На весах Иова

- «И лампа не горит и врут календари, и в самый разгар веселья падает из рук бокал вина». (Сплин)

- «Последний суд нисколько не похож на тот суд, к которому мы привыкли на земле, и приговоры последнего суда нисколько не похожи на приговоры суда земного, так же как и истина небесная не похожа на истину земную». (Л.Шестов)

- «Если я ходил в суете, и если ноги мои спешили на лукавство, то пусть взвесят меня на весах правды, Бог узнает мою непорочность». (Иов)

Сказал горе – передвинься к морю! Не передвинулась. Сказали мне, что такие вещи надо произносить в силе веры. Тогда, крикнул я ветру – утихни! И ветер бросил мне горсть листьев в лицо. Омывая лицо в реке, вспомнил, как Петр пошел по реке и в малой вере начал тонуть. Пошел и я, и ноги мои начали тонуть. И подумал я, - что лампа моя не горит, и с верой и правдой моей что-то не так, а пойду-ка я на брачный пир (свадьбу) друга, повеселюсь и забуду там свои неудачи в вере. Было там радостно и весело, бокал из рук не падал. А чтобы оправдать свое веселие, пошел я погулять по страницам Книги Жизни, и нашел весы Иова, на которых попытался взвесить его и свою правду.
Не раз читал я книгу Иова, а потому странно и любопытно было обнаружить, что она начинается именно с пира семерых сыновей и трех дочерей патриарха: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. И когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал и освящал их, и рано утром возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем». О самом же Иове сказано, что он был очень богат и при этом был непорочен, справедлив, богобоязнен и удалялся от зла. И вот, когда случилась беда, потерял он детей и богатства, а сам он был поражен проказой, начались его страдания. После первого вопля его и после первого осуждения его другом, Иов первый раз заговорил о весах: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морской». В последствие, в конце книги мы узнаем, что Бог взвесил его вопли, и нашел в них нечто неправильное. Второй раз, после очередного осуждения его тремя друзьями, Иов опять заговорил о весах и сказал: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность». Существует много книг и комментариев древних и современных авторов, и все они в основном строились вокруг вопроса о грехе, которые Иов не мог не совершить. Так говорили трое его друзей и четвертый молодой судья. И опять же, в конце книги мы узнаем, что Бог сказал о таких комментаторах, что они так же говорили не совсем «правильно и верно». 
Древние учителя Слова говорили, что Бог одарил человека тремя дарами – Учением, щедростью Плодов земли и будущим Миром. И если человек страдает, то небходимо исследовать поступки, а если в поступках не найдено греха, то страдание может быть за пренебрежение в учении. И все это мы можем найти в жизни Иова. Первое что мы замечаем – был пир молодых людей, они там «ели и пили вино», то есть веселились и радовались жизни. Надо думать, Иов тоже радовался их радостью, но как мы уже заметили, он при своей праведности и богобоязни имел страх о веселии детей. Нам необходимо определиться, так ли плохо само по себе веселие. В Библии не раз читаем, как веселие осуждается некими праведниками и пророками, и если оно осуждалось, то в связи с неправедными делами: «веселие беззаконных кратковременно. Но Иов осуждает веселие в скорби – «да не войдет в нее веселие». И в тоже время в Писании мы находим слова, когда веселие оправдывается и ставится в условие заповеди: «И придут на тебя все проклятия сии… за то что ты не служил Господу, Богу своему, с веселием и радостию сердца, при изобилии всего». В одних местах пророки показывают, почему исчезло веселие с плодоносной земли, а с другой стороны, говоря о будущем, утверждают, что «возвратится веселие и веселие вечное будет у них». Очевидно, необходимо отличать пир от пиршества, как и веселие от смеха беззаботного. В Писании рассказывается, как однажды царь Валтасар сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих. И пили они вино из золотых сосудов Божиих, и славили «богов золотых и серебряных», а Бога «в руке которого дыхание твое (царя), он не прославил». И вот, на стене появилась кисть и написала – «ты взвешен на весах и найден очень легким», поверхностным в жизни и веселии.
