и которую всегда захочется снова послушать, когда придёт подходящее настроение. И Моцарт с Рахманиновым, занимающие в моём доме целую полку, на меня никогда за это не обижаются.

Так что правы все известные деятели мировой культуры, которые говорили, что есть только два жанра музыки – хорошая и плохая.


*Виктор Цой. "Место для шага вперед"

У меня есть дом, только нет ключей, у меня есть солнце, но оно среди туч,
Есть голова, только нет плечей, но я вижу, как тучи режут солнечный луч...
У меня есть слово, но в нем нет букв, у меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать, и есть еще ночь, но в ней нет снов.

Припев:
И есть еще белые, белые дни, белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно - это несколько слов и место для шага вперед.

У меня река, только нет моста, у меня есть мыши, но нет кота,
У меня есть парус, но ветра нет и есть еще краски, но нет холста.
У меня на кухне из крана вода, у меня есть рана, но нет бинта,
У меня есть братья, но нет родных и есть рука, и она пуста.

Припев:
И есть еще белые, белые дни, белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно - это несколько слов и место для шага вперед.

И есть еще белые, белые дни, белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно - это несколько слов и место для шага вперед.

Текст песни опубликован на сайте https://www.gl5.ru/coi-viktor-mesto-dlya-shaga-vpered.html


Рецензии