Окопы Гражданской войны

      Электричка, не снижая скорость, уверенно въезжает в Алексеевский мост, возведённый в 1916 году. Пассажиры салона прильнули к окнам, чтобы насладиться величием Амура. И мой любопытный взгляд был направлен на животворящую картину – меня всегда захватывал дух несущихся вод. Долина могучей реки широкая, с водоворотами, с быстрым течением и упрямыми волнами. В СССР мост считался «Амурским чудом» – его длина составляла около 3-х километров. Но его реконструировали в ё1998 году, и длину, с подъездными эстакадами, увеличили до 3,9 км. Это величественное сооружение можно увидеть на 5-ти тысячной купюре Банка России.
Навещать Покровку я стараюсь летом, когда бушует зелёная флора, а запах цветущей липы витает в воздухе. Здесь я прожила 10 лет, и меня встреча с детством всегда волнует. Вот и сейчас, сердце колотится, как молот. В моём вагоне не так много людей, чаще народ пользуется услугами автобуса – его маршрут проходит по верхней эстакаде моста. Но, я люблю совершать поездки электричкой – насыпь железной дороги, на противоположном берегу, выше автотрассы на 4 метра.

Передо мной раскрывается панорама местности, которой я любуюсь из окна. Но больше всего я уделяю внимание на старые, заросшие травой блиндажи и окопы, пролегающие вдоль магистрали, чаще по её правой стороне – левая находиться в зоне затопления. В детстве я не понимала, для какой цели они сооружены? О Гражданской войне в Приамурье упоминалось в учебниках бегло – только несколько слов о Волочаевских боях. В Покровке нет музея, нет и монументов, говорящих о важных событиях героического времени. Но нам может поведать о штурмовых днях сама Волочаевская сопка, на ней поставлен памятник партизанам и бойцам Народной армии, а также возведён мемориал павшим героям. В 1937 году режиссёрами Васильевыми был снят фильм «Волочаевские дни».

В романе «Пароль не нужен» Юлиан Семёнов описал бой с Белоповстанческой армией.
Брат моей бабуши Марьи – Арефий Гуров, бывший партизан, в 60-е годы часто навещал Покровку, в которой когда-то жил. С моим отцом, Сергеем Сусловым, дед рыбачил на Амуре, а вечерами, за обеденным столом, шла беседа о Гражданской войне, об обозах, о японцах, о командире Шевчуке и о Волочаевском штурме. А вот разговор про окопы я, возможно, прослушала. В беседу взрослых не рекомендовалось вмешиваться детям, но в другую комнату, куда я удалялась, долетали слова громкоговорящего деда. Память упрямая штука – я запомнила то немногое, что слышала. Но, став подростком, я сделала свой вывод – окопы служили для учения солдат, расположенной рядом части, хотя по факту, она имела свои полигоны.

Покровка была заселена казаками и переселенцами, кои были мои бабушка и дедушка. Своей главной улицей Ленина она смотрит на город, встречая восход солнца, а вот за огородами тянется болотистая низина, усеянная кочками, с редким перелесьем. В детстве мы часто ходили за голубикой и, конечно, не пройдя половину пути, натыкались на окопы, заросшие травой – они тянулись во Владимировку, стоящую на берегу Амура в 7 километрах.
Японцы сидели в Хабаровске 3,5 года. Самураям нравилась Тунгусская волость с железной дорогой и почтовым трактом, там они держали свои гарнизоны. Один бой, как жители Владимировки, так и Покровки, запомнили надолго. В середине мая 1921 года японцы высадились на левый берег. Они имели в своём распоряжении захваченные на базе Амурской флотилии канонерские лодки с пушками и пулемётами, были в наличии и бомбомёты. Враг беспрепятственно подошёл к Владимировке.

Партизанские отряды не имели такого вооружения – не доставало пулемётов, многие бойцы были вооружены берданками. В таких неравных условиях начался бой. Первый десант самураев рассчитывал на победу, но партизаны, подпустив японцев близко – уничтожили их. Завязывались штыковые атаки и рукопашные схватки – партизаны были на высоте. Тактика ближнего боя благоприятствовала нашим бойцам. Враг под натиском крепких ребят откатился назад. На второй день бой разгорался с новой силой. Образовался широкий фронт по побережью всей волости, а прибывший бронепоезд Народной армии изменил исход боя в пользу партизан. Японцы потеряли более двух тысяч солдат. Владимировка и Покровка задыхались в огне. Но вернусь к более ранним событиям.

Покровка стояла в 9 км от города – она возникла в 19 веке. В 1888 г. в православный праздник Покров переселенцы из западных губерний России высадились на берег Амура. Найдя высокое место, напротив Хабаровска, решили его застолбить. Название села определилось в честь праздника. Покровка имела выгодное стратегическое положение – она стояло рядом, с Алексеевским мостом и имела свою сортировочную станцию.

В начале 1918 года США, Англия, Франция и Япония перешли к открытой интервенции. В августе в Приморье вторглись японские ставленники Калмыков и Орлов. В Хабаровск 4 сентября 1918 года вошли японцы торжественным маршем с калмыковскими кавалеристами и американцами.Война носила широкий масштаб – в ней приняло11 японских дивизий, контингент который включал более 120 тысяч офицеров и солдат. В городе процветало мародёрство и карательные действия к мирному населению.

Это время для Приамурья было самое тяжелое, насыщенное обильным истреблением народа, в большей степени, чем в Западной части страны. В городе, почти за сутки, до интервенции, Чрезвычайный съезд Советов принял решение о переходе к партизанской войне. В Приамурье партизанским движением руководил Бойко-Павлов. Вокруг Хабаровска действовал ряд боеспособных партизанских отрядов. Крупнейшим считался Тунгусский отряд Шевчука. К лету1919 года вся волость оказалась в руках партизан, строили блиндажи и копали окопы. Земляные работы выполнялись за короткий срок. Подступы к Покровке были усеяны этими сооружениями, а железная дорога находилась под постоянным воздействием партизан.

С мая 1921 – по октябрь 1922 года, Приамурье стало ареной жестоких боёв с интервентами и белогвардейцами. На Ине и в Покровке японцы оказались не случайно – эти станции имели добавочный путь. В Японию и Америку шли эшелоны с награбленным. В декабре1921 года, в Покровке был арьергардный бой. Партизаны прикрывали отходившие войска Народной армии, внезапно ворвались в село карательные отряды. На станции стоял состав с оружием и продовольствием, так же находились семьи командиров. Пьяные, разъярённые каратели стали резать женщин и детей. Партизаны с трудом смогли отбить белогвардейцев.

Гражданская война в Тунгусской волости шла к завершению. Волочаевские бои – это не просто мимолётные и смертоносные дни – это крупнейшее сражение, это апогей, всей кровавой Гражданской войны в России, в Приамурье она закончилась в 1922 году, но продолжалась в Приморье. Окопы остались, как немые свидетели прошедших боёв с интервенцией, как эхо партизанской войны.

 


Рецензии
Ольга, спасибо!
Ваш интересный рассказ всколыхнул мою память о Дальнем Востоке. Сейчас я проживаю в Москве.
В Хабаровске приходилось быть в 80 годах в командировке, и, конечно, я любовался Амуром.

Предлагаю почитать фантастику, в которой мой герой из Хабаровска:

http://proza.ru/2020/04/12/673

С уважением.

Владимир Чугай   26.08.2022 17:22     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю Вас за отзыв и прочтение!
Прочитаю непременно Вашу фантастику.
С уважением, Ольга.

Ольга Суслова   27.08.2022 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.