А мы опять возвращаемся к весам Иова, пиру его детей и попытаемся взвесить его с позиции трех даров Божиих – Учения, Плодов и Будущности. Но прежде обратим внимание на авторство книги Иова. Существует несколько версий и одна из них останавливается на царе Соломоне, том самом царе, который в своих произведениях поднял планку «новых» отношений между мужчиной и женщиной. Особенно это заметно в любовной книге Песни Песней, где молодая девушка все время ищет своего возлюбленного, но на ее пути возникает религиозный закон и старая традиция. Древние говорили об Учении Соломона – «На что были похожи слова Торы (Учения) до того, как появился Соломон? На глубокий колодец со студеной водой, никому не удавалось испить из него. Что же сделал один мудрец? Он связал веревку с веревкой, шнур со шнуром, зачерпнул и испил». Сторонники авторства Соломона замечают, что такие выражения как «веселиться» и «намерения» встречаются только в книге Иова и произведениях Соломона. А потому эти отношения (намерения) между мужским и женским началами, должны отразиться и в книге Иова.
В учении, пир обозначен семерыми братьями и тремя сестрами. Где число семь обозначает полноту - мужского, а число три – не полноту женского. Почему возникла не полнота женского, мы замечаем во вторых весах Иова. Буквально перед тем, как Иов скажет – пусть взвесят меня на весах правды, перед ним говорил третий друг и он сказал – «как человеку быть чистым рожденному женщиной». Нет сомнения, что Иов думал так же, что женщина не чиста и не является сонаследницей обетований мужчине. Вначале оправдания он говорит – «завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице». Очень странный завет, тем более мы знаем что он, как правило, заключался (объявлялся) Богом с человеками, а не наоборот. Да еще с «глазами и о девице», что не вписывается в завершающуюся тайну откровения домостроительства Божия в человеческом обществе. Древние комментаторы, испившие из колодца Соломона, замечают, что Иов был не плохим человеком, - был справедлив, богобоязнен и удалялся от зла, но не был праведником в том смысле, в которое вкладывал автор книги. В своей богобоязни, он смотрел на мир людей через решетку окна, дома «своего», и совершал жертвы всесожжения за пирующих детей. Чтобы понять нечто о решетке и жертвах Иова, необходимо рассмотреть некоторые моменты одной из притч Соломона, где старый учитель от аскетической морали, осуждает женщину (письменно) в письменной Торе (Учении). А Соломон оправдывает ее (устно), через Учение (Торы) устной, как сказано – «суди всякого человека, склоняясь к оправданию». И такая презумпция невиновности распространяется на всякого человека, кроме «заведомого грешника».
Так вот, седьмая притча Соломона начинается со слов наставника, что он «подсматривал» за женщиной и юношей «в окно дома моего, сквозь решетку мою». Сразу, от начала притчи дается понять, что наставник морали был, как-бы заперт в своем мнении на данную ситуацию, как и Иов, заключивший завет со своими глазами. Далее, узнаем, что она была за мужем, но ее муж «взял кошелек серебра и ушел» погулять. И женщина, понимая куда пошел муж и не желая оставаться одной, приносит «мирную жертву» и призывает молодого мужчину домой, чтобы вместе «насладиться любовию». Здесь можно осуждать и оправдывать женщину, но мы принимаем наставление тех мудрецов, которые почерпнули из колодца Соломонова. А так же вспоминаем дела того же Иисуса, который оправдал женщину, взятую в прелюбодеянии законниками. Кроме того, написано, что женщина принесла «жертву мирную», то есть идет на это мирно, как со стороны не любящего и прелюбодействующего мужа, так и мирно со своей стороны, не делающей семейной истерики. В ветхом завете Библии приводится около десятка жертв, но именно в жертву «мирную» приносятся животные или птицы обоего пола. В этом перечне жертв есть жертва за грех, но ее жертва была именно «мирной» не за грех, который только осуждает. И приносит жертву не «всесожжения», как бы за все сразу без конкретики и понимания, которые приносил Иов, говоря – «может быть, сыновья мои согрешили».
Из других монологов о женщине, складывается впечатление, что у Иова не все было в порядке с женой своей. Она не поддержала его в скорби и он называет ее «безумной», а в другой раз, когда опять оправдывался в области женского, говорит – «Если сердце мое прельщалось женщиною, и я строил оковы у дверей моего ближнего, то пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею». Но что значит «мелет» и «пусть другие»? по сути, он допускал ее связь с другими, как и свою. И в тоже время, мы читаем, что Иов умел доставлять «радость и веселие» вдове. По законам тех времен, вдова не должна была оставаться без мужчины, а потому не будем строить догадки, на каких основаниях осуществлялись радость и веселие вдов. Как бы мы не множили разного рода атрибуты и суждения о счастье, насколько должно быть в нем радости и веселия, как этим увлекались средневековые апологеты, их учения не достигали высших обетований Творца человеку. И потому появлялись последователи сакрального библейского учения, которые утверждали, что высшая цель социального развития состоит в наибольшем счастье, измеряемого чувством удовольствия, для наибольшего числа людей. Основной вопрос заключался в освобождении инстинктов жизни, где Библейское «сочетание» в одну плоть, становилось источником высшего познания ближнего, и Бога, тоже.  Мы все, будучи в вере или некой праведности, можем говорить возвышенные слова о Боге и нравственности, но когда касаемся своего оправдания на основании «старого» учения, то к нам применимы теже слова, что сказал четвертый судья, молодой Елиуй Иову: «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом. А потому он должен был испытан по ответам его, свойственным людям нечестивым». Что мы отчасти и сделали.
И опять пир. В один из дней такого пира появляются четыре вестника беды: Приходит первый вестник и говорит Иову, что напали Савеяне, забрали скот, отроков убили и спасся он один. Еще говорил первый, как пришел второй вестник и говорит, что упал огонь с неба и «пожрал» всех и спасся он один. Не успел договорить второй, как пришел третий вестник и рассказал историю гибели всех от Халдеев, и спасся он один. Прибегает четвертый вестник и говорит о большом ветре, который разрушил дом, а отроки Иова погибли под обломками, и как положено, спасся он один. Из рассказа вестников невозможно понять – от чего погибли отроки. То ли они от страха противоречили друг другу, толи это был страшный сон Иова. Кстати, в этой же книге Иова говорится, что Бог всегда говорит человеку, и если он не слышит, говорит и назидает второй раз – на ложе, во сне, между сном и явью. Было ли это во сне или наяву, не столь важно, в любом случае, книга Иова от этого не становится менее ценной. С логической точки зрения мы догадываемся, что дети его не погибли. Кстати, у древних комментаторов книги есть и такая версия, что дети Иова попали в рабство (плен), из которого в конце были освобождены. Если попали в плен к Халдеянам по версии третьего вестника, то из этого племени вышел Авраам и плен мог быть неким уроком. Что тоже неплохо в русле Учения о рабстве и освобождения от него через прозрение и испытание. Но, теперь, в конце книги его дочери получили имена – Емима, Кассия и Керенгапух, что в переводе означает - «дневная голубка, благовонная и румяная». Они были прекрасны и красивы, говорится в книге, и что очень важно, получили от отца «наследство между братьями их». Если вначале до плена дочери были без имени, то есть, как бы человек без свойств, без даров, без наследства и будущего, то теперь, они получили наследство от Отца Небесного на главный Пир от Евангельского учения.
И снова мы на пиру Иова, который свершался по некому «кругу дней пиршествующих» и «каждый в своем доме и в свой день». Получается, что пиры делались по кругу дней в году и было этих праздников семь, по числу братьев. Круг дней приводит нас к пониманию праздников года и мы вспоминаем, что в Писании Бог объявляет семь основных праздников, которые должны исполняться во все роды человечества. Бог через пророков многократно говорит – «наблюдайте, соблюдайте и исполняйте» праздники Мои. И когда праздники не соблюдались, искажались и привносилось в них нечто чуждое, то звучали слова – «праздники ваши ненавижу, отвергаю и прекращу». Очевидно, это важно, ибо все праздники пророческие. Исследователи этих праздников заметили любопытную особенность, что по времени от первого праздника до последнего, отражаются сроки зарождения, становления и рождения человека. Последний акт «рождения» человечества свершается на праздник Кущей, который называется «время нашей радости». Это праздник пира, веселия и радости, тот самый который отражен в книге Иова, но еще не состоявшийся в русле последней правды. Сразу оговоримся, что книга Иова - пророческая, впрочем, как и все книги Библии, но мы не всегда это замечаем. Вспомним три основных пророчества Иова: Вначале он сказал – чего боялся я, то и постигло меня. Все как у людей, слово произнесенное вслух, становится пророческим, чего боится человек, то с ним и случается. Потом, посетовал об отсутствии Посредника (Христа), который мог бы стать его защитником на суде. И далее, третье – «мои глаза, а не глаза другого увидят Его, я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя». И коль скоро мы говорим о пророческих кругах Слова, то есть необходимость сказать и это.
Пророк Исайя пишет – «Вспомните прежде бывшее, от начала века. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен, что еще не сделалось. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно, с того времени, как это происходит». Другими словами пророк говорит, что все события которые происходят сейчас и будут, отражены от начала Библии, то есть в книге Бытие. Более того, эти события пятятся назад во времени, как «рак», а рак есть знак Библейских учителей, узнаем мы из других источников слова. А  если еще подробнее, то главы книги Откровение в пророческом порядке накладываются на главы книги Бытие. Опуская многие подробности, остановимся на узловых моментах от патриарха Авраама. В 22 главе Бытие символически показывается рождение человека в Духе. Авраам три раза слышит обращение к нему и три раза отвечает – «вот я». Услышать голос Бога и сказать - «вот я», таково должно быть рождение человека последнего времени. И далее, вглядываясь в события нашего времени, где много воды (потопы) и огня (пожары), вспоминаем истории Лота и Ноя. Спасение первого и гибель не открывших ухо людей, связано с огнем, а спасение Ноя с потопом. А в Евангелиях говорится, что последние времена будут похожи на дни Лота и Ноя, и тогда увидят «Сына Человеческого, грядущего». И тогда, выход Авраама, Лота и Ноя из старой земли со всем своим семейством, и восхищение Сима (символ восхищения народа), и снятие кожаных одежд с человека, и вхождение человечества в Рай, все эти события очень близки к нам. Заметим, что последние две главы книги Откровения соответствуют первым двум книгам Бытие. Все проблемы человечества начались от Древа жизни и возле этого Древа они завершаются: «И увидел я новое небо и новую землю, и святый Город, новый, сходящий от Бога с неба, и чистую реку жизни, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, на каждый месяц плод свой».
Завершаются положительно, если только светильники наши поправлены и масло в них налито, - слышим мы предупреждение в притче о пире десяти дев. И еще, Бог говорит – «Я возвещаю и от древних времен, что еще не сделалось». О чем это, что еще не сделалось от древних времен?  В Библии говорится о пирах – Самсона, Товита, царицы Астинь и другие брачные праздники, которые мы подробно рассмотрели в другом месте (книга – Пир на краю вселенной). Сейчас только заметим, что в каждом из этих пиров показывалось то, что не достигало полноты этих праздников, которым суждено было перейти в брачную Вечерю. Ту самую Вечерю, которая в сакральных источниках Слова (устной Торе) названа Пардес (Сад). Четверо учителей вошли в этот Сад - первый «праведник» вошел и умер, так и не поняв конечной цели (тайны) домостроительства Божия в человеческом обществе. После смерти он попал под престол (любви) Божией, из под которого продолжает вопить, что женщина не чиста и не наследует царствия Божия. Второй вошел и «нашел мед», то есть, вкусил от сладкого, но извратил все, повредился умом, пресытившись сладостью увиденного. Такой праведник, по версии одной из притч, мог оказаться на пиру «не в брачных одеждах». Третий «праведник» от закона, стал рубить дерева в Саду и о таковых сказано: «Но вы стали как иудеи, ибо они полюбив дерево (закон), ненавидят его плод (любовь). Или, полюбив плод, стали ненавидеть дерево». А четвертый – вошел и вышел, и пажить (полноту жизни) нашел.
Что еще сказать об Иове, разве только вспомнить его пророческие слова о несовершенных думах своих: «чего я ужасался, то и постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне». Все как у людей, чего боится человек, то и случается с ним.


Рецензии
Если честно - слабовато.
"Его подвиги превышают всякую человеческую мудрость; для его побед нигде не найдется достаточно венков... Вот, ты изгнал первых людей из рая. Смотри же, попробуй, если сможешь, согнать этого борца хотя бы с навозной кучи." -святитель Иоанн Златоуст. "О праведном и блаженном Иове".

Опора на инстинкты, страсти, гордость, тщеславие, лукавство и лицемерие не позволит ничего понять в этой Книге. Она от них "запечатана".
Разум человеческий способен строить иерархии в подсознании, сознании и сверхсознании, формируя человека плотского, душевного и Духовного.
В «переходный период», в процессе эволюции - человеческий разум составляет разнопроцентную смесь из этих трёх «компонентов».
Как только в мысли или слове, или деле появляется хоть малейшее лукавство, сознание саморазрушается - хватается за самооправдание, отчаяние, обиду и гнев ослепляющие и оглушающие, недоумение, осуждение и упрёки, гордость или зависть, ищет себе свободу, ищет себе справедливость... суетится.
Только безкорыстная и безстрастная Любовь со-творяет Свободного Человека Со-Знающего Замысел.
Сознание в процессе «эволюции» освобождается от зависимостей и видит, наконец, реальность в вечности.

Посмотрите:
Тайна Иова. По Иоанну Шаховскому. http://proza.ru/2019/08/04/1682
Наталия Дементьева. "Моя тишина. О чем книга Иова?" http://proza.ru/2019/03/07/695
Вот фрагменты:
«Один из еврейских мудрецов однажды отказался делится полученным им пониманием книги Иова именно потому, что постижение этого уровня подразумевает ситуацию, когда человек не должен знать условий «игры/экзамена», чтоб обнаружились скрытые в нём ошибки в отношениях с Творцом и человек мог на личном опыте вырвать это с корнем. Показатель такого неразумия – недоумение, обида или гнев в ответ на кажущуюся несправедливость Творца в ответ на старания человека угодить Богу в том числе - приходом в церковь, крещением, исполнением заповедей, праведной жизнью, служением и т.д..
Понять книгу Иова правильно возможно только после поднятия человека на этот новый уровень.
Но позже этот же еврейский мудрец приходит к выводу, что, если Бог оставил нам эту историю для изучения в Торе, значит раскрытие её смысла тоже не противоречит плану Бога.» -"Моя тишина. О чем книга Иова?" Наталия Дементьева.

"И здесь Иов говорит удивительное слово, выражающее одну из тайн его сыновней души перед Богом. Он говорит: “Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас”. За две тысячи лет до Рождества Христова, нищий, прокаженный старик в Аравийской пустыни провидит и предчувствует то, в чем так жизненно нуждается человечество и что должно совершиться. Он провидит, что падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю. Иов провидит Богочеловека. Он мог это провидеть, потому что сам был близок Духу Христову, духу Посредничества между Богом и людьми. Он ведь молился за своих детей, когда понимал, что дети его далеко отстоят от Бога, и что им нужен человек, который протянул бы руку к Богу, а другою рукою взял бы этих несчастных детей; и что только так может совершиться спасение слепого человечества. Но в то же время он не видит человека, который стал бы между миром и Богом, был бы свят, как Бог, и причастился бы страдания земного, как человек. Он не понимает, что этот Человек уже действует в нем самом." - архиепископ Иоанн (Шаховской). "Тайна Иова. О страдании".
////////////////////////////////

Все как у людей, чего боится человек, то и случается с ним.
-------------------------------
Неверно. Страх не обладает созидающей силой. Даже для создания "зла" - потребления бытия - нужна "вера", как и для со-творения бытия.
Закон Свободы Мироздания гласит: =по вере вашей да будет вам= и исполняется согласием. Этот Закон доверен нам Любовью.
Свобода доверенная Любовью - воспринимается "страхом" как искушение.
=Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.=
=Бог есть любовь= - именно это и есть Истина, к которой нас ведёт Иисус.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   26.11.2019 14:07     Заявить о нарушении
Эх Ваня, Ваня, Ваня - слабая игра бывает и тогда, когда соперник слаб на игровом поле. Ты увидел то, что смог увидеть. Посмотрел твои ссылки об Иове, что сказать? Сильно и правильно написано. Но истина в Слове многолика, одним открывается одно, другим другое. "Сталкер" Тарковского мой любимый фильм, особенно когда он бросает камушки с ленточками...
Удачи, в твоем сталкерском деле.

Валентин Долматов   26.11.2019 16:50   Заявить о нарушении
Но истина в Слове многолика,
------------------------------
Многолика не Истина. Истина вечна и неизменна. Многолико восприятие, так же как многолико Тело Христово.
=Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.=
=Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.=
=Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Тело же не из одного члена, но из многих.=

Вам пока это непонятно. Жаль. Подождём.

Благословений нам.

Ваня Сталкер   26.11.2019 17:20   Заявить о нарушении